Лунная Джульетта и солнечный Ромео

«Капулетти и Монтекки» в Мюнхене

Екатерина Беляева
Оперный обозреватель

Важная часть месячного оперного марафона в Мюнхене — демонстрация всех премьер сезона с праздничными фестивальными составами. В этой серии повторяли «Фиделио» Каликсто Биейто с Йонасом Кауфманом и Аней Кампе, «Карлика» и «Дитя и волшебство» Гжегожа Яжины с Камиллой Нилунд, вечер балетов на музыку Равеля и «Капулетти и Монтекки» Беллини. Последние были украшены участием таких звезд бельканто как Екатерина Сюрина (Джульетта) и Веселина Казарова (Ромео). Дирижировал оперой Ив Абель в инсценировке Винсента Буссара.

Из всего множества оперно-балетных продукций на тему веронских любовников опера Беллини на либретто Феличе Романи меньше всего опирается на пьесу Шекспира, зато в ней задействованы источники, которыми великий англичанин вдохновлялся.

Прежде всего, это известная и невероятно популярная в Италии хроника XVI века «Историческое сказание о печальных приключениях Ромео и Джульетты и их трагической смерти». Сюжет хроники очень лаконичный — минимум второстепенных персонажей, минимум романтики, плюс избыточные подробности вражды двух кланов — гвельфов и гибеллинов.

«Капулетти и Монтекки» в Мюнхене

Новую оперу Беллини писал по заказу венецианского Ла Фениче (премьера состоялась в марте 1830 года), между строк в контракте прочитывалась национальная идея — осудить разрозненность земель в Италии и всякую военную агрессию, и непременно воспеть грядущее объединение страны. Верона — город в области Венето, так что история двух влюбленных и местная хроника о примирении кланов очень подходили для прославленного венецианского театра. Беллини вдохновляла также мысль, что его фаворитка Джудитта Гризи получит роль Ромео, выведенного в либретто рыцарем с пацифистскими наклонностями. Романи заимствовал имя отца Джульетты Капулетти прямо из хроники. Его зовут Капеллио, а имя ее матери не упоминается, как и сам персонаж. Монтекки представлены одним Ромео, за которого радеет также падре Лоренцо, предложивший в финале Джульетте чудодейственный яд. У Джульетты нет в запасе никакого Париса, а у Тебальдо, который хочет жениться на Джульетте, нет личного врага в стане Монтекки кроме Ромео. Тайные встречи, балконы и прочее для Ромео и Джульетты не предусмотрены — мы просто знаем, что они любят друг друга и хотят пожениться. Сила этой оперы заключена исключительно в вокале, сюжетные перипетии запрятаны в слова — они пропеваются, поэтому успех спектакля зависит в основном от исполнительниц ролей Ромео и Джульетты, от их драматических способностей. Винсент Буссар, известный своими минималистскими штудиями, не перегрузил лаконичную оперу своими режиссерскими идеями. Он символически обыграл две темы — войны и любви. За войну отвечали развешенные повсюду доспехи, за любовь — пластиковые Амур и Психея, свисающие также откуда-то с колосников.

Веселина Казарова много уже лет исполняет Ромео в «Капулетти и Монтекки», роль для нее абсолютно хрестоматийная. В целом, певица продемонстрировала хорошую форму, но на мюнхенском спектакле ей не удалось скрыть некоторой усталости от перенасыщенного графика этого сезона. Драматически Казарова была безупречна — она всегда остается сама собой, играет собственный спектакль. Екатерина Сюрина, наоборот, любит подсказки режиссера и охотно им следует. Казарова не умеет играть трагедию и не скрывает это — она солнечная певица и всегда несет с собой свет. Казаровский Ромео вдохновлен будущим — верит в скорое воссоединение с Джульеттой и счастье с ней. Очень мало светлых красок дал спектаклю Буссар — только благодаря Казаровой на сцене присутствует солнце. Джульетта же с самого начала погружена во мрак ночи и печали. Она наперед знает, что все обернется плохо. Она полна эсхатологических предчувствий. Сюрина пока не определилась со своим амплуа. Пару лет назад показалось, что она однозначно превращается в трагедийную актрису — так сильна была ее Джильда в «Риголетто» в Парижской опере. А прошлой осенью она сделала великолепную лукавую Сюзанну в «Свадьбе Фигаро» в версии Стрелера в той же Парижской Опере. Джульетта Беллини-Буссара — снова прорыв в трагедию. Видимо, Сюрина становится универсальной и это радует.

Обсуждать работу Ива Абеля смысла нет — он специалист в операх бельканто и этим все сказано.

Фото Уилфрида Хесля

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Капулети и Монтекки

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ