Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Премьерное пиршество на сцене музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко

26 марта на малой сцене театра - российская премьера двух одноактных опер выдающихся французских композиторов XX века. Постановка "Сократа" Эрика Сати и "Бедного матроса" Дариуса Мийо приурочена к году Россия-Франция.

Говорит Феликс Коробов:
«История этой премьеры полна случайностей. Бродя по улочкам Триеста, случайно наткнулся на нотный магазин. Выходя из него с двумя кипами нот, случайно оглянулся и увидел одиноко (и, видимо, давно) лежавшую маленькую партитуру, сразу привлекшую внимание красотой нотной печати, что в нашем деле редкость.

Так как руки были уже заняты, после оплаты в кассе она перекочевала в карман пальто, где и пролежала до очередного "Лебединого озера". В антракте я вышел подышать на променад напротив театра Верди и обнаружил у себя в руках "Сократа" Сати. Там же, под фонарем на пирсе, я и "прочитал" партитуру в первый раз. Это было фантастическое ощущение удовольствия – от замысла (четыре женских голоса, поющих четыре мужские партии), от идеально выстроенной формы, от рафинированной инструментовки и от изумительно красивой музыки. "Бедный матрос" добавился к "Сократу" как-то совершенно естественно. Это настолько разные, настолько противоположные оперы, что они так и просились дополнить друг друга в один вечер. Их объединяет великолепная литературная основа – диалоги Платона и пьеса Кокто. Ну и, конечно же, феноменальное качество музыки. Это абсолютное эстетское пиршество, помноженное на сложности и радости жизни одной из самых ярких художественных эпох французского искусства, как оказалось, столь любимой всеми постановщиками».

Возвращение Роландо Вийясона на оперную сцену

Оно состоялось субботним вечером 20 марта в Венской опере. Впервые после длительного перерыва, вызванного операцией на горловых связках, голос Вийясона вновь зазвучал в партии Неморино («Любовный напиток»). По мнению критиков, посетивших спектакль, голос певца несколько изменился, он стал темнее, не таким звонким, более приглушенным. Но сохранил свою крепость и уверенность. Исполнение арии из второго действия «Una furtiva lagrima» было встречено 5-минутной овацией зала. Еще более продолжительными, 20-минутными аплодисментами зрители наградили тенора и его партнеров, в их числе Екатерину Сюрину (Адина), по окончании спектакля.

Это был Вийясон, которого ждали и хотели, сообщили местные газеты. В ближайших планах певца: партии Ленского в Берлине и Альфреда («Травиата») в Цюрихе.

Вагнеровское «Кольцо» в Вене – традиционно, но с эффектами

Тетралогия в постановке немецкого режиссера Свен-Эрика Бехтольфа уже несколько сезонов держится в репертуаре Венской государственной оперы. На прошлой неделе ее посмотрел обозреватель агентства АП Майк Сильверман. Вот некоторые из его впечатлений:

Сценография в спектаклях цикла сведена к минимуму, зато щедро использованы видео спецэффекты, как например, в изображении огня, который разгорается вокруг погружающейся в сон Брунгильды («Валькирия»). Критик отметил несколько постановочных находок. Так, в знаменитом фрагменте «полета» валькирий не видно, как на сцене мечутся преследуемые ими воины-герои, чьи тела, согласно оригинальному либретто, валькирии должны унести в Валгаллу.

Среди исполнителей критик выделяет Нину Штемме (Stemme) в партии Зиглинды, певицу «с впечатляющим сильным голосом, ровным во всех регистрах». В сравнении с ней проигрывает исполнительница роли Брунгильды Сьюзан Буллок, вошедшая в состав в самую последнюю минуту, у нее высокие ноты звучат несколько крикливо, а средние – сдавленно. Бас-баритон Юха Ууситало в партии Вотана временами был плохо слышан, так как с трудом перекрывал мощный оркестр. Певший Альбериха баритон Томаш Конечны отличается сильным, звучным, выразительным голосом. Тенор Адриан Эрёд продемонстрировал качественный лиризм в партии Логе.

Оркестр под управлением Франца Вельзер-Мёста моментами расходился с певцами, но в целом играл энергично, возбуждая острое волнение в кульминационных сценах.

Байрёйт лишился своего патриарха. Скончался Вольфганг Вагнер

21 марта ушел из жизни внук Рихарда Вагнера Вольфганг Вагнер, возглавлявший Фестиваль в Байрёйте с 1951 (до 1966 совместно со своим братом Виландом Вагнером) по 2008 год (см. в нашем журнале статьи Байрёйтский фестиваль и Виланд Вагнер).

На это печальное событие многие издания откликнулись пространными статьями-некрологами.

Потомок великого композитора, он, по мнению ряда обозревателей, был весьма противоречивой фигурой, вокруг которой не утихали споры и дискуссии. Многие считали его слишком консервативным, обе его постановки Кольца вызывали весьма критические оценки.

Ради справедливости необходимо отметить, что он прислушивался к критике, приглашал для постановок выдающихся интерпретаторов вагнеровского творчества, таких как, Ханс Кнаппертсбуш, Кристиан Тилеман и многих других.

За время его многолетней деятельности в Байрете было поставлено 1700 спектаклей. Такую цифру приводит газета «Deutsche Welle». Вольфгангу Вагнеру принадлежит главная заслуга и в создании фонда имени его гениального деда, который аккумулирует финансы, в том числе и личные средства семьи Вагнеров, для поддержки Фестиваля в Байрейте.

«Мадам Баттерфляй» как обнадеживающий диагноз «больному» театру

Шедевр Пуччини, поставленный еще в 1998 году Марком Ламосом, вернулся в репертуар нью-йоркской Городской оперы, чтобы показать, что театр, временно лишенный из-за ремонта сцены в Линкольн-Центре и оказавшийся на грани финансового краха, все же немного дышит и умирать, похоже, не собирается. В этом сезоне, наверно, самом плохом в его истории, театр предлагает всего 5 опер (для сравнения: в афише сезона 2007-2008 стояли 13 наименований).

Как пишет критик Рональд Блюм, побывав на спектакле, сопрано Шу-Янг-Ли в роли главной героини подкупает правдивой игрой и пением, хотя голос иногда звучит жестковато. Тенор Стивен Харрисон спел качественно, но не всегда был слышен, особенно когда пел, отвернувшись от зала. Вокально лучшим в этот вечер, по мнению критика, стал дебютирующий в Городской опере баритон Куин Келси. Другая дебютанка, меццо-сопрано Нина Нельсен, держалась в тени, тем не менее, точно передавая печаль и переживания своей героини.

На сцене – герои наркоторговли

Наркоторговцы – персонажи оперы «Камелия из Техаса» Габриэль Ортиц, премьера которой прошла в рамках фестиваля в Мехико. Музыкальная ткань этого произведения соткана из баллад и песен о «бойцах» наркоторговли, охватившей значительную часть Мексики, прежде всего, северные, сопредельные США, районы.

История Камелии – популярная в стране легенда о девушке, выдающейся представительнице преступного мира, будто бы лично убившей не одну дюжину человек. Легенда легла в основу книги испанского писателя Артуро Переса Реверте «Королева Юга», а затем и оперного либретто.

Премьера взбудоражила мексиканскую общественность. Группа юристов обвинила композитора и постановщиков в «героизации» наркоторговцев. Некоторые радиостанции на севере страны отказались исполнять фрагменты и музыку произведения.

Последовал протест со стороны композитора, кстати, профессиональной певицы (сопрано) с опытом выступления на оперной сцене. «Я категорически отвергаю любые попытки вводить цензуру» - заявила Ортиц, - «Баллады о наркоторговле, как и сама наркоторговля, составляют часть нашей истории, и цензура не в состоянии решить эту проблему».

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ