Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Лауреат премии Грэмми Екатерина Лёхина живет «на чемоданах»

Екатерина Лёхина, уроженка Самары, стала в этом году лауреатом премии Грэмми (о ее блестящем выступлении в Москве см. нашу рецензию «Великолепная четверка»). Об этом певица узнала в аэропорту Дубаи, где делала пересадку по пути в Индию на гастроли. Престижную награду присудили российской оперной диве за исполнение роли в опере «Любовь издалека» современного финского композитора Кайи Саарьяхо. Это произведение было записано международным составом солистов и Берлинским симфоническим оркестром. Исполнительницу главной роли долго искали. И нашли на международном конкурсе имени Пласидо Доминго в Париже. Колоратурное сопрано Екатерины Лёхиной как нельзя лучше подошло к этой партии. Кстати, наша соотечественница выиграла этот конкурс.

«По этой опере будет сниматься фильм во Франции, скорее всего, в 2012 году. Уже все подтверждено. Это будут не съемки спектакля, а фильм-опера», — рассказала обладательница Грэмми. Оперная певица заехала в свой родной город Самару всего на несколько дней, следуя из Бомбея в Монте-Карло, где ей предстоит спеть Джильду в «Риголетто». На вопрос журналистов, где она живет, Екатерина откровенно ответила, что на чемоданах. Только что лауреат премии Грэмми выступала в Вене, Париже и Бомбее, а в ближайших планах - Монте-Карло, Сантьяго, Тель-Авив и Лондон.

О наукограде «Сколково» поставят оперу

В различных изданиях появилась информация, что создается опера о наукограде «Сколково». Постановка должна состояться на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и приурочена к празднованию 15-летия журнала «Эксперт», который «приложил руку» к этому действу. Любопытно, что сам театр Станиславского не имеет к сему, как бы это культурнее выразиться, «мероприятию» никакого отношения и выступает только в качестве арендодателя (видимо деньги предлагают хорошие).

Опера получила название «Сказание о храме науки «Сколково». С точной датой премьеры пока сплошные неясности, как, впрочем, и с другими «деталями» - например, кто автор сей «вампуки»? Кто, так сказать, персонально отвечает… Ранее планировалось, что первый спектакль состоится 12 апреля текущего года, однако теперь премьеру предполагают перенести на конец апреля - середину мая. Впрочем, в театре продолжают утверждать, что спектакль запланирован именно на 12 апреля.

Опера «Сказание о храме науки «Сколково» будет длиться 50 минут. Сюжет оперы, якобы, разворачивается в государстве Москопотамия. Визирю государства снится сон о том, что в стране кончилась нефть. Он рассказывает об этом двум братьям-правителям - богу Денег и богу Науки. У первого брата есть свой храм, у второго — нет. Решено построить храм науки, чтобы спасти страну… В постановке предполагается участие лучших солистов страны.

Мы, признаемся, размышляли, помещать ли эту информацию в новостях или воздержаться, а еще лучше подождать до 1 апреля? А то, ведь, можно и «вляпаться», как театр Станиславского, который теперь должен энергично объяснять всякого рода «служителям чистого искусства», что только дает помещение! Действительно, у нас часто бывает – идешь себе, идешь, под ноги не смотришь, да вдруг вступишь куда-нибудь: или в партию, или еще во что…

Подумав, мы все же пришли к мнению, что порция «курьезных» фактов не помешает нашему журналу, да к тому же если жизнь у нас такая, что с этим сделаешь? Из песни слова не выкинешь!

По материалам сайта music.km.ru и др. интернет-ресурсов

Дмитрий Бертман поставил в Швеции «Отелло» Верди

5 марта в шведском городе Умео для представителей прессы европейских государств и членов шведской королевской семьи на сцене "Норланд оперы" состоялся премьерный показ спектакля "Отелло" Верди в постановке художественного руководителя Московского музыкального театра "Геликон-Опера" Дмитрия Бертмана. Режиссёр много работает в Швеции. Он поставил три спектакля на сцене Шведской королевской оперы, в том числе оперу Джордано "Андре Шенье". "Отелло" Верди в "Норрланд опере" делала интернациональная команда. Режиссер-постановщик - Дмитрий Бертман. Дирижер спектакля - музыкальный директор "Норланд оперы", многообещающий британский маэстро Рамон Гамба, известный своим интересом к новым веяниям и современному прочтению классики. Отелло - тенор Рональд Сэмм, певец, родившийся в Тринидаде и получивший образование в Англии. Дездемона - известная шведская певица (сопрано), родившаяся на Украине и получившая музыкальное образование в Швеции, Мария Фонтош. Яго - шведский баритон Косма Рануер.

Вот что говорит Дмитрий Бертман о спектакле: "Мы подходим к этой истории с позиций XXI века. Наша концепция исходит из того, что больше нет сугубо частной, личной жизни, особенно если человек, хоть в малейшей степени, является публичной фигурой. История Отелло полна секретов, подслушивания, подглядывания, инициированного помешанным на своей обиде, маниакальным Яго. Таинственная атмосфера постепенно нагнетается в этой трагедии, будто в триллере… У каждого из героев есть своя тайная страсть или слабость, которая грозит скандальным разоблачением, поскольку волей судьбы все они оказались на виду. И чем тщательнее ее пытаются скрыть, тем разрушительней последствия".

"Норланд опера" в Умео была основана в 1974 году, и в настоящий момент является главным культурным центром Норланда, объединяющего этим названием третью часть территории всей Швеции. Хотя для русских музыкантов это название известно, в первую очередь, по названию оперы М. Иполлитова-Иванова "Оле из Норланда".

Ингеборга Дапкунайте играет в опере

Премьера оперы Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе" в постановке режиссера Михаэля Штурмингера прошла в Концертном зале Мариинского театра Петербурга во вторник, 8 марта. В пресс-релизе, выпущенном к премьере, говорится, что одну из ролей - Мажордома, который в постановке немецкого режиссера служит у олигарха, - исполняет актриса Ингеборга Дапкунайте. При этом в спектакле все речитативы и разговорные диалоги звучат на русском языке, а арии - на немецком. "Поклонники Мариинского театра, знакомые с творчеством Михаэля Штурмингера по постановке "Идоменея" на мариинской сцене и по спектаклю "Адская комедия" с Джоном Малковичем, знают склонность режиссера к погружению классической музыки в современные реалии", - отмечается в релизе. Что и произошло, ибо действие происходит в современной России. Премьера прошла под управлением В.Гергиева. Заглавную партию исполнила Анна Маркарова, в роли Цербинетты – Ольга Пудова, Композитора – Мария Максакова.

Опере Ф. Эркеля «Банк бан» — 150 лет

9 марта 1861 года в Пеште (равнинная часть Будапешта, отделенная от Буды Дунаем) под управлением автора состоялась мировая премьера оперы выдающегося венгерского композитора Ференца Эркеля. Совсем недавно мы опубликовали статью о нем в связи с его 200-летним юбилеем. В том материале коротко был изложен и творческий портрет Эркеля, и ряд фактов, связанных в том числе с оперой «Банк бан», в частности ее постановочная история в 20 веке, которую мы повторять не будем.

Остановимся на некоторых других фактах, не нашедших отражения в статье об Эркеле. В нашей стране эту оперу называли «Банк-бан», хотя правильнее «Банк бан» ибо слово «бан» не является частью имени, а всего лишь титулом, обозначающим в переводе с венгерского – «наместник».

Сочинение написано по мотивам одноименной драмы венгерского драматурга Йозефа Катоны. Судьба этой драмы трагична. Написанная в 1814 году, она была отправлена автором на конкурс, но не была замечена жюри. Лишь в 1820 пьеса была издана. Пронизанная освободительными идеями, направленная против поработителей Венгрии в 13 веке, пьеса довольно долго не допускалась к постановке цензурой. Успех же пришел только в 1834 году, спустя 4 года после смерти автора. Сходные мытарства, кстати, сопутствовали и опере, написанной Эркелем в 1852 году. Девять лет она ждала своего часа! Но когда дождалась, то имела триумфальный успех.

Краткое содержание оперы таково:

Венгерский король Эндре II отправился в военный поход, оставив вместо себя на правлении жену-немку – королеву Гертруду, ненавидящую венгров. Ставленники королевы во главе с ее братом герцогом Отто творят произвол по отношению к местному населению. Против этого борется наместник одной из провинций Петур, уговаривающий наместника короля Банка присоединиться к его сторонникам. Банк отвергает предложение. Однако после того, как с помощью королевы и интригана Бибераха, Отто, подпоив зельем жену Банка Мелинду, подло овладевает ею, Банк, потрясенный случившимся убивает королеву. Мелинда сходит с ума и вместе со своим сыном бросается в реку. Тем временем венгры во главе с Петуром подготовили заговор и готовы к тому, чтобы истребить всех немцев. Вернувшийся король сначала полагает, что жену убили заговорщики, однако появляется Банк и признается в содеянном. Король хочет судить его, но окружающие требуют, чтобы их рассудил поединок! В этот момент вносят трупы погибших Мелинды и сына. Потрясенный Банк не в силах пережить этого и падает замертво…

Опере «Эдип» Дж. Энеску — 75 лет

Исполнилось 75 лет со дня мировой премьеры единственной оперы румынского композитора Джордже Энеску «Эдип». Представление состоялось в парижской Гранд-опера 13 марта 1936 года под управлением Ф.Губера. Лишь в 1958 году оперу впервые исполнили на родине композитора в Бухаресте.

Опера создана на основе французского либретто Э.Флега по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Содержание этих всемирно известных шедевров мировой драматургии хорошо известно и нет нужды его пересказывать.

Музыкальный язык оперы своеобразен, основан (особенно в народных сценах) на фольклорных румынских элементах и носит преимущественно декламационно-речитативный характер. Энеску, как и ряд других композиторов, создававших оперы на основе сюжетов из античной литературы (Стравинский, Бриттен и др.), использует ряд принципов античного театра, в частности это выражается в повышенной роли мужского и женского хоров, ведущих диалог и сопровождающих действие.

Опера не часто появляется на сцене за пределами Румынии. Среди наиболее значимых постановок спектакли Бухареской оперы на гастролях в Париже (1963), немецкая премьера в Саарбрюккене (1971), постановка берлинской Немецкой оперы (1996), спектакли Венской оперы 1997 года (дирижер М.Гилен, в главных партиях М.Педерсен, М.Липовшек, Э.Силиньш и др.). В 2005 году прошла американская премьера оперы Иллинойском университете (Урбана-Шампейн).

«Пиковая дама» возвращается на сцену Мета

В марте шедевр Чайковского вновь звучит под сводами Метрополитен-оперы. На роль Лизы в первом из спектаклей (11 марта) заявлена Карита Маттила, уже певшая здесь эту партию на премьере 1995 года (режиссер-постановщик Э.Мошински). Ее партнеры – Владимир Галузин (Герман), Петер Маттей (Елецкий), Долора Зайик (старая графиня). Томского поет Алексей Марков. Управлять оркестром из Латвии приглашен Андрис Нельсонс. м Спектакли будут транслироваться по радио (11, 15 и 26 марта - Metropolitan Opera Radio on SIRIUS channel 78 and XM channel 79, а также утренний спектакль 26 марта – по Toll Brothers-Metropolitan Opera International Radio Network) и Интернету (11 марта – на сайте www.metopera.org).

«Мадам Баттерфляй». Вашингтонская национальная опера

Обозревателю газеты «Балтимор Сан» Тиму Смиту, побывавшему на премьере спектакля вашингтонской оперы «Мадам Баттерфляй», понравилось решительно все: «впечатляющий вокал, эффектная постановка, яркое зрелище, проникновенное дирижирование и множество опьяняющих мелодий и звуков». Конечно, не без мелких помарок, вроде далеко не идеальной местами согласованности между сценой и оркестровой ямой, но все это не испортило общего прекрасного впечатления.

К. Нагльштад в титульной партии не обладает каким-то особо бархатистым и трепетным голосом, но пела она замечательно, с тончайшими нюансировками, тщательно артикулируя каждое слово, демонстрируя изысканность каждой музыкальной фразы. Русский тенор Алексей Долгов предстал в образе грубоватого (a cad), но в то же время искреннего в своих чувствах, раскаявшегося в финале Пинкертона. Его чувственное исполнение «Bimba, bimba, non piangere» стало одной из кульминаций спектакля. На высоком уровне выступили и другие солисты и хор. Дирижер Филипп Оген тщательно соблюдал все музыкальные приливы и отливы, особенно хорош оркестр был в кульминационных сценах. Постановщику Рону Дэниэльсу удалось придать спектаклю интимный характер, уберечь певцов от излишней аффектации.

Джеймс Ливайн покидает Бостонский симфонический оркестр в год 40-летия его работы в Мете

Официально озвученная версия – по состоянию здоровья. Но есть и другая причина – конфликт интересов между бостонским оркестром, одним из лучших в Америке, и Метом. В обоих коллективах Ливайн совмещает работу в качестве главного дирижера с 2004 года.

В откровенном интервью газете Guardian исполнительный директор оркестра Бостона г-н Вольпе заявил, что теперь то он вздохнет с облегчением, ибо для него мучительная пытка – улаживать проблемы с частыми отменами выступлений Ливайна как из-за пошатнувшегося в последнее время здоровья, так и по причине «конфликта с Метом». Он высоко оценил стремление Ливайна вдохнуть в оркестр Бостона новую жизнь, но в то же время отметил, что музыканты никогда не были уверены, будет ли с ними главный дирижер в каждом предстоящем концерте. Иногда он отменял свои выступления за несколько часов до начала. Тот, кто его заменит на этом посту, должен стать «ключевой фигурой в музыкальной жизни Бостона», подчеркнул Вольпе. Ливайн не мог играть эту роль из-за большой загруженности в Мете, 40-летний юбилей работы в котором он отмечает в этом году.

По этому случаю в Нью-Йорке выходит книга «Джеймс Ливайн: 40 лет в Метрополитен-опере». Она рассказывает о необыкновенно яркой карьере оперного дирижера воспоминаниями его самого, его друзей, партнеров и коллег - Дзеффирелли, Баренбойма, Доминго, Паваротти, Флеминг, Норман, Скотто, Френи и многих других выдающихся представителей оперного искусства, а также крупных музыковедов и критиков.

В Риме открыт Фонд Дзеффирелли

Как сообщают итальянские СМИ, в Риме в присутствии премьер-министра Берлускони и высоких чинов от министерства культуры прошла презентация Фонда Франко Дзеффирелли. Маэстро передает в распоряжении фонда свои богатые архивные материалы, накопленные на протяжении почти 70-летней творческой карьеры. Фонд будет активно помогать профессиональному становлению молодых оперных, театральных и кинематографических талантов – начинающих режиссеров, сценографов, художников Италии и зарубежных стран, устраивать выставки и экспозиции. Фонд располагает средствами в размере 5,5 миллионов евро. Из них 3.5 миллионов дают региональные власти, остальное – минкультуры.

Меццо-сопрано Изабель Леонард завоевала премию Беверли Силлс

Ежегодная престижная премия имени выдающейся певица вручается в шестой раз. В прошлом году награду получила сопрано Сюзанна Фис.

Леонард поет в Мете с 2007 года - в операх «Ромео и Джульетта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все», «Севильский цирюльник». Ее хорошо знают в Европе по выступлениям в театрах Вены, Мюнхена, Парижа, Зальцбурга.

Премией Беверли Силс награждаются молодые, преимущественно американские вокалисты с целью успешного продвижения оперной карьеры. $50 000 предназначаются для оплаты уроков вокала, обучения иностранным языкам, компенсации затрат на гастроли и другие профессиональные расходы.

Подготовили В. Светозаров и Е. Цодоков

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ