У Королевы нет возраста (окончание)

«Анна Болейн»: в царстве бельканто, которое не хочется покидать

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Наслаждение началось уже с увертюры. Оркестр под уверенными дирижерскими жестами Андрия Юркевича оказался невероятно чутким и трепетным, рафинированно изящным и ласкающим слух гармонией своей упоительной сбалансированности. Фундаментальная увертюра, которую Доницетти написал для этой оперы, носит явно «программный», далеко идущий характер, поэтому первый настрой на дальнейшее музыкальное восприятие здесь важен, как никогда. На всём протяжении спектакля дирижеру удавалось поразительно легко – за этим, конечно, стоит скрупулезная репетиционная работа – добиваться от оркестра поразительных оттенков и штрихов звучания, но даже в оркестровых tutti, оно не теряло «фирменно акварельной» доницеттиевской «прозрачности». На всём протяжении спектакля как ансамблевый, так и хоровой баланс с оркестром выдерживался просто идеально. Попутно следует отметить и великолепное звучание хора, значение которого в этой «психологически тонкой» партитуре бельканто невероятно высоко (хормейстер – Хосе Луис Бассо / Jose Luis Basso).

1/2

Наконец, на всём протяжении спектакля дирижер был просто «растворен в певцах», акцентированно и профессионально уверенно подавая их в качестве главных жемчужин обсуждаемой постановки… Но мастерство дирижера репертуара бельканто, в сущности, в этом и должно заключаться – в искусстве быть вторым после певцов. И в этом смысле маэстро Юркевич предстает очень вдумчивым музыкантом, интерпретатором, невероятно тонко чувствующим стиль бельканто, который и основан, прежде всего, на «божественной» вокальной природе человеческого голоса. А это значит, что путь в «заповедную обитель» итальянского бельканто открыт далеко не каждому певцу. Однако состав исполнителей нынешней постановки однозначно убеждает в том, что за стиль интерпретации бельканто беспокоиться было просто излишне.

Подлинная Королева бельканто Эдита Груберова – она же Анна Болейн, Королева на сцене – просто искренне поражает своим творческим долголетием! То, что она до сих пор делает своим голосом, просто феноменально! Даже если бы она просто вышла на сцену и ничего не пела, всё равно был бы информационный повод об этом написать, ибо такого масштаба личность – явление в современном музыкальном театре явно штучное! Продолжая вокальную линию Джоан Сазерленд и Беверли Силлз, Эдита Груберова и сейчас в подобном репертуаре даст фору иным молодым певцам, ведь, как известно, у Королевы нет возраста – особенно, у Королевы бельканто! Груберова невероятно точна к музыкальному тексту, но совершенно очевидно, что сохранять настройку своего вокального инструментария на уровне пика его возможностей с годами всё труднее и труднее, поэтому предельно высокие ноты звучат уже не так тембрально ярко и захватывающе, а «ходы на низ», особенно после резких «бросков наверх» иногда пропеваются недостаточно фактурно, однако, что касается филировки звука и психологических нюансов звуковедения на piano и pianissimo, forte и mezzo forte, то здесь Груберовой просто нет равных! Финальная сцена сумасшествия в ее исполнении навсегда останется для меня эталоном интерпретации, а знаменитая ария «Al dolce guidami castel natio» – совершеннейшим образцом психологического перевоплощения через искусную филировку и игру оттенков тончайших вокальных звучностей. Не просто вежливые аплодисменты, а настоящий шквал оваций продолжался после этой арии минуты две-три – и я поймал себя на мысли, что неистовые восторги публики я разделяю безоговорочно.

Пожалуй, самым большим – именно в плане виртуозного пения – испытанием для певицы стала выходная двухчастная ария первого акта во втором подвижном разделе («Non v’ha sguardo a cui sia dato»), но потрясающее мастерство и здесь пришло ей на помощь. Первая сцена с Генрихом и Перси, а затем и дуэт с Перси проходят великолепно. В финальном секстете первого акта Эдита Груберова, не прибегая к излишней аффектации, на своей «хрестоматийной» реплике «Giudici… ad Anna!!», исполняемой почти декламационно, с искренним пафосом недоумения по поводу предъявленных ей обвинений в адюльтере, показывает всю хрупкость и непорочность жертвы, принесенной на заклание. Следующая затем страстная «кабалетта» «Ah! segnata e` la mia sorte», вплетенная в ткань финального секстета, еще раз с новой силой убеждает, что перед нами – выдающийся интерпретатор бельканто. Второе действие открывается «драматической сценой» Анны с последующим дуэтом с Джованной Сеймур. В нем сходятся уже две Королевы бельканто (старшего и молодого поколения) – две Королевы-соперницы на одной сцене, согласно оперному сюжету. И надо признать, в этом невольном вокальном состязании-дуэте Элина Гаранча всё же «побеждает», выглядя сценически более яркой за счет своей драматически выразительной вокальной фактурности, в то время как Эдите Груберовой именно этого в полной мере уже недостает. Правда, Анне в исполнении Груберовой возможность покорить публику вокальным драматизмом всё же еще раз выпадает в сцене с Генрихом и Перси во втором акте, в той самой сцене, которая переходит затем в роскошный терцет.

Хотя Элину Гаранчу московские меломаны и помнят по ее оркестровому рециталу 2008 года в Большом зале консерватории, думается, что сказать о ней несколько слов не будет лишним. В 1996 году она поступила в Латвийскую академию музыки в Риге, а с 1998 года продолжила обучение у Ирины Гаврилович в Австрии и Вирджинии Зеани в США. В 1999 году она выиграла конкурс Mirjam Helin в Хельсинки, а в 2001 году стала финалисткой престижного международного состязания оперных певцов в Кардиффе, проводимого под эгидой ВВС. Свою профессиональную деятельность певица начинала в Германии на сценах Майнингенского и Франкфуртского оперных театров. С января 2003 года Элина Гаранча – солистка Венской оперы, где освоила достаточно большой репертуар, включая, к примеру, «Вертера» Массне, «Сказки Гофмана» Оффенбаха и «Летучую мышь» Й. Штрауса. Во Франции она сначала появилась в Театре Елисейских Полей (Анжелина в «Золушке» Россини), а затем – в Парижской опере (Октавиан в «Кавалере роз» Р. Штрауса и Секст в «Милосердии Тита» Моцарта). В 2007 году на сцене Латвийской национальной оперы певица впервые исполнила партию Кармен. В том же году прошли ее дебюты в Берлинской государственной опере (Секст) и в «Ковент-Гарден» в Лондоне (Дорабелла в «Cosi fan tutte» Моцарта), а в 2008-м – в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (Розина в «Севильском цирюльнике» Россини) и в Баварской государственной опере в Мюнхене (Адальджиза в «Норме» Беллини). На сегодняшний день это одна из наиболее респектабельных и динамично развивающихся певиц своего времени, интенсивно и постоянно востребованная на ведущих оперных сценах мира.

Парадоксально, но партия Джованны, несмотря на ее достаточно большой удельный вес в партитуре оперы и явную музыкальную сложность, может, на первый взгляд, показаться даже «второстепенной» (!), если ее не наполнить соответствующим вокальным и драматическим содержанием. В этом смысле, супервиртуозная и супервыразительная Элина Гаранча уверенно вносит в образ новой фаворитки короля мощный заряд своей интеллектуально-артистической энергии, драматургически укрупняя эту партию «до масштабов Вселенной»: голос певицы звучит легко и естественно, взволнованно и страстно, в нем столько скорби и вселенского сострадания к главной героине, что, кажется, и камень расплачется… Но только не коварный Генрих! Уже в экспликации первого акта Элина Гаранча «заявляет», что ее Джованна – персонаж очень цельный, очень положительный и очень совестливый, хотя, в силу обстоятельств, и находится в двусмысленном положении. При этом планка качества стиля бельканто сразу же поднимается исполнительницей на недосягаемую высоту. Впоследствии эта планка не опускается ни на йоту – ни в большом дуэте с Генрихом в первом акте, ни в запоминающемся по своему музыкальному письму дуэте с Анной во втором акте, ни в финальной сцене с Генрихом, заканчивающейся впечатляюще виртуозной арией поистине в безупречном исполнении. Что и говорить, меццо-сопрано из Латвии Элина Гаранча – певица еще достаточно молодая, но уже большой мастер и выдающаяся артистическая личность. Очень хороших и теплых слов заслуживает и ее коллега из Италии, контральто Соня Прина, в травестийной партии Сметона, из которой ей удалось сделать, что называется, просто замечательную «вокальную картинку».

Невероятно хорош и Генрих – итальянский бас Карло Коломбара. Эта партия, на первый взгляд, как будто бы и не очень сложна вокально, но зиждущаяся на постоянном драматизме, она требует от певца большой эмоциональной отдачи. Несмотря на то, что партия Генриха «очень певучая», в ней нет ни одной развернутой арии, зато много музыкальных реплик, ариозных речитативов и участия в изысканных музыкальных ансамблях. И Карло Коломбара великолепно проводит свою партию с присущим ему истинно итальянским brio. И, наконец, Хосе Брос в партии Лорда Перси, персонажа, ставшего невольным орудием в осуществлении и оправдании кровавых планов Генриха. К фигуре тенора-премьера в любой итальянской опере предъявляется повышенное и наиболее пристрастное внимание, а уж в опере бельканто – и подавно. Партия Лорда Перси, состоящая из дивных по красоте фрагментов ариозного плана, включенных в множество ансамблей этой оперы, а также из «предфинальной» развернутой арии со стреттой в высокой тесситуре, оказалась Хосе Бросу вполне по плечу, хотя из-за спинтовости фактуры его голоса всё время создавалось впечатление, что он постоянно поет на пределе, однако нигде, ни в одном месте его наисложнейшей партии, стилистически изысканной и подчеркнуто благородной, он ни разу не вышел за рамки стиля, ни разу не сорвался, ни разу, что называется, «не дал петуха»: ни одна спетая им нота не доставила дискомфорта для слуха. Одним словом: весьма достойный певец, весьма достойное и профессионально грамотное исполнение.

Итак, царство бельканто, ожившее в постановке «Анны Болейн», оказалось той самой пленительной субстанцией, которую никак не хотелось покидать, ибо когда еще в нее попадешь, вернувшись на российские просторы! Но всё, даже самое хорошее и притягательное, рано или поздно кончается. У любого человека, если вдуматься, можно отнять многое, лишив его привычного круга вещей и духовных потребностей, но отнять у него яркие воспоминания о чем-то очень дорогом и восхитительном, о том, что он уже успел пережить, решительно невозможно. Так и с зарубежными впечатлениями, связанными с посещениями оперных театров, тем более что случаются они далеко не часто. Я до сих пор с трепетом храню в своем сердце венские живые воспоминания 2005 года о «Норме» Беллини с Эдитой Груберовой в главной партии и о «Вертере» Массне с Элиной Гаранчей – Шарлоттой. Точно также буду хранить теперь и воспоминания о барселонской постановке «Анны Болейн», ведь на этот раз творческая встреча двух названных выдающихся певиц современности, принадлежащих разным вокальным поколениям, произошла именно в этой опере Доницетти на сцене Gran Teatre del Liceu. И отнять эти чудесные воспоминания у меня уже не сможет никто… Никто и никогда!

<- в начало

На фото (Antoni Bofill):
Элина Гаранча (Джованна Сеймур), Эдита Груберова (Анна Болейн)
Хосе Брос (Лорд Перси), Карло Коломбара (Генрих VIII)

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ