Из глубин Азии

Заметки об опере в Ташкенте

Заметки об опере в Ташкенте
Оперный обозреватель

Опера на просторах бывшего СССР* продолжает жить, несмотря ни на что. За исключением столиц Туркмении и Таджикистана, где оперные театры не функционируют уже достаточно давно (в первом случае это было решение бывшего туркменского лидера Сапармурата Ниязова, объявившего оперу искусством, «несовместимым с традициями туркменского народа», во втором – следствие гражданской войны начала 1990-х годов**), в остальных бывших союзных республиках количество театров осталось почти таким же, каким было и в советское время. Жизнь национальных опер не сладкая – основных проблем две, которые между собой тесно взаимосвязаны: это отсутствие полноценного финансирования и внимания со стороны власти. Последнее сказывается на всем: за два десятилетия в большинстве бывших братских республик выросло целое поколение, которое не имеет привычки ходить в оперу и слушать классику, что не удивительно – если по телевидению и радио круглосуточно гоняют только попсу, то откуда же этой привычке взяться?

1/3

В России власти в лице самого высокого начальства также абсолютно равнодушны к опере, но здесь хотя бы иногда делают вид, что понимают значение классических культурных институтов и тогда изредка случаются помпезные вылазки президента или премьера, например, в Большой или Мариинский театры. Последняя из таковых – визит Дмитрия Медведева в Большой и фотографирование с его артистами в историческом зале театра, совсем скоро официально открывающемся после реконструкции. Но иногда такие визиты заканчиваются и конфузами: посещение Владимиром Путиным в 2003-м премьеры «Руслана и Людмилы» в Большом закончилось скандалом – тогдашний президент смог высидеть только один акт из пяти.

В переставшими быть союзными республиках власти тоже иногда вспоминают о наличии оперных театров. В Минске, Алма-Ате и Одессе прошли грандиозные реставрации оперных домов, и теперь они сияют новизной, словно ёлочные игрушки. Однако культурное строительство не должно ограничиваться только строительством стен: а вот с пониманием этого, увы, повсеместно гораздо хуже. Отсутствие продуманной культурной политики (что на самом деле не удивляет, ибо культурный уровень самих власть предержащих оставляет желать лучшего), понимания ценности классического (в частности оперного) искусства отодвинуло оперные театры бывшего СССР на периферию интересов населения – отсюда нередки полупустые залы и сдача в аренду театральных залов под совсем не академические мероприятия.

Для Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои, что находится столице независимого Узбекистана, и о котором у нас речь сегодня, все эти проблемы также актуальны. Знаменитый в прошлом театр переживает сегодня не лучшие времена. Его красивейшее, изящное здание, построенное в 1947 году по проекту Алексея Щусева, в прошлом году закрылось на капитальную реконструкцию, которая по планам должна закончиться в 2013-м, но как будет на самом деле, доподлинно не известно никому. Труппа вынуждена выступать на сцене Дворца искусств «Туркестан» - помпезном здании постсоветского периода, увы, мало предназначенном для оперных представлений. Административные службы пока еще расположены в закрытом на реконструкцию историческом здании, а вот технические цеха фактически ликвидированы, для них места не нашлось и их персонал отправлен в бессрочный неоплачиваемый отпуск. Не вполне понятно и где репетировать артистам – что оперным, что балетным: в старом здании это уже невозможно, в «Туркестане» же оперный театр – гость, и этим все сказано.

В сезоны, предшествующие реконструкции, нарушившей нормальное течение жизни коллектива, Большой театр Узбекистана пытался, и, в общем-то, небезуспешно, встроиться в мировой культурный контекст – несмотря на свою колоссальную удаленность от основных центров развития оперного искусства, то есть от Европы и Америки. Вот лишь некоторые мероприятия, которые вполне об этом свидетельствуют.

В 2008 году при поддержке посольств Италии и России театр провел Международный оперный фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения Джакомо Пуччини. В его программу вошли оперы «Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Богема» из репертуара Ташкентской Оперы. Помимо штатных солистов театра в них выступили приглашенные исполнители: российский тенор Анатолий Зайченко, воронежский дирижер Юрий Анисичкин, солисты Театра Станиславского Ирина Аркадьева, Хибла Герзмава, Михаил Векуа, Алексей Долгов, итальянские вокалисты Омбретта Макки и Доменико Менини.

В 2009 году при поддержке посольств Италии и Белоруссии была проведена Международная неделя итальянской оперы. Были представлены такие оперы из репертуара Театра им. Навои как «Севильский цирюльник», «Лючия ди Ламмермур», «Травиата» и «Богема». В этих спектаклях пели белорусские солисты Александр Краснодубский, Елена Бунделева и Сергей Франковский. Италию представляли вокалисты Розанна Савойя и Франческо Паоло Панни, а также дирижеры Эдди де Надаи и Джерардо Колелла.

Уже весной этого года при содействии посольств Италии, Белоруссии и Украины прошел II Международный фестиваль оперного искусства «Тошкент Бахори». В его рамках были даны оперы «Травиата», «Риголетто», «Лючия ди Ламмермур», «Кармен» и «Тоска». Гостями форума стали певцы Доменика Бриганти (Италия), Марина Шутова, Роман Муравицкий, Евгений Поликанин (Россия), Нико Исаков (Болгария), Юлия Лысенко, Николай Шуляк (Украина), Николай Бусыек (Молдавия), Нина Шарубина, Владимир Петров (Белоруссия), дирижер Ялчин Адигезалов (Азербайджан).

Помимо упомянутых произведений в сегодняшнем репертуаре единственного оперного театра Узбекистана есть итальянская («Сельская честь», «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло»), французская («Фауст», «Искатели жемчуга») и русская («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Алеко») классика, национальные оперы («Леопард из Согдианы» И. Акбарова, «Небо моей любви» М. Бафоева, «Проделки Майсары» С. Юдакова). Готовится к постановке новая работа – «Трубадур» Дж. Верди. В оперную труппу входят певцы разных поколений, наряду с маститыми артистами в ней много молодежи.

Мне удалось послушать в Ташкенте, быть может, не самый показательный спектакль, но такой, в котором, тем не менее, безошибочно можно увидеть многие плюсы и минусы нынешнего дня Ташкентской Оперы. «Алеко» Сергея Рахманинова был поставлен на ташкентской сцене в 1995 году режиссером Андреем Слонимом, в 2009-м, к 210-летию А. С. Пушкина состоялось его капитальное возобновление.

Работа Слонима – классический традиционный спектакль, без каких-либо, даже самых отдаленных намеков на новации современной режиссуры. Это добротная иллюстрация пушкинской поэмы «Цыганы», где поведение героев хрестоматийно и скроено исключительно по привычным для нас лекалам. На такой спектакль хорошо приводить подрастающее поколение: никаких проблем с интерпретацией сюжета. Художник Зубайдулло Батыров жирными, яркими мазками воссоздает на сцене бессарабские степи и быт цыганского табора, который в его прочтении – вечный праздник: перед нами проходит не один из рядовых дней кочующего племени, но очевидно какой-то ярмарочный или фестивальный, явно праздничный день, где буйство красок что природы, что одежд максимально обострено или даже гипертрофированно.

Режиссерско-сценографическое решение цепко держится за традицию, и в этом смысле его только можно было бы приветствовать. Но его воплощение несколько наивно: оно сродни детской иллюстрированной книге с любимыми сказками – слишком ярко и прямолинейно. Певцам предоставлена возможность петь так, как им удобно – на авансцене, в удобных позах – не частое явление на сегодняшней мировой оперной сцене. Несколько разочаровала работа со светом: в бессарабских сумерках, создающих вроде бы нужное настроение, при наличии лунного диска на заднике, вдруг, ни с того, ни с сего, дается максимум освещения, почти такого же как в зале до начала спектакля – звучит ария или любовный дуэт…

В «Алеко», как известно, обрисовку цыганской жизни композитор во многом дает через танец. Для коллективистского общества, каковым является табор, уместно, наверное, было бы дать массовые танцы, но хореограф Ибрагим Юсупов обходится минимальными средствами – танцовщики Диана Балтаева и Равшан Чарыев исполняют только сольные номера.

Музыкальное исполнение оставило неоднозначное впечатление. При наличии неплохих голосов общий музыкальный ансамбль не складывается. Причин здесь две. Во-первых, не лучшая акустика концертного зала, во-вторых, невысокий уровень оркестровой игры. Дирижер Аида Абдуллаева честно пытается выстроить звуковой баланс между сценой и ямой (которой на самом деле фактически нет), но малейшее усиление оркестровой звучности пагубно сказывается на пении. Что же касается профессионализма оркестра как такового, то данный спектакль был явно не лучшим днем инструментального коллектива: фальшивого звучания, несвоевременных вступлений и прочих «прелестей» хватало. Гораздо лучше показался хор – его пение было, быть может, не слишком аккуратным, но звучным и в целом приемлемым.

В вокальном плане бесспорным лидером спектакля оказался Кирилл Борчанинов (Старый цыган) с глубоким, красивым, рокочущим басом – его пение напомнило о лучших временах старой русской вокальной школы. Мастерство Рината Титеева (Алеко) также не вызывает сомнения, но сам звук уже свидетельствует о возрасте артиста. Улугбек Максумов (Молодой цыган), напротив, пленяет свежим, полетным звуком, но мастерства ему как раз еще не хватает. Красивый, крупный голос у Надежды Банделет (Земфира), проблема которого – резковатый верх. В актерском плане Земфира в исполнении Банделет – самый живой, темпераментный персонаж спектакля.

Примечания:

* Об опере на просторах бывшего СССР наш журнал писал неоднократно. Гастролям Латвийской национальной оперы в Москве была посвящена статья «Своя игра», Ереванского оперного театра — «"Норма" из Еревана». Дважды мы писали об опере в – Минске: «На просторах СНГ. Белорусская опера» и «Снегурочки невнятная кончина». Оперному искусству Молдавии посвящена публикация «На просторах СНГ. Молдавская опера». Три репортажа были с Украины: «Римский-Корсаков по-киевски», «Одесский оперный театр – судьба и реальность», «Успех «Князя Игоря» в Одессе». Писал наш журнал и об опере в Литве – «Жидовка» в Вильнюсе: стильно и профессионально».

** Пришедший к власти после смерти Ниязова нынешний президент Туркмении Г. Бердымухаммедов отменил это решение предшественника и объявил о воссоздании в скором будущем Оперного театра им. Махтумкули в Ашхабаде. Но пока серьезных подвижек на этом поприще не наблюдается – здание театра по-прежнему пустует. В столице Таджикистана Оперный театр им. С. Айни официально никогда не закрывался, но фактически также не функционировал многие годы. В последнее время там наблюдается оживление, в 2009 году пост главного дирижера получил итальянец Джерардо Колелла.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ