Всё это — опера

Вечер к 20-летию театра «Новая опера»

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент

Когда идёшь на юбилей старого знакомого, с которым не виделся несколько лет, всегда испытываешь сложное чувство. Понимаешь, что перемены в облике неизбежны, но вот насколько узнаваем остался друг-приятель, не постарел ли он душой?

Так получилось, что спектакли «Новой оперы» для меня связаны прежде всего с трепетной юностью коллектива, когда у руля стоял харизматический руководитель и основатель – Е.В.Колобов. Говорить сейчас о том, насколько это было здорово в 90-е – наверное, излишне. Это уже славная история, и, к счастью, что-то осталось на видео и аудио носителях. Поэтому так неоднозначно воспринимался мной юбилейный театрализованный Гала-концерт труппы театра.

В целом – вечер удался, захотелось поблагодарить всех участников и создателей. Сама идея сквозного действия с продуманными переходами от русской к зарубежной классике, от комического к высокому и наоборот, показалась интересной и оригинальной. Главный акцент оформления сцены – огромная ярусная хрустальная люстра жила и двигалась в разных направлениях всеми своими подвесками согласно с музыкой. Замечательны костюмы исполнителей. Понятно, что большинство из них взято из разных постановок, но при этом цветовая и стилистическая гармония присутствовала в каждом номере программы.

Это даже не концертные номера, в привычном понимании, а словно кадры одного фильма, сменяющие друг друга без объявлений, пауз и каких-либо швов. Входы – выходы солистов, хора, даже статистов, выносящих предметы реквизита – всё чётко, слаженно. Зрелищная сторона представления оказалась на высоте.

Что же касается слуховых впечатлений – не так безупречно, как хотелось бы именно в этих стенах. Впрочем, оговорюсь, что присутствовала, на предпоказе, есть надежда, что, как случается со многими премьерами, юбилейный вечер ещё доберёт должный уровень, дойдёт до кондиции. Пока же не покидало ощущение некоторой неряшливости, сборки на живую нитку. Самое печальное – явный дисбаланс оркестра и солистов. Особенно постаралась медная группа – перекричать такое фортиссимо под силу разве что Краснознамённому ансамблю. Большую часть вечера за пультом находился Евгений Самойлов, опытный мастер. Даже в легендарных теперь постановках в помещении Театра на Таганке, в сложной неприспособленной акустике, не припомню за ним подобного экстремизма. Зал «Новой оперы» считается вполне благополучным для классики, микрофонная подзвучка не применяется в принципе (для верности переспросила в аппаратной у специалистов). Тогда что? Новый комплект инструментов, молодые духовики - не жалеющие здоровья любители «поддать звучка»? Теряюсь в догадках, в чём причина.

Про недостаток репетиций думалось, и когда слышалось расхождение между оркестром и хором (солистами). Оно, правда, ни разу не дошло до критической точки, но балансировало на грани приличия и в финале из «Нормы» В.Беллини и, особенно, в септете из «Итальянки в Алжире» Дж.Россини (дир. Дмитрий Волосников).

Хор театра – его заслуженная гордость. Все небольшие фрагменты из «Евгения Онегина», «Травиаты», «Летучей мыши» - чётко и сочно. Женская половина в популярном «Ходим мы к Арагве светлой» из «Демона» Рубинштейна – хорошо. Очень эффектно прозвучал редчайший номер – хор из оперы Ф.Флотова «Марта». И неожиданно нестройным, с явной нехваткой звучания мужских голосов вдруг показался шлягер всех времён и народов – хор иудеев из «Набукко» Верди.

Солисты, занятые в представлении, достаточно разноплановы по своему вокальному уровню и опыту. Небольшое наблюдение. Пожалуй, за 20 лет существования именно «Новая опера» стала отправной точкой, стартовой площадкой для рекордного числа певцов, сделавших сейчас громкую международную карьеру. Здесь начинали Елена Зеленская, Екатерина Сюрина, Дмитрий Корчак, Тигран Мартиросян и многие другие. Но обратная сторона «кузницы кадров», что по пальцам одной руки можно пересчитать тех, кто начинал с театром работать ещё в 90-е и до сих пор пребывает в труппе. Большая часть солистов сменилась за два десятилетия несколько раз.

Из «ветеранов», выглядящих вполне юно и несолидно, замечены были лишь Марат Гареев в финальной сцене из «Летучей мыши» и Ирина Ромишевская, занятая в терцете из «Волшебной флейты» и септете из «Итальянки в Алжире». Жаль, что этому тёмному густому меццо-сопрано, особенно неожиданному при почти балетной внешности артистки, не дали выступить отдельно. Солировали только сопрано.

Интересное решение – состязание двух прим в Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Дж.Верди. Круглый мягкий голос Эльвиры Хохловой и лёгкая колоратура Галины Королёвой словно «лёд и пламень» чередовались в бравурных фиоритурах. Труднейшие Куплеты Олимпии (Куклы) неплохо исполнила Елена Терентьева. Побольше бы блеска, куражу! К финалу явно подустала не только пружинка в Куколке, захотелось даже сократить последний куплетик. Надеюсь, что опытная Татьяна Печникова, получившая за партию Нормы «Золотую маску» и премию ‘Casta Diva” просто была не в лучшей вокальной форме в этот вечер. Всё проникновенное финальное ариозо героини прозвучало интонационно низко.

Проблема с попаданием в ноты и у очень хорошего молодого баса – Сергея Артамонова. Его пророк Захария из «Набукко» высок и статен, в голосе много страсти, но вот самые низкие звуки не вполне даются.

Папагено и Папагена – Илья Кузьмин и Наталья Бороздина, прошутили весь дуэт, как и Папагено свою арию. Яркая буффонадность постановки, мультяшные костюмы-толстушки выручили. Отчасти скрыли некий «крупный помол» в музыкальном отношении, отсутствие Моцартовской лёгкости.

В другом дуэте - Иоланты и Водемона, неожиданно порадовал тенор – Хачатур Бадалян. Плотное матовое спинто, уверенные верхние ноты, музыкальность. При всегдашнем дефиците теноров артист может рассчитывать на многое. В данном случае постановщики проявили недальновидность, назначив Иолантой Галину Бадиковскую. Принцесса оказалась выше ростом своего изящного Рыцаря, а вокал её, напротив, заметно проигрывал, местами она покрикивала, заметны были интонационные грехи.

В Арии Роберта из той же оперы Игорь Головатенко продемонстрировал молодой яркий баритон и борьбу с оркестровым тутти.

Уже достаточно известный меломанам Василий Ладюк не только пел, но и создавал образ Жоржа Жермона. У него прекрасный материал, светлый тембр с приятным металлом. Хотелось бы ещё более длинной кантилены, а не старательных фраз. То, что его музыкантский уровень много выше среднего – безусловно.

Владение звуковедением показал другой баритон – Анджей Белецкий. Он единственный выступил в двух крупных ариях-сценах Демона и Риголетто. И стал для меня открытием. Как будто два разных певца, с очень непохожими голосами!

«На воздушном океане» - словно на одном дыхании, одним виолончельным смычком сыграно, но как бы под сурдинку, совсем прикрытым интимным звуком. И вдруг огненно-ярко Cortigiani,vil razza,dannata. Чудеса! Лирическая вторая половина: Miei signori...perdono,pietate..- показалась несколько теноровой по тембру, но возможно, это сознательная краска артиста.

Заканчивается вечер блестящим финалом «Летучей мыши». Здесь всё сплетается воедино – венецианский карнавал, изысканная бальная роскошь костюмов, голоса солистов и хора. И «Под гром и молнии» чародея И.Штрауса выходят на поклоны все участники представления.

Напоследок одно маленькое пожелание. Думается, «Всё это – опера» останется в репертуаре театра надолго. Ведь живёт уже десять лет “Bravissimo”, поставленное к предыдущему, совсем ребячьему юбилею. Этот «дивертисмент» ничуть не хуже, в него вложено столько сил и талантов! Понятно, что в отличие от цельного оперного спектакля, где порой ищешь душевного очищения, основная задача подобного вечера – развлекательно-познавательная. И рассчитано оно скорее не на знатоков, а на любителей, на людей, просто желающих приятных впечатлений и отдыха. Так не скупитесь на антракт! Час сорок минут без перерыва, когда ты не захвачен сквозной сюжетной линией – всё же тяжело, да и зачем? Прийти заранее перед началом для многих москвичей сейчас роскошь из прошлого – донимают транспортные пробки. Дайте же и буфету выполнить план, при виде финальных бокалов в руках у хора многие зрители явно глотали слюну.

На фото:
Театр "Новая опера"

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ