Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Шарль Симон Фавар — 300 лет со дня рождения

13 ноября с. г. исполнилось 300 лет со дня рождения известного французского драматурга, либреттиста и театрального деятеля Шарля Симона Фавара (1710-1792).

В 1743-45 по приглашению антрепренера Ж.Монне он работал в парижском «Опера комик», где готовил к постановке спектакли труппы. После 1745 некоторое время работал в Брюсселе вместе со своей женой, известной актрисой и певицей Мари Жюстин Фавар (1727-1772), принимавшей активное участие в литературной работе мужа и выступавшей в его пьесах.

С 1751 сотрудничал с парижским театром «Комеди Итальенн», который в 1762 объединился с «Опера комик» (в 1783 получил название «Театр Фавара»). В 1757-69 был одним из руководителей этого театра.

Фавар сыграл значительную роль в развитии французской комической оперы, многие его пьесы и либретто легли в основу опер Глюка, Гретри, Дуни, Филидора, Монсиньи, Моцарта. Среди пьес Фавара яркие образцы жанра пародийной комедии-водевиля и т. н. «комедий с ариеттами».

Среди лучших сочинений драматурга комедия «Любовь Бастьена и Бастьенны» (1753, «Комеди Итальенн»), являющаяся пародией на оперу «Деревенский колдун» Руссо. Этот сюжет в дальнейшем послужил основой для одноактного зингшпиля юного Моцарта «Бастьен и Бастьенна» (1768). Отметим также пьесу «Фея Юржель, или Что приятно дамам» (1765, Фонтенбло, по мотивам Вольтера и Д.Чосера), которую использовал для своей одноименной оперы Дуни.

Ширли Верретт скончалась на 79 году жизни

5 ноября с. г. в Анн-Арборе (Мичиган) от сердечной болезни скончалась выдающаяся певица Ширли Верретт. В связи с этим печальным событием мы публикуем сегодня словарную статью Е.Цодокова о певице.

Лаборатория режиссеров музыкального театра в Красноярске

В первой декаде ноября в Музыкальном театре Красноярска прошла «Лаборатория режиссеров музыкального театра». Так назвали стажировку молодых режиссеров организаторы — администрация края, Красноярский государственный театр оперы и балета, Красноярский музыкальный театр и Железногорский театр оперетты. Именно в этих театрах молодым режиссерам из Москвы и ряда других городов России представилась возможно самостоятельно поставить сцены из классических опер и оперетт, а также фрагменты из опер и музыкальных спектаклей современных композиторов. В репетициях задействовано около 100 актеров краевых музыкальных театров. В ходе финальных показов работы молодых постановщиков оценили руководители одиннадцати музыкальных театров Урала, Сибири и Дальнего Востока.

«Я долгое время считал, что являюсь одним из самых молодых музыкальных режиссеров в стране. И сам того не заметил, как появились уже несколько поколений тех, кто моложе меня. Для того, чтобы этим заниматься, нужно иметь внутри себя одержимость. Чтобы хотеть заниматься только этим и ничем другим. Я желаю всем вам иметь такую же одержимость», — произнес во время открытия напутствие молодым постановщикам режиссер, обладатель шести «Золотых масок», Дмитрий Черняков.

Театр Покровского восстановит «Похождения повесы»

В декабре 2010 года на сцене Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского в Москве пройдут первые представления оперы Стравинского «Похождения повесы» в реконструированной постановке основателя театра. В России опера впервые была представлена в 1978 году в Камерном музыкальном театре. Русский текст специально для этой постановки сделала Наталия Рождественская, над которой вместе с Борисом Покровским работал ее сын, дирижер Геннадий Рождественский, в тот период — главный дирижер Камерного музыкального театра. Сценографию к спектаклю 1978 года создал Иосиф Сумбаташвили. «Похождения повесы» не шли на сцене «Камерного» около двадцати лет. За это время в России появилась лишь одна постановка последней оперы Стравинского, осуществленная Дмитрием Черняковым в Большом театре в сезоне 2002/03.

Над реконструкцией спектакля работают ученик Покровского Григорий Спектор (участвовавший в 1978 году в его выпуске), художник Юлия Акс и главный дирижер театра Владимир Агронский. В декабре к ним присоединится дирижер-постановщик Геннадий Рождественский, под чьим управлением и пройдет первое представление.

Вечер памяти Джоан Сазерленд

Вечер памяти певицы прошел в родном для нее оперном театре Сиднея. Премьер-министр Австралии Джулия Джиллард охарактеризовала соотечественницу как «величайшую певицу 20 столетия, которая навсегда изменила мир оперы». Продолжая свое выступление, премьер-министр сказала: «Такие фигуры как Джоан Сазерленд, которая прославила во всем мире Австралию, рождаются раз в столетие». И далее: «Дама Джоан обладала величием и всеми качествами, присущими примадонне, но вместе с тем ей были свойственны и природный юмор, и народная практичность, как у любой настоящей австралийки». Джоан пела в этом театре 265 раз.

Противоречивый дебют дирижера Кристи в Мете

Дирижер Уильям Кристи известен, прежде всего, в Европе, где он жил и работал не одно десятилетие, как знаток и поборник барочной музыки. Он не молод и только в 65 лет впервые занял место за дирижерским пультом Мета. Это случилось 9 ноября, на спектакле «Так поступают все».

Дебют получился неоднозначным, считает музыкальный обозреватель Рональд Блюм. В распространенной агентством Associated Press рецензии он пишет, что, несмотря на многочисленные замечательные фрагменты, работа дирижера, как и весь спектакль, не оставила цельного впечатления. Увертюра, исполненная оркестром с обычным для него блеском и натиском, задала такой головокружительный темп, что певцы были вынуждены все время к нему приноравливаться, и это у них получалось с неодинаковым успехом. В результате ансамбли не впечатляли слаженностью. Временами, особенно часто во втором действии, темпы вдруг сползали вниз, словно позабыв тот бойкий ритм, который был им задан увертюрой. Кристи дирижировал без традиционной палочки и, как утверждает обозреватель, сфокусировал свое внимание исключительно на оркестре.

Из солистов автор рецензии выделяет Даниель де Ньезе (Деспина) и Натана Гунна (Гульельмо), продемонстрировавших «живые характеры и хороший вокал».

«Опера Балтимора» умерла. Опера в Балтиморе жива!

В начале 2009 года компания Опера Балтимора, не дожив немногим до своего 60-летия, финансово обанкротилась и прекратила существование. Но жители этого славного американского города без оперы не остались. Искусство не терпит пустоты, и после ухода в небытие главной оперной труппы освободившееся культурное пространство постепенно заняли ранее малозаметные коллективы: Opera Vivente, Chesapeake Chamber Opera, Baltimor Concert Opera и некоторые другие.

«Когда образуется лакуна, люди стремятся ее заполнить», — говорит директор Baltimor Concert Opera Брендан Кук, в прошлом штатный баритон главной оперной труппы. Его организация существует на скромный бюджет, где нет средств на декорации, костюмы и оркестр. Концертное исполнение проходит под фортепиано.

Chesapeake Chamber Opera только что открыла свой второй сезон полноформатным спектаклем «Мадам Баттерфляй» на основной музыкальной сцене города — Baltimore Opera House (компании больше нет, но театр-то остался!).

Peabody Opera House — фактически студенческая труппа, где поют выпускники и студенты местной консерватории. Сейчас они реализуют проект под название «Фигаро» в концертном исполнении.

«Надо же, — удивляется бывший руководитель хора Оперы Балтимора Джеймс Харп, — «такое количество расплодившихся оперных организаций доказывает, что Балтимор — поистине оперный город». Сам он сейчас работает в крупном благотворительном фонде, который рискнул профинансировать создание новой компании — Lyric Opera Baltimore, претендующей на первую роль в городе. По его словам, уже в следующем году новорожденный театр поставит «Травиату», «Свадьбу Фигаро», «Фауста». В добрый путь!

«Ромео и Джульетта», Королевская опера в Лондоне

К этой опере у англичан особое внимание, как, впрочем, и к другим музыкальным произведениям по драмам и комедиям Шекспира. Это и понятно. Однако премьера «Ромео и Джульетты» в Ковент Гардене большого ажиотажа не вызвала, несмотря на звездный состав: достаточно назвать Н. Мачаидзе и П. Бечалу в титульных ролях. Может быть, по той причине, что спектакль по большому счету ничем не поразил.

Голоса главных исполнителей, особенно в дуэтах, сливались в прекрасном ансамбле, пишет в «Daily Express» Уильям Харстон (газета от 2 ноября). Грузинская сопрано выглядела несколько неуверенно в начальных сценах, ей не всегда легко подчинялся высокий регистр, но потом она распелась, продемонстрировав огромный потенциал, особенно в колоратурных ариях, свободно заполняя весь объем зала. Однако там, где требовались нежность и теплота, ей не всегда удавалось преодолевать природную жесткость голоса. Поэтому выступление Нино оставило в итоге «фрагментарное впечатление». Бечала, по мнению критика, пел впечатляюще, и уже из-за него одного стоило бы прийти на этот спектакль.

Довольно скромная по масштабам постановка (Николас Жоэль) отчасти компенсирована мощным хором (обозреватель газеты насчитал более 70 хористов одновременно на сцене), который пел слажено и в целом способствовал цельности спектакля. Даниель Орен дирижировал с чувством, не торопясь, придерживал темпы, подчеркивая тонкую оркестровку Гуно и не позволяя музыкантам заглушать солистов.

«Буржуазная комедия» в Городской опере Нью-Йорка

Рихард Штраус не считал «Интермеццо» оперой. Он иронично называл это свое произведение, по существу биографическое, «бюргерской комедией с симфоническими интермедиями» (Bürgerliche Komödie mit sinfonischen Zwischenspielen).

Опера не часто появляется в театрах. Спектакль, поставленный Леоном Мэйджором еще в 1990 году на фестивале в Глиммерглассе, перекочевал спустя 9 лет на сцену Городской оперы Нью-Йорка и на днях вновь был показан, удостоившись внимания The Financial Times. Автор короткой рецензии Мартин Бернхеймер считает, что голос певицы Мэри Данливи, замечательно проявившей себя во многих лирико-колоратурных партиях, не подходит для роли главной героини. Критик напоминает, что на премьере 1924 года в Дрездене эту партию (Христины — прим. ред.) исполнила Лотте Леман с голосом более крепким и богатым. Данливи, впрочем, очень старалась и в костюмах времен дрезденской премьеры выглядела впечатляюще, но голос звучал резковато, натужно в верхах, впрочем, напряженность исчезала в более низких регистрах. Николас Паллесен удачно слепил образ страдающего, ослепленного любовью Роберта Шторха (заметим попутно, что начальные инициалы совсем не случайно совпадают с инициалами композитора). Эндрю Бидлак убедительно сыграл и спел вульгарного, не слишком умного барона Луммера.

Дирижер Джордж Манахан проявил недюжинный темперамент, но совсем мало тонкости, управляя не очень стройно игравшим оркестром. Возможно, не хватило еще одной-двух оркестровых репетиций.

Подготовили Владимир Светозаров и Евгений Цодоков (Ш.С.Фавар — 300 лет со дня рождения)

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ