Коротко о разном

Темы: Большой театр останавливает метро. Алексей Богорад победил на конкурсе дирижеров имени Ловро фон Матачича. Илья Кузьмин – Павлу Лисициану. Чечилия Бартоли осчастливит Москву и Казань. «Opernwelt» выбирает Лежневу. Новости из «Мет». Юбилеи трёх опер. Баренбойм возглавит «Ла Скала».

Большой театр останавливает метро

Для улучшения акустики Большого театра на два уикенда в ноябре будет закрыт участок Замоскворецкой линии метро. Дополнительная защита от шума и вибрации нужна для того, чтобы «довести прекрасную акустику подземного зала ГАБТа до идеальной», утверждает генподрядчик реконструкции театра.

По словам экспертов, строители просто не выполнили заложенные в изначальный проект меры по виброзащите.

На участке между станциями метро «Новокузнецкая» и «Белорусская» будет создана дополнительная защита от шума и вибрации, которая передается проходящими в метро поездами на подземный концертный зал Большого театра (расстояние между станцией «Театральная» и залом составляет всего 40 метров).



Движение поездов будет временно прекращено в периоды с 05.30 19 ноября 2011 года до 05.30 21 ноября 2011 года и 05.30 минут 26 ноября до 05.30 минут 28 ноября 2011года.



Напомним, открытие исторической сцены Большого театра должно состояться уже 28 октября. В этот день пройдет торжественный гала-концерт с участием звезд оперы и балета. Билеты на концерт продаваться не будут, однако его можно будет увидеть на мониторах, расположенных на площади рядом с театром. Одновременно с основной сценой в театре начинает работать и новый подземный концертный зал, где будут проходить все камерные концерты, а также репетиции хора.



По мнению экспертов, тот факт, что по поводу виброзащиты театра спохватились только сейчас, накануне открытия всего комплекса, заставляет задуматься о качестве проводимых в городе проектных работ – проблемы воздействия вибрационных нагрузок на подземный зал ГАБТ должны были быть просчитаны на самых первых стадиях проектирования.



«Этот катастрофический пример в очередной раз показывает качество всего комплекса строительных работ в Москве, начиная от концепции и предпроектной работы и кончая таким вот открытием объекта», — заявил член президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко.

 В самой компании-генподрядчике реконструкции и реставрации Большого театра уверяют, что все, что требовалось от них в рамках проекта, строители выполнили.



По словам советника президента группы «Сумма» — генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра — Михаила Сидорова, над акустическим макетом подземного зала, который будет носить имя Бетховена, работали лучшие специалисты мира. «Задача заключалась не только в том, чтобы создать идеальную внутреннюю акустику подземного зала, но и позаботиться о том, чтобы звуки из него не мешали спектаклям, проходящим на основной сцене, а также о том, чтобы сюда не проникали внешние шумы, — рассказал Сидоров. – И эта задача была решена. Однако международные эксперты, которые принимали участие в проекте посчитали целесообразным для идеального звучания провести дополнительные работы и со стороны метро для исключения вибраций и шумовых помех от движения поездов».

 Между тем, по словам разработчика проекта реконструкции театра Никиты Шангина, необходимость в работах в метро возникла из-за того, что не была выполнена предполагавшаяся по изначальному проекту акустическая защита. (Сам Шангин в 2008 году был отстранен от строительства, он заявил тогда, что за его спиной строительные организации «обращались с проектом как хотели»).



«Этим должно было кончиться, ведь экономили на всем чем можно, была гонка, штурмовщина и воровство — рассказал архитектор. — Мы разрабатывали проект вместе с немецкими акустиками, и все решения которые в него закладывались себя оправдывали. А там, где не следовали проекту, возникали проблемы. По проекту предполагалось выполнение зала в виде капсулы, вставленной в здание на амортизаторах. Такой объем в объеме без внешнего контакта с железобетонными конструкциями. Не сделали, и на остов здания пошла вибрация».



Кроме того, свою роль сыграло то, что «в России не могут договориться два ведомства», рассказал Шангин. «Конечно дешевле бы было поменять систему полотна метрополитена, но Минкультуры боялось с ним связываться, — рассказал он. Так поступили ради Берлинской Оперы, когда пошла вибрация в историческое здание. На этом участке рельсы положили на специальное виброгасящее основание, и вопрос был решен. Я в свое время предлагал поступить так же. Возможно, сейчас гром грянул и пришли к такому решению. Правда, совершенно не обязательно при этом закрывать метро — в Берлине полотно меняли поэтапно по ночам, по несколько метров за ночь, и пассажиры этого даже не заметили».

Алексей Богорад победил на конкурсе дирижеров имени Ловро фон Матачича

Российский дирижер Алексей Богорад получил первую премию V международного конкурса молодых дирижеров имени Ловро фон Матачича в Загребе. Такое решение вынесло жюри под председательством Берислава Клобучара, в состав которого вошли Леопольд Хагер, Томас Зандерлинг, Никша Бареза, Геза Ковач, Йорма Панула. Из шестнадцати конкурсантов в финал вышли трое: Роберт Фаркаш (Венгрия), Ка Чунь Вон (Сингапур) и Алексей Богорад (Россия). Они представили соответственно сюиту из балета "Пряничное сердце" Крешимира Барановича, симфоническую поэму "Веселые проказы Тиля Уленшпигеля" Рихарда Штрауса и Третью симфонию Иоганнеса Брамса. Помимо первой премии, - 7 000 евро - Алексей Богорад получил награду Музыкального общества Хорватии и приз зрительских симпатий; ему будет предоставлена возможность продирижировать Симфоническим оркестром радио и ТВ Хорватии в один из ближайших сезонов. Ка Чунь Вон завоевал вторую премию - 5 000 евро - и спецприз: возможность выступить с Филармоническим оркестром Риеки. Роберт Фаркас удостоен третьей премии - 3 000 евро - и награды Общества композиторов Хорватии за лучшее исполнение сюиты "Пряничное сердце".



Алексей Богорад родился в 1979 году в Москве. Закончил ЦМШ, Московскую консерваторию и аспирантуру по классу кларнета Владимира Соколова. С 1997 года работает в оркестре Большого театра (солист - концертмейстер группы кларнетов), с 2001 года - солист Российского национального оркестра. В качестве солиста оркестра выступал на многих прославленных сценах мира. Приняв решение освоить дирижерскую профессию, в 2004 году начал обучение у Фуата Мансурова в Казанской консерватории. В 2006-2009 гг. учился в Московской консерватории в классе профессора Геннадия Рождественского, закончил его с отличием. В качестве ассистента дирижера участвовал в постановке опер "Майская ночь" Римского-Корсакова в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также "Воццек" Берга, "Дон Жуан" Моцарта, "Руслан и Людмила" Глинки в Большом театре. Дирижировал Российским национальным оркестром, симфоническим оркестром Татарстана, Камерным оркестром России, Ансамблем солистов РНО, Национальным филармоническим оркестром России. В 2010 году стал лауреатом второй премии II Международного конкурса дирижеров имени Стефана Турчака в Киеве. В июне 2011 года выиграл конкурс на место дирижера-стажера Большого театра, где дирижирует рядом спектаклей.

Проведение дирижерского конкурса - основное направление деятельности Фонда Ловро и Лилли Матачич, основанного в 1987 году с целью поддержки молодых дирижеров в Хорватии и за ее пределами. Конкурс имени Ловро фон Матачича впервые прошел в 1995 году и с тех пор проводится раз в четыре года. Представители нашей страны становятся его лауреатами не впервые: победителем первого конкурса стал Дмитрий Лисс, дипломантом второго - Василий Петренко. Дирижер Ловро фон Матачич (1899 - 1985) известен многочисленными записями, ряд которых издан лейблом EMI в серии "Великие записи столетия". Возглавлял Саксонскую штаатскапеллу в Дрездене, Франкфуртскую оперу, Филармонический оркестр Загреба, занимал пост почетного главного дирижера в Национальном оркестре Монте-Карло и оркестре радио и ТВ Японии NHK. Сотрудничал с крупнейшими оркестрами, оперными театрами и фестивалями Европы и Америки.

Илья Кузьмин – Павлу Лисициану

10 ноября к 100-летию со дня рождения Павла Лисициана ведущий солист театра «Новая опера» Илья Кузьмин (баритон) выступит на сцене родного театра с программой из репертуара великого армянского певца. Прозвучат романсы П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Э. Грига, фрагменты из опер «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Дж. Пуччини, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Демон» и «Нерон» А. Г. Рубинштейна, «Галька» С. Монюшко.

В театре «Новая опера» стало уже хорошей традицией посвящать концертные программы выдающимся исполнителям XX века. В наши дни, когда эстрадным певцам, пытающимся исполнять оперу, присваивается громкие титулы «золотых голосов», а подлинные оперные корифеи прошлого предаются забвению, подобные концерты играют важную роль, помогая понять, чтò есть на самом деле исполнительское искусство.

Герой нынешнего вечера – Павел Герасимович Лисициан (1911–2004), 100-летие которого отмечается в ноябре 2011 г. «Расплавленное золото», «бархатный баритон», «виолончельный голос» – так восторженно оценивалось искусство Павла Лисициана. За свою долгую творческую карьеру П. Г. Лисициану довелось поработать в Ленинградском Малом оперном театре и Ереванском театре оперы и балета. В течение 26 лет он был ведущим солистом Большого театра, работал консультантом в Московской филармонии и имел колоссальный оперный и концертный репертуар.

Основываясь на богатом репертуаре певца, создатели концерта составили программу, в которую вошли как популярные классические произведения, так и редко звучащие опусы, например, фрагменты оперы С. Монюшко «Галька».

В концерте примут участие концертмейстер Светлана Радугина, которая лично присутствовала на занятиях Павла Герасимовича с певцами, а также солисты «Новой оперы» Галина Королёва, Татьяна Табачук, Нурлан Бекмухамбетов. Концерт будет сопровождаться проекцией на большой экран фотографий П. Г. Лисициана в ролях и в жизни.

Чечилия Бартоли осчастливит Москву и Казань

Меццо-сопрано Чечилия Бартоли 26 октября выступит в Большом зале Московской консерватории с программой «Sacrificium» («Жертвоприношение»), передает РИА Новости со ссылкой на организатора гастролей певицы, Центр оперного пения Галины Вишневской.

​Бартоли ранее приезжала в Москву в 2001, 2004 и 2009 годах, в 2004-м она также пела в Петербурге. Ее выступления неизменно собирали полные залы. Уже сейчас самые дешевые билеты в Большой зал Консерватории, стоят 3300 рублей. В альбом «Sacrificium» вошли произведения, созданные в конце XVII века для неаполитанских кастратов — считалось, что ни одна женщина не способна соревноваться со знаменитыми в то время певцами Фаринелли, Каффарелли, Салимбени.

Впоследствии эти сложные арии были забыты, но Бартоли, известная своей любовью к архивным изысканиям, решила их воскресить. Экспериментирует она не впервые: в 2005 году вышел альбом «Opera proibita» («Запрещенная опера»), составленный из произведений, которые в барочном Риме не могли исполняться из-за цензуры.

Произведения с альбома «Sacrificium» Чечилия Бартоли исполнит в сопровождении цюрихского камерного оркестра «La Scintilla», а после Москвы даст 28 октября концерт в Казани.

«Opernwelt» выбирает Лежневу

На прошедшей неделе знаменитый немецкий оперный журнал "Opernwelt" назвал россиянку Юлию Лежневу лучшей в оперном мире молодой певицей по итогам сезона 2010-2011годов. Так журнал отметил дебют молодой российской вокалистки на оперной сцене, который состоялся в Брюсселе, в театре «Ла Моннэ» в партии пажа Урбана в опере Дж. Мейербера «Гугеноты».



Наряду с певицей лучшими в мире, по версии журнала, были названы и тот оперный спектакль, в котором она дебютировала на оперной сцене, и тот оперный театр, в котором этот проект был реализован.

Новости из «Мет»

13 октября состоялась вторая премьера «Метрополитен-оперы» нового сезона: «Дон Жуан» В. А. Моцарта в постановке режиссера Майкла Грэндэйджа (это его дебют в «Мет») и главного приглашенного дирижера театра Фабио Луизи. Исполнить партию коварного злодея-любовника должен был польский баритон Мариуш Квечень, но по болезни он не смог выйти на сцену и его заменил Петер Маттеи (к слову именно этот певец споет эту же роль и на открытии сезона «Ла Скала» 7 декабря). В партиях Донны Анны и Церлины еще два дебюта – латышское сопрано Марина Ребекка и немка Мойка Эрдман. Донну Эльвиру же исполнит опытная моцартианка Барбара Фриттоли. Дона Оттавио спел прославленный Рамон Варгас, Лепорелло – Лука Пизарони, Мазетто – Джошуа Блум, Командора – победитель конкурса им. Чайковского в Москве (2002) словак Штефан Кочан. Прямая трансляция этой работы театра в Москве состоится 29 октября. В ней, по последним сообщениям из «Мет», главную партию споет все же Квечень.

27 октября «Мет» представит следующую премьеру – «Зигфрида» Р. Вагнера, третью оперу знаменитой тетралогии. Режиссер – Робер Лепаж, дирижер – Фабио Луизи. Среди солистов в новой постановке выступят Гари Леман, Дебора Войт, Патриция Бардон, Герхард Зигель, Брин Терфель и Эрик Овнс. Трансляция этой работы театра по миру запланирована на 5 ноября, к сожалению, Россия не входит в число стран, где этот спектакль будет демонстрироваться.

Юбилеи трёх опер

Сразу три оперных юбилея приходится на середину октября: но на сей раз юбилеев не персоналей, а самих произведений.

11 октября исполнилось 225 лет со дня мировой премьеры оперы Дмитрия Бортнянского «Сокол», которая состоялась в Гатчине в 1786 году. Сюжет (французское либретто Ф. Г. Лафермьера) заимствован из «Декамерона» Дж. Боккаччо — день 5-й, новелла 9-я, послужившая также основой для комической оперы «Сокол» П. Монсиньи на либретто М. Седена (Париж, 1771). В XVIII в. опера не вышла за пределы придворного театра. В наше время она была поставлена в московском Камерном музыкальном театре в 1972 г. (под названием «Сокол Федерико дельи Альбериги», режиссер Б. Покровский).

13 октября исполнилось 175 лет со дня мировой премьеры оперы Адольфа Адана «Почтальон из Лонжюмо», которая состоялась в 1836 году в парижской «Опера-комик». Затем опера вошла в репертуар большинства западноевропейских театров. Премьера в России: Петербург, силами немецкой труппы, 1838 г.; на русской сцене — Москва, Большой театр, 13 января 1838 г. (с участием А. Бантышева, Н. Репиной и Н. Лаврова).

В России Адан больше известен как балетный композитор, прежде всего автор бессмертной «Жизели». Однако и его оперы представляют немалый интерес, «Почтальон из Лонжюмо» - лучшая из них. Музыка Адана мелодична, ярко театральна, полна юмора. Особенно известны ария почтальона из I д., терцет III д., ария Альсиндора, приятеля Шаплу — Сен-Фара, пародирующая героические арии.

В XX веке на русской сцене постановка состоялась в Куйбышеве (Самаре) в 1959 г., под управлением С. Бергольца. В настоящее время опера ставится редко. Лучшие исполнители партии Шаплу в XX в. — X. Розвенге и Н. Гедда. Единственная постановка последних лет состоялась летом нынешнего года во французском местечке Бож (долина Луары).

17 октября исполняется полвека со дня мировой премьеры оперы Ивана Дзержинского «Судьба человека», которая состоялась одновременно (в один день – 17 октября 1961 года) сразу на двух столичных сценах – в Большом театре СССР в Москве под управлением А. Малик-Пашаева и в Театре оперы и балета им. Кирова в Ленинграде под управлением В. Широкова.

Процитируем Абрама Гозенпуда: «Рассказ Шолохова, послуживший основой для одноименного фильма С. Бондарчука, принадлежит к выдающимся достижениям советской литературы. Найти для него достойное музыкально-сценическое воплощение нелегко. Произведение Дзержинского не опера обычного типа, а драма, иллюстрируемая и сопровождаемая музыкой. Ситуации шолоховского рассказа, и в частности финал (встреча Соколова с мальчиком), впечатляют и вне зависимости от музыки. Сильнее всего в опере лирическое начало. Каждый из театров, ставивших оперу, создавал собственную музыкальную редакцию, начиная с партитуры. Успех спектаклей был завоеван прежде всего идейно-образным содержанием рассказа и мастерством исполнителей (В. Нечипайло, Б. Штоколов — Андрей Соколов)».

Баренбойм возглавит «Ла Скала»

Новым музыкальным директором миланского театра «Ла Скала» назначен знаменитый пианист и дирижер Даниэль Баренбойм. Он приступит к исполнению своих новых обязанностей 1 декабря 2011 года.

​Пост музыкального директора, а фактически художественного руководителя «Ла Скала» оставался вакантным с 2005 года, когда его покинул Риккардо Мути, возглавлявший «Ла Скала» в течение 19 лет. Баренбойм работает в Милане с 2006 года, где занимает специально созданный для него пост главного приглашенного дирижера театра. По условиям нового контракта, он будет возглавлять театр до конца 2016 года, посвящая ему 15 недель ежегодно.

Представители музыкальной общественности Италии и любители оперного искусства с воодушевлением восприняли согласие Баренбойма возглавить знаменитый театр. Мэр Милана Джулиано Пизапиа, который является президентом фонда «Ла Скала», выразил надежду, что мастерство Баренбойма «обогатит историю этого храма оперной музыки, а значит, и Милана, и всей Италии».

Думается, что оптимизм миланцев несколько преждевременен. Помимо высокого музыкального качества, которое, действительно, может обеспечить талант Баренбойма, дирижер также известен своими радикальными взглядами на оперную режиссуру, он очевидно находится на одном идеологическом поле с адептами «режоперы». Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть репертуар Немецкой государственной оперы в Берлине, которую Баренбойм возглавлял последние годы. Маэстро активно приглашал на постановки в этот театр самых «отпетых» ниспровергателей оперных традиций из числа современных режиссеров, в результате чего Берлинская Опера словно сорняками заросла постановками одна другой чудовищнее.

Подготовил Александр Матусевич

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ