Еще одна попытка «маленького Байройта»?

Фестиваль «Вагнер в Будапеште»

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Магия вагнеровских торжеств в Байройте не дает покоя другим местам и иным работникам музыкального фронта. В крошечном местечке Эрл на границе Австрии и Германии существует Тирольский фестиваль под руководством Густава Куна, который творит подлинные чудеса, имея в распоряжении маленькие средства, и вот уже шестой год подряд распахивает свои двери суперсовременный и супертехнологический концертный зал имени Белы Бартока во Дворце искусств в Будапеште, чтобы представить публике оперы Вагнера под руководством известного дирижера Адама Фишера, недавно покинувшего Венгерскую государственную оперу по политическим причинам.

«Театр начинается с вешалки» - гласит известное выражение, а «Вагнер в Будапеште» начинается с концертного зала имени Бартока, настоящего чуда современной архитектуры и, что особенно важно, акустики. Зал построен в 2005 году и способен вместить 1700 зрителей. Его дизайн величествен, но также красив и радостен: «заслуга» цветных панелей. Они почти волшебны, так как способны раскрываться под разными углами.

Вот один из секретов потрясающей акустики зала; другой же – в наличии серии панелей, или «балдахина», если так можно выразиться, под потолком. «Балдахин» подвешен на канатах и, опуская и поднимая его, можно создать акустическое пространство, наилучшим образом подходящее тому или иному музыкальному жанру. Акустикой занималась фирма из Нью-Йорка, результатом усилий инженеров которой стала полнейшая изоляция от внешних шумов. Правда, искусство американских кудесников все же не смогло ничего поделать с шумом кондиционера: его отлично слышно. Некоторые люди мерзнут...

Вагнеровские дни в Будапеште – детище Адама Фишера, выдающегося венгерского дирижера и в недавнем прошлом руководителя столичной Оперы. Фестиваль существует с 2006 года и предлагает произведения Вагнера в полусценической версии, привлекая как местные артистические силы, так и артистов с солидной международной репутацией. Конечно, пока фестивалю в венгерской столице далеко до престижного Байройта (очереди за билетами не стоят: в великолепном зале было полно свободных мест), но постепенно он набирает силу. Его постановки небезынтересны, а музыка делается воистину большая. Только что закончившийся фестиваль представил «Парсифаля», «Тристана и Изольду» (постановки прошлых лет), нового «Лоэнгрина» и даже спектакль для детей «Лебединый рыцарь», адаптация того же «Лоэнгрина». Автору этих строк посчастливилось увидеть «Лоэнгрина» и «Парсифаля».

Концертный зал имени Белы Бартока   Адам Фишер

Хотя постановки опер Вагнера на сцене Дворца искусств принято относить к категории semi-stage, «Лоэнгрин» режиссера Ласло Мартона – полноценный спектакль, решенный крайне экономными, но очень эффективными средствами. Брабант, в котором судят Эльзу по обвинению в убийстве брата, - метафора тоталитарного режима. Милитаристское общество, в котором все ходят по струнке, одетые в униформу противного защитного цвета, лишенные права на цвет, на свет, на воздух. На музыке изумительной прелюдии хор сидит на ступенях, сливаясь в монолитную массу. По бокам сценограф Петер Хоргас расположил нечто похожее на башни, неизменно грязно-серого цвета (что-то в них напоминает о «сталинских» домах), за спинами хористов вместо задника – восемь зеркал, отражения в которых получаются дрожащими, кривыми. Когда наступит момент, одно зеркало сдвинется, и из-за него появится Лоэнгрин, в котором нет ничего романтического и героического. Это не Герой, а Поэт (Музыкант, Учитель...). Иштван Ковачхази, в белой рубашке и расстегнутой жилетке, с отвисшим животиком и носом «картошкой», в очечках, с белым футляром для музыкального инструмента за плечами до боли похож на российского интеллигента. Такому Лоэнгрину под силу разбудить униженное и уснувшее общество. И, хоть ненадолго, это происходит: ликующий народ, мужчины и женщины, сбрасывают с себя гимнастерки и жакеты защитного цвета, под которыми обнаруживаются рубашки и блузки самых разных, самых сияющих цветов.

Игра цветом в будапештском «Лоэнгрине» чрезвычайно остроумна и увлекательна. Художник по костюмам Мари Бенедек не только освобождает брабантский народ от скучного военизированного платья, но, используя белое и черное, создает разительный контраст между Эльзой и Ортрудой, Лоэнгрином и Тельрамундом. Излишне говорить, кому неотъемлемо принадлежит белизна, а кого злая душа обрекает на хождение в черном. Наибольший же эффект создает платье Ортруды в «свадебном» действии, как две капли воды похожее на наряд Эльзы, но, естественно, черное.

Победа Лоэнгрина-Поэта в этом мире временна. Предостережение содержится в «оборудовании» брачных покоев: голое ложе, которое только в последний момент безмолвная свита покрывает простыней, так как security обязательно должно принять меры безопасности, используя метал-детекторы и пару немецких овчарок, стены из уже упомянутых зеркал. В момент рокового вопроса security ловко убирает зеркала: Эльза остается в полном одиночестве.

'Лоэнгрин'. Иштван Ковачхази в главной роли   'Лоэнгрин'. Камилла Ниланд - Эльза, Петра Ланг - Ортруда

В первых двух спектаклях «Лоэнгрина» в ролях Эльзы и Ортруды выступили звезды, признанные специалистки по вагнеровскому репертуару Камилла Ниланд и Петра Ланг. В третьем на их место заступили «свои», местные солистки: Рикарда Мербет* и Юдит Немет. Голос венгерской сопрано поначалу показался расшатанным, если не безнадежно разбитым, но по ходу спектакля певица пришла в форму и полностью опровергла это мнение! Юдит Немет предстала совершенно великолепной, незабываемой Ортрудой, настоящим, внушающим дрожь воплощением зла: волосы, забранные в «конский хвост», чуть плотная фигура, затянутая в черные кожаные брюки и черное же элегантное кожаное пальто, особый «отрицательный» магнетизм, безупречный крепкий вокал! С огромной отдачей и искренностью пел Бела Ференц – Тельрамунд, пел и играл так, что легко было почувствовать симпатию к его отрицательному персонажу. Особый разговор об Иштване Ковачхази - Лоэнгрине: кому известно это имя? А между тем, это совершенно замечательный, выдающийся артист, обладатель не только блестящего и выносливого, но и «умного», безупречно «воспитанного» голоса, способный к донесению тончайших оттенков слова, использованию поразительных вокальных красок. Только Альфред Муфф – король Генрих-Птицелов, находящийся в стадии завершения карьеры, и ничем не отличившийся Лайош Гейгер - Герольд подпортили общую отрадную картину.

«Парсифаль» присуствует в репертуаре вагнеровского фестиваля с момента его открытия в 2006 году и, в отличие от «Лоэнгрина», это полусценическая версия, авторы которой – две молодые дамы, Александра Семереди и Магдольна Пардитка (в одном лице постановщики и дизайнеры). Работу венгерского женского тандема отличают простота, изящество и минимум деталей. Ступени, расположенные на сцене зала, задрапированы черной тканью. В конце первого действия половина драпировки медленно «уплывает», обнажая белое пространство, которое символизирует чистоту Парсифаля: на белом фоне герой будет противостоять искушениям в лице Кундри и цветочных девушек. В концертном зале имени Бартока нет ни кулис, ни просцениума, и режиссеры активно и с выдумкой используют внесценическое пространство. Клингзор появляется на втором ярусе, Парсифаль занимает место в зале справа на первом, артисты хора шествуют по проходам в зале и оккупируют места на ступенях на сцене. К белизне мужских сорочек и черноте фраков и пиджаков и платьев-коктейль цветочных девушек добавлен красный цвет прозрачных платков у тех же девушек. Красным платком завязывают глаза Парсифалю. Три элегантнейших наряда у Кундри: в первом акте черный, во втором – красный и в третьем – белый.

В будапештском «Парсифале» поет воистину превосходный состав. Такие певцы, как Вальтрауд Майер (Кундри) и Кристиан Франц (Парсифаль) не нуждаются в представлении: у огромного большинства любителей музыки «священные» роли Зиглинды, Брунгильды и Кундри попросту ассоциируются с Майер, а Франца без всяких скидок можно назвать одним из лучших, если не самым лучшим, на сегодняшний день, исполнителем роли Парсифаля. Великолепными вокалистами и убедительными актерами предстают все обладатели низких голосов: немецкий бас-баритон Ханно Мюллер-Брахман – Амфортас, американец Эрик Халфварсон – Гурнеманц, певец из Австралии Джон Уэгнер – Клингзор. Хотя в этом блестящем вокальном соревновании нет победителей, Халфварсон может быть назван первым среди равных.

Деятельность Адама Фишера во славу музыки Вагнера вызывает уважение и восхищение. Его отлично знают в Байройте, где он дебютировал в «Кольце нибелунга» в 2001 году, заменив внезапно умершего Джузеппе Синополи. В вагнеровской Мекке Фишер дирижировал вагнеровской тетралогией в течение двух сезонов, а в 2006 и 2007 годах вынес на суд фестивальной публики «Парсифаля». Его «Лоэнгрин» и «Парсифаль» на нынешнем фестивале в Будапеште – плод необычайно серьезной, долгой, глубокой работы с солистами и оркестром: отделана каждая фраза, не упущена ни одна деталь, каждая оркестровая группа предстает в максимальном блеске и идеальном взаимодействии с другими («Лоэнгрина» исполняет оркестр Венгерской государственной оперы, а «Парсифаля» - MR Symphonics). Совершенно безупречно – настоящий рай для ушей - звучание хора (в фестивальной прогрaммe участвуют несколько коллективов: в «Лоэнгрине» заняты Honved Male Choir и Budapest Studio Choir, хормейстер Калман Штраус, и MR Choir, хормейстер Саба Сомос, в «Парсифале» заняты еще и Hungarian National Choir, хормейстер Матяш Антал, и MR Children Choir, хормейстер Габриэлла Теш). Это и означает делать большую музыку...

Равнение на Байройт, выражающееся в очень длинных, длиной около часа антрактах (хотя в концертном зале имени Бартока времени на перемену декораций вовсе не требуется), и в приглашении занять свои места в форме повторения ключевой музыкальной фразы грядущего акта, может вызвать как симпатию, так и улыбку. Несомненно одно – если еще не все вагнерианцы открыли для себя фестиваль «Вагнер в Будапеште», то это непременно произойдет. Залогом того – подлинные музыкальные чудеса, которые творятся на сцене концертного зала во Дворце искусств венгерской столицы.

P.S.
Интересующиеся причинами ухода Адама Фишера с поста руководителя Венгерской государственной оперы могут прочитать его официальное заявление на сайте artistsagainstracism.eu и интервью, данное в дни фестиваля журналистке Беттине Мара, на сайте thewagnerian.blogspot.com.

* Здесь Ирина Сорокина допустила неточность: Рикарда Мербет, немецкое сопрано, уже несколько лет как вошла в обойму международных звезд – в частности, наш журнал рассказывал о ее венских успехах. – прим. ред.

На фото:
логотип фестиваля
Концертный зал имени Белы Бартока
Адам Фишер
"Лоэнгрин". Иштван Ковачхази в главной роли
"Лоэнгрин". Камилла Ниланд - Эльза, Петра Ланг - Ортруда
"Парсифаль". Сцена из спектакля

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Рихард Вагнер

Персоналии

Лоэнгрин, Парсифаль

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ