В заколдованном саду

«Севильский цирюльник» в Арена ди Верона

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

В свое время (в 2007 году) «Севильский цирюльник» в постановке Хуго Де Ана стал главным успехом фестиваля в Арена ди Верона. Что за жемчужина, что за бриллиант! Впрочем, когда у руля стоит Де Ана, легко ожидать приятных сюрпризов. «Цирюльник» же – сущая прелесть.

Де Ана помещает персонажей самой знаменитой и очаровательной опера-buffa на свете в яркую и кокетливую раму: регулярный парк на французский манер, в котором аккуратно подстриженные деревья и кустарники радуют глаз зеленью невероятной свежести, а огромные розы и сидящие тут и там бабочки – веселым красным цветом. Персонажи в разноцветных и блистающих роскошью костюмах напоминают жеманные фарфоровые статуэтки.

1/7

«Цирюльник» - опера для маленького количества персонажей и с ограниченным участием хора, так что преследующая Де Ану боязнь пустоты понятна. Аргентинский волшебник и фантазер с этой проблемой справляется, заполняя сцену значительным количеством мимов и танцовщиков: его «сообщницей» в этом предприятии является Леда Лойодиче, которой принесли известность работы по сценическому движению в оперных спектаклях. На сцене кто-то беспрерывно мельтешит, танцует, подыгрывает героям: все очень элегантно и забавно, но порой движения слишком много.

Не менее привлекательны детали, найденные режиссером для персонажей: все они обрисованы с такой любовью и юмором, что влюбиться можно буквально во всех: даже в никогда никем не замечаемого Амброджо, который у Де Ана курит опий, даже в служанку Берту – она точно так же увлечена сигаретами, даже в ворчуна доктора Бартоло – его, бедного, волею режиссера без конца то связывают, то затыкают ему рот!

Надо ли говорить, что подобное зрелище, с участием кустов, цветов, бабочек, певцов и мимов с легкостью парит где-то высоко над вами, так что красочный салют в финале абсолютно естественен: остается только задрать голову еще выше, чтобы в последний раз получить несказанное удовольствие...

Из премьерного состава 2007 года бессменными являются только неаполитанский бас-buffo Бруно Де Симоне, обладатель почетной премии «Золотой Россини», в роли доктора Бартоло, и Франческа Франчи в роли Берты. Этот с виду скучненький, нехаризматичный человечек, похожий на канцелярского служащего, - один из самых гибких и виртуозных артистов подобного амплуа. Его голос не отличается выдающимся тембром, но его техника и искусство вокальной декламации стоят на невероятно высоком уровне. Франческа Франчи неотразима в роли Берты-курильщицы.

В первом составе Фигаро пел греческий баритон Арис Аргирис, продемонстрировавший большие сценические способности и столь же усталый голос. Его сменил словак Далибор Йенис, который может считаться специалистом по партии Фигаро. Сменил... и тоже разочаровал: грубоватой уверенности на сцене и несколько петушиного шика хоть отбавляй, а вот вокал – длинный список недостатков. Звучание неровное, линия пения прерывистая, верхние ноты натужны, виртуозные пассажи приблизительны. Словом, праздника для ушей не получилось.

Поклонники музыки Россини могут только ликовать, увидев на афише имя Антонино Сирагузы. Участие этого певца в спектакле – гарантия наслаждения утонченным вкусом, элегантностью, ювелирной отточенностью фразировки, безупречностью в исполнении фиоритур. Так было и на этот раз. Кроме того, Сирагуза от души подурачился на сцене, играя голосом и выделывая коленца, так что публике ничего не оставалось, как взорваться аплодисментами.

На первом представлении «Цирюльника» в этом сезоне в роли Розины выступила польское сопрано Александра Курзак (признаюсь, я всегда была сторонницей оригинального варианта). На ее место заступила молодая испанка Росио Игнасио, подобно своей коллеге, обладающая physique du role. К сожалению, и здесь о празднике вокала говорить не пришлось, так как артистка демонстрировала большие недостатки школы: невыровненность регистров (низ «провален», середина теплая и с приятным искристым оттенком, верх откровенно бесцветный и часто «писклявый») и неточность колоратурных пассажей. Игнасио - Розина мила и забавна, но до настоящего искусства не дотягивает...

Марко Винко, обладатель баса светлого оттенка, изобразил Дона Базилио, лишенного какого-то ни было сарказма и демоничности, и предстал чуть ли не симпатичным, порадовав слушателей красивым, полным, «бархатным» пением.

Что касается дирижера, то тут речь идет об Андреа Баттистони, веронце всего двадцати четырех лет отроду. Конечно, в родном городе у него уже немало «тифози», а в печати уже появились сравнения с самим Витторио Гуи. Что на самом деле представляет из себя Баттистони, покажет будущее (недалек его дебют в «Ла Скала»), но юный артист уже продемонстрировал отличный контакт с оркестром и умение повести музыкантов за собой. Темпы, избранные им для россиниевской партитуры, могут быть признаны оптимальными, певцам он аккомпанировал со вкусом и любовью. Так что можно всерьез надеяться, что на дирижерском небосклоне зажглась новая звездочка.

Помните праздничный салют в финале? Его так и тянет увидеть еще раз, как тянет вновь посмотреть и послушать веронского «Цирюльника».

Фото Ennevi любезно предоставлены Arena di Verona

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Арена ди Верона

Театры и фестивали

Севильский цирюльник

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ