Оркестр Пульчинелл

Оркестр Пульчинелл
Оперный обозреватель

В Камерном театре Бориса Покровского случилась премьера. Обычно премьеры проходят, но для спектакля с исключительно длинным названием «Контракт для Пульчинеллы с оркестром, или Посторонним вход разрешен» лучше глагола, чем «случиться» я подобрать не могу. А все потому, что после таких постановок в театре рождаются новые тенденции.

Михаил Кисляров, автор и режиссер-постановщик спектакля, любит повторять, что «опера – искусство точное, потому что оно связано с музыкой». Музыкальные темы данной постановки связаны с «Пульчинеллой» Стравинского и двумя малоизвестными операми Перголези – «Ливьетта и Тракколо» и «Учитель музыки». Надо сказать, что звучат эксперименты в авторской пьесе Михаила Кислярова достаточно интересно, по легкости восприятия напоминают мюзикл.

Если бы спектакль «Контракт для Пульчинеллы..» был бы человеком (допустим), который лежит на кушетке и пересказывает психиатру своё либретто, скорее всего врач поставил бы следующий диагноз: «спектакль подсознательно хочет расширить границы театра, сделать его более интерактивным и модным».

Не случайно в опере сценическое пространство разворачивается поближе к зрителям, показывая таким образом, что все происходит на расстоянии вытянутой руки, online. Едва ты заходишь в театр, тебе демонстрируют и на пальцах объясняют тайны театральной жизни: артисты сидят на ступеньках и повторяют партии, костюмеры приводят в порядок гардероб, стряхивая с него пылинки, рабочие тащат на себе элементы декораций. Спектакль официально еще не начался, а тебе уже намекнули, что после третьего звонка каждый фрагмент этой картины займет свое место и действие продолжится.

Понятно, что сравнивать маленькую сцену (и бюджет) камерного театра с другими московскими театрами, как-то глупо и неуместно - камерный театр он потому и хорош, что артисты тут ближе. По вечерам в театре не только поют, но и заводят с тобой проникновенный разговор по душам, не отходя далеко от дирижера.

В этой располагающей атмосфере двумя главными составляющими по-прежнему остаются музыка и картинка. Если в музыкальном плане у Театра Бориса Покровского нет проблем – певцы самоотверженно бросаются в каждую новую роль, прекрасно владея при этом собой (и своим голосом), то в сценическом плане недостатки оформления в некоторых спектаклях подчас откровенны (Это утверждение нашего автора отличается как слишком высокой степенью смелости, так и весьма небесспорно само по себе. Впрочем, редакция всегда выступала за то, чтобы давать на страницах журнала разные мнения, в том числе с позицией самой редакции и не совпадающие. - ред.). Как в «Контракте», так и в «Так поступают все женщины» - сценография оставляет желать лучшего. В этом отношении гораздо продуманнее выглядят суровые, драматические спектакли вроде «Бега» на музыку Николая Сидельникова или декорации к иной авторской пьесе Михаила Кислярова «Век DSCH».

В «Контракте» есть чувство юмора (зал смеется, зрителям по-настоящему хорошо), здесь прослеживаются интересные режиссерские ходы, но чувство визуального стиля все еще дремлет.

По сравнению с сумасшедшими бутафорскими декорациями, циркулирующими по сцене на протяжении всего спектакля, эффектно в спектакле смотрелась только дама в фиолетовом платье – клавесинистка (Лола Палыга), которая прогуливалась так изящно, что у зала перехватывало дыхание. Каждый раз, когда клавесинистка появлялась на подмостках, сюжет всей оперы становился вторичным.

А сюжет, кстати, заимствован из театральной реальности: молодая певица (её прекрасно и выразительно сыграла Ирина Курманова) хочет стать мировой звездой. У импресарио Коладжанни, партию которого харизматично исполняет Сергей Байков, есть на это свои – достаточно пошлые - идеи. Гений Маэстро Ламберто (Игорь Вялых) от многочисленных раздумий над постановкой своего нового спектакля впадает в мучительный психоз. Вспышки гнева Ламберто успокаивает хор работников театра душевными песнопениями, повторяя раз за разом одну и ту же тему. Параллельно разворачиваются картины из репетируемого спектакля, в котором участвуют Александра Мартынова и Роман Шевчук, - блестящие, безумно артистичные исполнители, успевающие переродиться за время своих выходов несколько раз.

Тем не менее, несмотря на некоторую сценическую недоработку, «Контракт для Пульчинеллы» - спектакль важный и актуальный именно для сегодняшнего театра Бориса Покровского. Благодаря этому спектаклю, не только у театра, но и у зрителей, приходящих в камерный театр на – казалось бы - очередную постановку, может возникнуть ощущение чего-то нового, происходящего на сцене, которая появляется и растворяется прямо твоих на глазах.

Таким образом, Театр Бориса Покровского не только открыл свой новый сезон, но и начал свежий этап в своей творческой жизни, с чем его можно поздравить.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ