Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Юбилей Хариклеи Даркле

10 июня исполнилось 150 лет со дня рождения выдающейся румынской певицы, 1-й исполнительницы партий Тоски и Валли в одноименных операх Пуччини и Каталани, Хариклеи Даркле (1860-1939). В следующем выпуске нашего журнала мы планируем опубликовать статью, посвященную этому юбилею.

Итоги III Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской

7 июня в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко прошла торжественная церемония закрытия III Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской.

Обладателем Гран-При конкурса стал солист московского театра «Новая Опера», приглашенный солист Большого театра тенор Хачатур Бадалян. Вторую премию в номинации «женский голос» завоевала солистка Центра оперного пения меццо-сопрано Виктория Григ. В номинации «мужской голос» - студент Московской консерватории баритон Михаил Гущенко. Третью премию разделили сопрано Александра Максимова, Татьяна Треногина и баритон Александр Гонца (Беларусь).

Четвертый Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской пройдет в Москве в мае 2012 года.

Лос-Анжелес: премьера «Кольца» удалась

Поздним воскресным вечером 6 июня в Dorothy Chandler Pavilion прозвучали заключительные аккорды вагнеровской тетралогии, поставленной силами Оперы Лос-Анжелеса. Цикл из четырех опер шел более недели (с интервалом 2 дня между спектаклями). Тетралогия задумывалась как центральное событие вагнеровского фестиваля, она будет исполнена еще дважды в этом месяце.

Поток рецензий, пролившийся в прессе и Интернете, отражает в целом позитивное восприятие грандиозной работы постановщиков во главе с Ахимом Фрайером, солистов, хора и оркестра под управлением Джеймса Конлона. Не имея возможности в новостном формате подробно рассказать об отзывах и оценках, ограничимся итоговой рецензией в газете «Лос-Анжелес Таймс» от 8 июня. Ее автор, музыкальный критик Марк Свед отмечает, что премьера удалась: «По большому счету придраться не к чему… Фрайер, будучи сам немаленьким эгоистом, заставил таки певцов подчинить их эго своему театрально-художественному вкусу.. Солисты, роптавшие в ходе репетиций на слишком крутой крен сцены, на громоздкие костюмы и ужасную акустику зала (об этом см. наш обзор от 23 мая), похоже, заключили перемирие с режиссером». Этого, кажется, не скажешь о зрителях, которые не преминули продемонстрировать «бу-у-у», когда группа постановщиков явилась перед ними на сцене по завершении финального спектакля.

Свед пишет: «эта постановка наилучшим образом отражает космополитизм мира искусств («art world»). Режиссура Фрайера заключает в себе и своеобразное видение шедевра Вагнера, и диалог с композитором. Она еще долго будет служить предметом дискуссий… Центральным пунктом концепции Фрайера является время. 9 дней могут показаться чрезмерно обременительными для прослушивания тетралогии, особенно если брать в расчет надежды на приезд массы иногородних любителей музыки, но, с другой стороны, это достаточно сжатый срок времени, чтобы прочувствовать всю силу музыкального воздействия вагнеровских опер с их неспешным развертыванием». Заметим, кстати, что в ряде критических обзоров отмечалось далеко не безупречное поведение публики во время действия: часто слышны сигналы наручных часов, а иногда и звонки мобильных телефонов, перешептывания и болтовня в полголоса.

Среди солистов рецензенты особо выделяют Джона Триливена (Зигфрид) и Линду Ватсон (Брунгильда). Похвал удостоились также солистка Большого Екатерина Семенчук (Фрика), бас из Украины Виталий Ковалев (Вотан), Эрик Халфварсон (Хундинг), Мишель Де Янг (Зиглинда), и, конечно же, инициатор и главный вдохновитель вагнеровского фестиваля Пласидо Доминго (Зигмунд).

«Мария Стюарт» в Лидсе (Великобритания)

История Великобритании в ее самых драматических эпизодах (как, впрочем, и России, и любой иной страны) допускает различные, зачастую самые неожиданные интерпретации и оценки. Столкновение Елизаветы I и королевы шотландской Марии Стюарт уже не одно столетие будоражит умы и вдохновляет поэтов и композиторов. В своей знаменитой опере «Мария Стюарт» Доницетти свел вместе обеих дам, хотя, как утверждают исследователи, они никогда не встречались друг с другом в реальной жизни.

У британского режиссера Энтони МакДональда собственный взгляд на драматургию оперы. Он ее раскрывает как конфликт двух женщин, корнями уходящий в их детство, в их еще невинные игры. Однажды они поссорились из-за игрушечной, бумажной короны. Вражда росла и взрослела вместе с ними. В спектакле, представленном им и труппой Opera Nord в городе Лидсе, нет и намека на фактический историко-политический фон. Если декорации несут следы елизаветинского времени, то костюмы героев явно позаимствованы из разных эпох, в том числе середины прошлого века. Очевиден посыл: это противоборство двух личностей, хотя и коронованных особ, от исхода которого зависит их собственная судьба, но никак не судьба британской державы, населяющих его народов, стоящих за главными персонажами общественно-политических лагерей.

Любое прочтение имеет право на существование. Судя по рецензии в газете «Гардиан», режиссерская трактовка представляет собой самое замечательное в этом спектакле. Но и дирижер Гвидо-Йоханнес Румштадт, и солисты (сплошь местные) не вызвали серьезных нареканий рецензента. Он отметил лишь в паре моментов расхождение в ансамблях и простуженный голос Сары Коннолли, певшей Марию Стюарт.

«Свадьба Фигаро» в Ковент Гардене

Лондонская Королевская опера возобновила элегантную постановку (Дэвид МакВикар) моцартовского шедевра. Действие оперы перенесено в 1830 год, во французское поместье.

Эрвин Шрот, выглядевший на сцене похудевшим, как никогда ранее подтянутым и стройным (один из английских журналистов объясняет это его женитьбой на Анне Нетребко), был весьма убедителен в роли остроумного и находчивого Фигаро. Мариуш Квечен прекрасно исполнил роль графа. Мужчинам-солистам ничуть не уступали в классе Аннета Даш (графиня) и Эри Накамура (Сюзанна). Главным же триумфатором спектакля стал дирижер сэр Колин Дэйвис, который по свидетельству обозревателя, «вдохнул в исполнителей одновременно утонченность, юмор, сердечность, ум и щедрость характеров и добился от оркестра великолепного звучания». Все эти качества были продемонстрированы в динамике, в приливах и отливах арий и речитативов, «с легчайшей, прозрачной фразировкой».

Сэр Колин впервые продирижировал «Свадьбой Фигаро» в Ковент Гардене аж в 1965 году. И он знает, как это надо делать.

«Музыка для собак» на ступенях оперного театра в Сиднее

Американская музыкантша Лаури Андерсон и ее муж, популярный рок-солист Лоу Рид, организовали концерт на открытом воздухе… для собак. Была исполнена 20-минутная композиция для скрипки, синтезатора и высокотональных свистков. Ее прослушали собаки самых разных пород вместе с их хозяевами, комфортно расположившись на ступенях оперного театра. Аудитория насчитывала около тысячи лиц и примерно столько же собачьих морд. Знатоки классической музыки могли уловить в композиции намек на знакомые мелодии Россини. Высокотональные фрагменты, недоступные для несовершенного человеческого уха, приводили четвероногих слушателей в экстаз. Мощное диссонирующее крещендо в финале сопровождалось дружным лаем и радостным воем сотен животных.

Собаки прекрасно себя вели во время концерта, не учинив ни разу драки, с удовольствием отметили организаторы этого необыкновенного культурного мероприятия.

О чувствительности собак к музыке хорошо известно. Как мне рассказывала народная артистка России Маргарита Александровна Миглау, солистка Большого театра в 50-80-е годы, ее собачка обожала «распеваться» вместе с хозяйкой, растянувшись на ковре рядом с пианино.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ