Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

«Архнадзор» против «Геликона»

В Москве разгорается скандал по поводу недавнего решения московского правительства о приостановке реконструкции комплекса исторических зданий для театра «Геликон-опера», принятого под давлением общественной организации «Архнадзор». Ряд крупнейших деятелей оперного искусства, имеющих мировую известность, среди которых Ольга Бородина, Мария Гулегина, Анна Нетребко, Марина Мещерякова, Ильдар Абдразаков, Дмитрий Хворостовский, выступили с открытым письмом, опубликованным на сайте «Российской газеты» 1 декабря, в котором выражается протест против этого решения.

Разумеется, идея сохранения архитектурных памятников — вещь благородная. Однако в Москве, преследуя значительно менее высокие цели, нежели строительство «храма» искусства, снесено или искажено столько исторических зданий, что свой былой облик столица потеряла навсегда. И в большинстве случаев никакие протесты общественных организаций, историков и деятелей культуры в расчет не принимались, а тут отреагировали сразу. Это наводит на печальные размышления — видимо, многое зависит от того, задеты или нет «большие» коммерческие интересы «больших» людей! А здесь что? Какой-то оперный театр? У нас, к сожалению, в массовом сознании слово «опера» воспринимается обычно по известному каламбуру — во множественном числе и с ударением на последнем слоге!

Можно по-разному относиться к творческой политике «Геликона» — это вопрос художественного вкуса. Но отрицать достойную уважения подвижническую деятельность коллектива и его руководителя Дмитрия Бертмана, сумевших в труднейшие 90-е годы создать и развить такое благородное дело, ни у кого не поднимется рука!

Владислав Сулимский победил на конкурсе имени Джакомо Лаури-Вольпи

В Риме завершился вокальный конкурс имени Джакомо Лаури-Вольпи, крупнейшего итальянского певца и вокального теоретика XX века. Конкурс проводится с 1977 года и пользуется большим авторитетом среди знатоков вокала. В этом году среди отобранных конкурсантов был только один певец, представлявший Россию, — баритон Владислав Сулимский, который и завоевал первое место.

Это далеко не первая награда в послужном списке артиста, который уже не раз становился лауреатом престижных международных конкурсов. Солист Мариинского театра с 2004 года, Владислав Сулимский исполняет на родной сцене ведущие партии, среди которых Онегин («Евгений Онегин»), Елецкий («Пиковая дама»), Роберт («Иоланта»), Алеша («Братья Карамазовы»), Жермон («Травиата»), Энрико/Генри Аштон («Лючия ди Ламмермур»), Эцио/Аэций («Аттила»).

Премьера «Мадам Баттерфляй» в Пермском театре оперы и балета

Премьера «Мадам Баттерфлай » на сцене Пермского оперного прошла 26 и 28 ноября.

Новую версию оперы представил на суд зрителей выпускник ГИТИСа Денис Радченко. Это его первая крупная работа. Ранее он ставил в основном водевили и спектакли для детей в Оренбургском театре музкомедии. Действие оперы перенесено из Японии в Америку. А между первой частью и всей остальной оперой проходит не 3 года, а один день. Вот что говорит сам режиссер-постановщик: «Мы сделали перенос. У нас все происходит не в Японии, а в Нью-Йорке, в салоне „Нагасаки“. Здесь происходит некое представление, которое устраивают каждый день для янки. И в один из вечеров сюда попадает человек, наш герой — Пинкертон, который хочет забыться» («Урал-Информ»).

По словам Дениса Радченко, его главная задача, чтобы «постановка была не столь узнаваемой, сколько понимаемой зрителем». Первая часть спектакля — это иллюзии мужские, когда вместо улаживания отношений с женой, герой отправляется в курительный салон «Нагасаки», что бы принять участие в представлении, где каждый посетитель играет свою роль. Там он и поддается соблазну прекрасной гейши. Вторая часть — это уже женские иллюзии. Чио-Чио-сан настолько охвачена желанием обладать мужчиной, что не готова принимать реальность и не верит в то, что ночь была лишь мимолетной. Третья часть, как рассказывает режиссер — это та самая расплата за иллюзии, которая чревата реальной гибелью героини. Переработанное либретто повлияло и на некоторые музыкальные фрагменты. Однако, по словам дирижера Александра Анисимова, великолепие музыки Пуччини от этого не пострадало, и театр доказывает, что может претендовать на право исполнять одно из виртуозных оперных сочинений («Эхо Перми»).

Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II вручил Пласидо Доминго позолоченное Серебряное древо

Этой награды певец удостоился в Батуме, где выступил в концерте вместе с грузинскими певцами. Они исполнили в числе прочих произведений менгрельские народные песни. На концерте присутствовали 2 000 зрителей (The Georgian Times).

Литовская опера отмечает свое 90-летие

1 декабря Литовский национальный театр оперы и балета дал гала-концерт, отметив тем самым девяностую годовщину своего рождения. Театр появился в 1920 году в Каунасе, который был тогда столицей Литвы, и со временем превратился в крупнейший культурный, музыкальный центр страны. Первым спектаклем стала «Травиата». А последней большой премьерой — «Валькирия» Вагнера, которая ранее никогда не шла на этой сцене. В торжественном концерте выступили прославленные на весь мир певцы Виргилиус Норейка, Эдуард Канява, Владимир Прудников и другие замечательные артисты. Были исполнены арии, фрагменты и сцены из опер Чайковского, Бородина, Верди, Пуччини, Моцарта.

А совсем недавно, в конце ноября, театр совместно с журналом «Bravissimo» провел пятый по счету Международный семинар оперных критиков. Естественно, одна из главных тем семинара — юбилейная дата. Так, музыкальный критик Борис Керман, работающий в немецком журнале «Der Opernwelt», представил свою точку зрения на общие тенденции и различия в развитии оперного искусства в Литве, с одной стороны, в других Балтийских странах и Германии, — с другой. Интерес участников вызвала также дискуссия вокруг авангардистских постановок в Вильнюсе «Бориса Годунова» и малоизвестного опуса А.Понкиелли «Литовцы».

Банк Nordea поможет Латвийской опере

В Риге объявлено, что банк Nordea (крупнейший банк Северных стран) и Латвийская национальная опера (ЛНО) «сделали первый шаг навстречу долгосрочному сотрудничеству» подписанием соответствующего соглашения. И очень во время. Финансовый кризис поставил экономику страны на грань полного краха. Государственное финансирование ЛНО сократилось по сравнению с 2008 годом более чем на треть. Пока не раскрывается, какую и в какой форме поддержку будет оказывать банк. Но, видимо, частично потери будут возмещены. Не случайно директор ЛНО Андрей Жагарс на церемонии подписания соглашения не скупился на похвалу в адрес нового спонсора: «Мы должны высказать бесконечную благодарность банку Nordea, протянувшему руку помощи во имя сохранения и приумножения национальных культурных ценностей в сфере оперы и балета. Став патроном культуры в трудный период резкого сокращения госдотаций, банк оказал неоценимую услугу нашему народу. Ведь культура была и остается единственным базисом существования латвийского государства и самым могучим средством борьбы за независимость, свободу и демократию» (по материалам сайта ЛНО).

Шокирующий «Дон Жуан» в лондонском Колезиуме

Новая постановка моцартовского шедевра в Английской национальной опере (АНО) шокировала и разделила публику и критику на два лагеря. Речь, прежде всего, идет об откровенных сценах изнасилования. С первой из них опера собственно и начинается. Оркестр играет увертюру, а на сцене группа подонков в майках с изображением Христа насилует женщину. Действие происходит в современном городе. Главный герой представлен не эгоистическим соблазнителем, а беспощадным насильником. Названный критиками «жестоким, уродливым и диким», спектакль вызывает вопрос, а не стремится ли таким способом театр завлечь в зал молодежь?

Редактор лондонского журнала «Музыка» Оливер Конди пишет: «Произведение Моцарта рассказывает о человеке, который преследует женщин самым отвратительным образом, но в ней нет сцен изнасилования. Я не думаю, что такое надо показывать на сцене, и в этом смысле оперная компания зашла слишком далеко». Критик предположил, что сокращение ассигнований, возможно, подвигло АНО на столь рискованный прием с целью привлечь больше зрителей. Музыкальный обозреватель газеты «Телеграф» Руперт Кристиансен «видал зрелища и покруче», но этот спектакль, по его мнению, полностью провалился у публики.

Для Руфуса Норриса, театрального режиссера из Западного Лондона, где он уже прославился «клубничкой», это был оперный дебют. Художественный руководитель АНО Джон Берри, естественно, попытался защитить спектакль: «наше видение оперного искусства не сковано барьерами, поэтому мы приглашаем как известных оперных постановщиков, так и режиссеров, представляющих другие виды искусства». В будущем году в АНО попробуют себя в оперном жанре и кинематографисты.

Дебют Саймона Рэттла в Метрополитен

Художественный руководитель Берлинского филармонического оркестра Саймон Рэттл 17 декабря впервые встанет за пульт Мета, где продирижирует оперой Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Заглавные партии исполнят чешское меццо-сопрано Магдалена Кожена (Мелизанда)* и французский баритон Стефан Дегу (Пеллеас)**. Его ревнивого брата (Голо — прим. ред.) споет Джеральд Финлей (Финли), Женевьеву — Фелисити Палмер, престарелого монарха (Короля Аркеля — прим. ред.) — Уиллард Уайт.

Премьера постановки Джонатана Миллера прошла на этой сцене еще в 1995 году и была отмечена как «образец лаконичности, скрупулезно выразивший мельчайшие нюансы текстуры, напряженности и чувств» (Financial Times). Дирижер Рэттл, который, по словам одного журналиста из газеты Guardian, «сделал для мировой культуры больше, чем любой живущий сегодня британец», сравнительно недавно исполнял эту оперу и с Берлинским филармоническим.

17 декабря послушать оперу смогут миллионы благодаря прямой трансляции по радио SIRIUS канал 78 XM канал 79.

Примечания редактора:

* Нынешняя жена маэстро.
** Партия Пеллеаса, в которой отсутствуют верхние ноты, изначально предназначенная для тенора, часто поручается и баритонам. Мелизанду, наряду с сопрано (согласно партитуре), также поют меццо-сопрано, например, Ф. фон Штаде или А. С. фон Оттер.

Журнал «Музыкальная жизнь» приглашает

Критико-публицистический иллюстрированный журнал «Музыкальная жизнь» уже более полувека остается популярным отечественным изданием о музыке и музыкантах. Сегодня журнал переживает второе рождение — впервые за свою историю он обретает полный цвет и современный дизайн.

Редакция приглашает всех желающих на концерт-презентацию нового формата журнала, которая состоится 6 декабря 2010 года в Музыкальной гостиной Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (ул. Большая Дмитровка, 17, м. «Чеховская», «Пушкинская»).

Начало в 15 часов.

Контакты: Елена Езерская, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь»
mz@ikompozitor.ru
ezer@yandex.ru
+7 (495) 650 2981
+7 (499) 187 0789
+7 910 428 6553

Подготовили Владимир Светозаров и Евгений Цодоков
(«Архнадзор» против «Геликона» и примечания)

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ