«Макбет» в «Ковент-Гардене»: впечатления по нарастающей

«Макбет» в «Ковент-Гардене»: впечатления по нарастающей
Оперный обозреватель

Работу Филлиды Ллойд трудно классифицировать как полноценную премьеру: фактически это ремейк её же постановки 2002 года, к тому же уже однажды восстанавливавшейся Гарри Фехром. От костюмов веет историей, хотя их трудно соотнести с каким-то определенным периодом, в то время как декорации современны и абстрактны.

Энтони Уорд заключил действие в кожух из больших плиток, чем-то напоминающих шоколадные, но темно-серого цвета: кожух представляет собой спальню Макбетов. Плитки сходятся-расходятся, изредка подымаясь или опускаясь, чтобы увеличить ощущение клаустрофобии или показать зловещие зимние облака на заднике. Золотая клетка в форме куба обеспечивает несколько прямолинейную метафору для психологической оперы: вращаясь, она иногда останавливается, иногда  целеустремленно перемещается по сцене.

1/2

Есть много интересных эффектов: черные плащи ведьм покрыты сверху ярко-красными головными уборами "дамы червей"; ветки Бирнамского леса являются красными и голыми, служа больше в качестве копий, чем маскировки; череда шотландских королей одета в чистое золото с головы до пят, а тронный зал Шотландии - всё та же позолоченная клетка.

Орудие убийства – кинжал – это луч света, своего рода «спектральное лезвие». В то время как хор вдохновенно поет «Ondine e silfidi», сцена представляет собой семейную кровать Макбетов и даёт фэнтезийный ответ на старый вопрос: почему у четы не было детей. Некоторые же из эффектов не слишком убедительны. Свет (Пол Констебль) был мрачноват, темноват, иногда даже слишком. Интересна была алая броня первого из призраков, явившихся преступной чете. Так или иначе, целое было меньше, чем сумма его частей: было много хорошего материала, но всё это было немного статично и плохо увязано друг с другом.

Если декорации и свет сделали маловато, чтобы вовлечь зрителя в разворачивающую драму, то музыкальная сторона работы была часто неотразима. Антонио Паппано, возможно, начал преувеличенно многозначительно, но, как только развернулось действие, в музыке Верди появились драма и огонь. Оркестр под управлением маэстро играл превосходно, и, вместе с хором Королевской Оперы, ему удавалось достичь полного великолепия в кульминациях.

Партия Макбета, тщательно спетая Саймоном Кинлисайдом, оставляла, тем не менее, желать лучшего. Может, сказывалась недавняя травма руки, полученная артистом?

Откровенно порадовала Людмила Монастырская. Выступив как замена на последней минуте в «Аиде» некоторое время назад, она произвела еще более сильное впечатление как Леди Макбет: первоначально намечали, что именно эта роль будет ее дебютом в «Ковент-Гардене». В партии кровавой королевы-узурпаторши ее голос часто казался просто сенсационным: сильный, темный в среднем диапазоне, свободный, богатый и удивительно проворный в высоком регистре.

С момента, как она читает письмо Макбета, нет никакого сомнения относительно того, кто является главным персонажем в опере: ее ария «Vieni t'affretta!» - полная жестокого сарказма «инструкция» слуге по подготовке встречи короля Дункана - "приветствие, достойное для короля"... Позже, в знаменитой сцене сомнамбулизма, она более чем соответствует кропотливой чувствительности Паппано с жутковатым оркестровым колоритом и расширяет свой артистический диапазон еще далее: из злодейки Монастырская превращается в обезумевшую и загнанную в угол почти жертву...

Банко был красиво спет Рэймондом Асето - торжественно и звучно. Но немалый успех снискал и Димитри Питтас в партии Макдуфа, который сверкал своим звонким голосом и сумел полностью воплотить неистовство человека, потерявшего близких и мстящего за них. Его пение было замечательно во всех сольных и ансамблевых фрагментах. Несколько жаль, что трех ведьм заменили на целую толпу, но их хор звучал поистине великолепно.

В последнем акте, где все слилось воедино - и декорации, и действие, и пение, и музыка – наконец появился реальный эмоциональный заряд и спектакль произвел более сильное впечатление. Несмотря на недочеты, в целом опера оставила ощущение не зря потраченного времени. 13 июня «Макбет» Королевской Оперы будет показан на 450 экранах во всем мире от Австрии до США, включая почти 90 в Великобритании.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ