«Груди Терезия» Пуленка в Петербурге

«Груди Терезия» Пуленка в Петербурге
Оперный обозреватель

Сегодня мы публикуем материал, присланный нам из Петербурга Кириллом Веселаго. Он посвящен фестивалю «Дворцы Петербурга», в рамках которого была представлена опера Ф. Пуленка «Сосцы Терезия» (правильнее, согласно устоявшейся традиции, - «Груди Терезия»). Конечно, это не первая постановка в России, как указывалось во всех рекламных материалах (у нас любят быть во всем первыми, вот уж воистину «Россия – родина слонов»!). Тем не менее, событие это весьма интересное и достойное того, чтобы попасть на страницы нашего журнала. Подробнее о Пуленке и содержании его оперы «Груди Терезия» читатель сможет прочесть в одной из наших старых публикаций Е. Цодокова «Оперная муза Пуленка. Дениз Дюваль» в разделе «История оперы».

В изысканном зале Эрмитажного театра в рамках «года Франции в России-2010» прошло одно из самых примечательных событий фестиваля «Дворцы Петербурга» – премьера оперы Франсиса Пуленка «Груди Терезия».

«Франсис Пуленк – это сама музыка, я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью» – говорил Дариус Мийо о самом молодом и пожалуй, самом ярком участнике композиторского содружества «Шестёрка».

Действительно, Франсис Пуленк — один из самых примечательных композиторов Франции ХХ столетия. Время пребывания Пуленка в группе «Шести» во многом заложило основы его популярности и профессиональной карьеры. «Под влиянием Эрика Сати и Жана Кокто, вместе с присоединившимся к нам Мийо, мы сплотились ещё теснее. Нас было достаточно много, чтобы выступать с самостоятельными концертами в зале Юген. Тогда нас было шестеро, но мы себя не пересчитывали. Это Анри Колле впервые нас пересчитал и назвал “Шестёркой”», – писал об этом сам Пуленк четверть века спустя.

Почему-то сложилось так, что в России достаточно широко известны лишь две оперы Пуленка – психологическая драма «Диалоги кармелиток», рассказывающая о мрачной истории гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, и моноопера «Человеческий голос» по драме Ж. Кокто – лирическая драма, в которой звучит трепетный голос тоски и одиночества, голос оставленной любимым женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность.

Однако выдающимся мастером-драматургом композитор проявил себя и в самой первой своей опере «Груди Терезия». Веселая, легкая и фривольная опера-buffa на текст фарса Г. Аполлинера в полной мере выразила необыкновенное чувство юмора Пуленка, его любовь к шутке и эксцентрике. Остаётся только удивляться, почему эта опера так долго искала свой путь на российскую сцену.

Строго говоря, нынешнее исполнение нельзя назвать «российской премьерой»: в 1992 году опера ставилась в Пермском театре оперы и балета. Трудно сейчас сказать, была ли та постановка легитимной. Пуленк умер в 1963 году, и согласно закону об авторском праве, за постановку его опер надо было платить и наследникам, и издателю.

На берегах Невы законность исполнения обеспечил Французский институт в Санкт-Петербурге – однако, как и в прошлом году (когда в Большом зале Филармонии была дана опера Бизе «Искатели жемчуга», неоднократно ставившаяся у нас и до революции, и после), на афише было написано «Впервые в России».

Досадно, что и в этом году (за исключением сопрано Ирид Мартинез) состав исполнителей почти не претерпел изменений: родившийся во Франции вьетнамец Филипп До спел неважно – сложилось впечатление, что он пребывает не «до», а уже после своего вокального расцвета; голос его плохо слышен даже в крохотном Эрмитажном театре. Баритон Пьер Ив Прюво оказался более профессионален – но, увы, концертное исполнение столь игровой оперы – не его конёк.

Гийом Турньер – беспрерывно приплясывающий, приседающий и извивающийся дирижёр вновь показал себя скорее «танцором диско», чем вдумчивым музыкантом. Кроме того, у него также проявился «синдром Гергиева»: из-за затянувшихся репетиций спектакль начали на целый час позже – это можно назвать как угодно, но уважения к публике здесь не просматривается!

В результате мы имеем факт концертного исполнения одной из самых прелестных и «игровых» опер середины ХХ века, которая буквально требует сценического воплощения (абсурд либретто Аполлинера вообще не поддаётся сколько-нибудь внятному пересказу), и довольно пристойное исполнение (силами Эрмитажного оркестра) дышащей мелодическим обаянием и классическими буффонными брио оперы.

Конечно же, нельзя не выразить благодарность фестивалю «Дворцы Петербурга» за эту нечаянную радость – однако хочется верить, что следующее событие, по значимости не уступающее первому исполнению (по крайней мере, в Петербурге) неизвестного широкому зрителю произведения пройдёт в более подходящем по размерам зале (крохотный Эрмитажный театр был набит до отказа).

Кстати, насчёт Пуленка для Французского института в Санкт-Петербурге есть одна хорошая идея: «Лани» – это так называемый «балет с пением», поставленный в 1924 году в Париже антрепризой Дягилева – чем не достойный повод в год Франции в России (и наоборот) для воскрешения опуса, о котором Дариус Мийо писал: «Этот балет написан в виде танцевальной сюиты с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка. Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность».

На фото:
Эрмитажный театр

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ