Гала-концерт Михайловского театра

Гала-концерт Михайловского театра
Оперный обозреватель

Гала-концерт солистов, хора и оркестра Михайловского театра в Большом зале петербургской Филармонии (можно сказать, становящийся уже традиционным событием) не мог обойтись без «изюминки». И в уходящем сезоне роль подобной «приманки» для слушателя выпала на долю тенора Нила Шикоффа.

В начале первого отделения, после увертюры к «Силе судьбы» и Молитвы Сантуццы, которую превосходно исполнила Марина Трегубович, когда Шикофф спел первую арию Каварадосси (Recondita armonia…), показалось, что он на ней как будто бы распелся – хотя перед началом концерта тенор, экспроприировав гримёрку у других солистов, распевался почти полтора часа (кстати, хороший пример для некоторых наших солистов, распевающихся непосредственно во время спектакля). Впрочем, голос Шикоффа звучал превосходно, а сама выходная ария и написана Пуччини без излишнего эмоционального «перегрева» и особых вокальных трудностей.

Зато в арии Ленского Шикофф не только блеснул вокальным мастерством, но и явил публике свои достоинства, как музыканта: певец показал широкую, красивую фразировку, и, как свойственно его творческой натуре, превратил изрядно «запетый» номер в настоящий драматический монолог; его Ленский – это не персонаж оперных анекдотов, а подлинно страдающий герой, разрываемый нешуточными страстями. Из вокальных «фишек» Шикофф продемонстрировал шикарное дыхание и блестящую филировку с «вилочками» на diminuendo-crescendo («…весны моей златые дни»).

Справедливости ради надо отметить, что его русский язык (как и в недавнем Германе на сцене Михайловского театра) был, скажем так, не так близок к совершенству, как его вокал.

Но «гвоздём» первого отделения, конечно, стала ария Элеазара из «Жидовки» Галеви – она у Шикоффа «сделана», даже выделана с редким совершенством. Тут не только фраза – буквально каждая нота была кропотливо выстроена и с необыкновенным тщанием и ювелирной точностью «вставлена» в общую «картину». Шикофф спел Элеазара столь проникновенно, с таким подлинным драматизмом, что если после арии Каварадосси зал поаплодировал, то здесь публика буквально взревела.

Здесь необходимо отметить ещё одну особенность Шикоффа-вокалиста: порой его ферматы, crescendo, специфические растягивания и уплощения звука, кажется, вот-вот обернутся какой-то салонностью или даже пошлостью. Однако, добиваясь максимальной выразительности, певец никогда не переступает грань хорошего вкуса. Тем не менее, тенор частенько «тянет одеяло на себя», заставляя дирижёра «ловить» солиста то тут, то там. Но если в оперном спектакле, по вполне понятным причинам, это уместно далеко не всегда, то в концерте из отдельных номеров, возможно, и имеет право на существование.

Кстати, оркестр под управлением Петера Феранеца был едва ли не самым ярким участником концерта. По сравнению с выступлением (также в БЗФ) в прошлом сезоне, прогресс здесь очевиден и неоспорим: струнные обрели европейские бархатистость и мягкость, медь зазвучала не крикливо и трескуче, но ярко и глубоко. В увертюре к «Силе судьбы», Вакханалии из «Самсона и Далилы» и других оркестровых фрагментах превосходная акустика Большого зала позволила в полной мере оценить безупречный баланс групп оркестра и всю ширь динамических градаций коллектива – от пяти piano до forte-fortissimo. В выступлениях с певцами Феранец показал себя чутким и гибким аккомпаниатором – так что у прекрасно выступивших молодых солистов Марины Трегубович, Татьяны Рягузовой, Софьи Файнберг, Марины Пинчук, Натальи Мироновой и Дмитрия Дарова никаких проблем не возникало. Также очень хорошо себя показал и хор.

Во втором отделении в песне о Кляйнзаке из «Сказок Гофмана» Нил Шикофф показал себя совсем по-другому, явив публике комическую сторону своего актёрского дарования и сорвав нешуточные овации зала. Под конец концерта слушателей ждало несколько сюрпризов, первым из которых стало появление звезды московской Геликон-оперы Ларисы Костюк в роли Кармен. И если в финальном дуэте Дон Хозе у Шикоффа – это буквально психопат на грани нервного коллапса, человек нездоровый и одержимый, то Кармен Ларисы Костюк – своенравная и темпераментная, но во многом «русская» героиня – из тех, которые если и не любят, то обязательно «жалеют» неудачника.

После того, как в качестве «биса» сопрано Татьяна Рягузова спела Песню о Вилье из «Весёлой вдовы» Легара, публика расходиться не спешила, продолжая овации. В отличие от многих гастролёров «звёздного» ранга, Нил Шикофф «ломаться» не стал: «прихватив» по дороге на сцену баритона Дмитрия Дарова, вместе с ним исполнил дуэт («Клятву») Дона Карлоса и Родриго из «Дон Карлоса» Верди.

На фото:
Большой зал Санкт-Петербургской филармонии

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ