Выбор своего пути — задача не из простых

Филармонический дебют Динары Алиевой

Филармонический дебют Динары Алиевой
Оперный обозреватель

Московская филармония продолжает уделять большое внимание вокальным программам. Помимо концертных исполнений опер, чем всегда славился Зал Чайковского (а в последние сезоны их там прозвучало особенно много), и концертов именитых зарубежных певцов, филармония дает трибуну и молодым отечественным вокалистам, завоевавшим уже определенный успех у публики и благосклонные отзывы у критики. Под это на единственной по сути оставшейся в Москве академической концертной площадке организован даже целый абонемент, названный «Оперные звезды России». В этом сезоне в его рамках столица уже слышала Дмитрия Корчака (об этом концерте наш журнал подробно писал), и предстоит еще встреча с Василием Ладюком и Екатериной Сюриной.

Героиней первого субботнего вечера первого зимнего месяца стала Динара Алиева — молодая солистка Большого театра, выпускница Бакинской консерватории, в последние несколько сезонов достаточно ярко заявляющая о себе на оперной и концертной сцене.

Из театральных работ Москве известны её Лю и Розалинда — обе роли сделаны на сцене Большого и были высоко оценены критикой и меломанами даже в том случае, когда сама постановка («Летучая мышь» в интерпретации В. Бархатова), мягко скажем, особого энтузиазма не вызвала.

Для своего первого столичного рецитала Алиева выбрала программу весьма пеструю, что оправданно — понятно желание артистки показаться в разном репертуаре, продемонстрировать все свои возможности, грани таланта. В первом отделении прозвучали арии из вердиевских «Трубадура» и «Силы судьбы» и пуччиниевских «Мадам Баттерфляй» и «Тоски», во втором — Молитва Луне из «Русалки» Дворжака, три произведения Рахманинова и выходная ария Сильвы из «Королевы чардаша» Кальмана.

Голосовые характеристики Алиевой, безусловно, впечатляют: у певицы красивое, скорее темного тембра лирико-драматическое сопрано с хорошим, уверенным верхним регистром, выровненное по всему диапазону, гибкое и пластичное, не лишенное склонности к колоратуре. Несмотря на темный, пряный тембральный окрас, в характеристике голоса как лирико-драматического я бы все-таки акцент сделал на первой части этого определения — для него не характерна убойная сила драматических сопрано, кроме того, нижний регистр — не является его сильной стороной.

Из всего спетого на концерте самым удачным оказалась, на мой взгляд, музыка самая сложная и рафинированная — арии из опер Верди. Увы, в наше время редко найдешь исполнителя, кто хорошо владеет вердиевским стилем, кто его чувствует, да к тому же еще и обладает подходящим природным материалом, и необходимыми техническими навыками. У Алиевой все это есть, и ее заявка на вердиевский репертуар выглядела более чем состоятельной: красивое, опертое на уверенное дыхание легато, интонационное и динамическое разнообразие, легкость и естественность звукоизвлечения. Ей бы петь и петь именно Верди, чем больше — тем лучше! Но, по-видимому, темперамент, склонность к драматизму уводит певицу в сторону, и она берется за то, что ей не слишком показано, по крайней мере, на данном этапе развития ее карьеры. В итоге обе пуччиниевские героини потонули в отнюдь не громогласном оркестре: не сказать, что певицы не было слышно, но все обаяние тембра, вся мягкость и культурность звукоизвлечения совершенно ушли, уступив место борьбе за децибелы и аффектацию.

Противоречивым вышло и второе отделение. Меланхолические распевы дворжаковой русалки надо подавать очень тонко, рафинированно и градуировано по нюансировке — иначе получается скука смертная, когда слушатель ждет — не дождется финальных ходов на верхние ноты. К сожалению, славянская элегичность у Алиевой вышла пресной и какой-то проходной. Определенно лучше обстояло дело с Рахманиновым (ария Франчески да Римини из одноименной оперы и романсы «Не пой, красавица» и «Здесь хорошо»), в особенности певице удалась сложнейшая высокотесситурная ария из оперы: меланхолическая сдержанность героини и одновременно экстатически звенящий верхний регистр производили должное впечатление — музыку эту у нас поют редко и, преимущественно, плохо, и исполнение Алиевой было весьма приятным сюрпризом. Однако и здесь было не все идеально — в особенности, что касалось дикции: петь по-русски для русской публики, все-таки, дело очень ответственное.

Ария из оперетты — прекрасный финал вечера, программа которого не претендует на стилевую эксклюзивность, а заявлена скорее как презентация возможностей. Оперная артистка обозначает свои права на легкий жанр, правда, выбрав из него далеко не самую легкую арию. В активе этой претензии — безусловно, оперный голос, большой и красивый, который редко услышишь в оперетте, причем не только в Москве, но, например, и в Вене; темперамент и артистизм, которые помогают артистке передать цыганско-венгерские страсти этой музыки весьма правдиво. Что не получилось — как ни банально, голос в кульминациях терялся за оркестром, не парил над ним, а продирался сквозь него; пластика сценического движения, попытки танцевать, быть легкой и непосредственной — пока в этом даровитая вокалистка Алиева не сильна.

Аккомпанировал молодой певице один из статусных московских оркестров — спиваковский НФОР. В целом его игру можно охарактеризовать как слаженную и весьма экспрессивную, эмоциональный градус оркестрового звучания был достаточно высок. Это не удивило в привычных для наших концертных залов увертюре к «Силе судьбы» или интермеццо из «Манон Леско», но оказалось настоящим откровением в редко звучащей по нынешним временам увертюре к «Русалке» Даргомыжского. Немалая заслуга в этом и дирижера Дмитрия Юровского, который оказался одновременно и темпераментным маэстро, и достаточно тактичным провожатым для молодой вокалистки.

На фото:
Динара Алиева

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ