Коротко о разном

Темы: Большой театр: в новую жизнь со скандалов. Пиноккио дебютирует в опере. Два возобновления в «Мет». В ожидании «Фауста». Галузин в Новосибирске. Соревнование вокалистов в Сочи. Марии Штадер – 100 лет.

Большой театр: в новую жизнь со скандалов

В 4 миллиона долларов обошелся казне праздничный гала-концерт по случаю открытия после шестилетней реконструкции исторической сцены Большого театра России. На церемонии присутствовали сплошь представители российского истеблишмента, пригласительные билеты на него распределяла администрация президента. Дмитрий Медведев открыл церемонию краткой вступительной речью, в которой трижды назвал Большой одним из главных российских брендов. Заявление симптоматичное: именно как дорогой товарный знак, а не как храм искусства, воспринимают сегодня Большой многие, поэтому присутствие на гала-концерте было для представителей отечественной элиты вопросом престижа.

Представителей прессы, за исключением ведшего прямую трансляцию российского телевидения, в этот вечер в Большой тотально не допустили, предлагая лишь поприсутствовать на зачищенной от нежелательных элементов Театральной площади и поглазеть на именитых гостей, шествующих в театр по красной дорожке. Видимо, желали избежать скандалов на протокольном мероприятии. Однако без скандалов, тем не менее, не обошлось.

В день концерта все СМИ тиражировали заявления Николая Цискаридзе и Анастасии Волочковой относительно итогов реконструкции, сомнения балетных артистов в победных реляциях руководства театра и их возмущения по поводу отбора гостей на гала-концерт. Как известно, артисты Большого, за исключением занятых в концерте, наряду с прочими гражданами не имели возможность присутствовать на открытии родного театра. Телетрансляцией также должны были довольствоваться и многочисленные народные артисты, много лет служившие верой и правдой Большому. Нелицеприятный комментарий относительно концерта позже дал и Зураб Соткилава.

Читайте подробную рецензию на гала-концерт в сегодняшнем выпуске журнала.

Скандалом же обернулась и первая премьера на сцене Большого. 2 ноября театр показал оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Д. Чернякова и В. Юровского. Эпатажная режиссура вызвала возмущение части публики, некоторые, особо активные зрители комментировали во весь голос происходящее на сцене в самых уничижительных выражениях, возгласами «Позор!». В ответ неслись крики адептов «черняковского» стиля – «Браво!». Такая бурная реакция общественности впервые наблюдается в стенах московских оперных театров и уж, тем более, Большого. Хотя есть обоснованные подозрения, что выкрики с обеих сторон были инициированы «подсадными утками».

Ведь авторам спектакля, равно как руководству театра и представителям властей такое развитие событий только на руку. Михаил Швыдкой, трагикомическая фигура отечественной культуры, уже заявил, что скандал свидетельствует об успехе постановки и интересе к ней: раз есть скандал – значит, событие состоялось!

Нынешних деятелей культуры заботит исключительно шумиха и пиар, искусство как таковое, его уровень и качество, увы, мало кого волнует. Вот если бы публика голосовала рублем, то есть нераскупленными билетами и пустыми залами, тогда, возможно, господа Швыдкой, Иксанов и пр. иначе бы взглянули на проблему, поскольку вопросами кассы они озабочены более всего. Однако премьеру сопровождает аншлаг, билеты на всю премьерную серию давно раскуплены, что вполне соответствует современному российскому самосознанию – скандал продается лучше всего.

Рецензию на премьеру мы планируем опубликовать в следующем выпуске журнала.

Пиноккио дебютирует в опере

18 ноября в Детском музыкальном театре им Н. И. Сац состоится премьера новой оперы. Первая в истории театра международная постановка, «Приключения Пиноккио» - это уникальный англо-российский проект. Трогательную и поучительную историю деревянного человечка по любимой с детства сказке Карло Коллоди положил на музыку Джонатан Доув. Представление в «Opera North» было признано лучшей оперой для детей в Великобритании в 2007 г. Теперь постановка европейского качества идентично воссоздана на сцене московского театра силами английских постановщиков и художников и российских артистов и музыкантов. Режиссер – Мартин Дункан (Великобритания), дирижер – Алевтина Иоффе (Москва), хореограф – Ник Уинстон (Великобритания), художник – Френсис О'Коннор (Великобритания).

Два возобновления в «Мет»

14 ноября Рене Флеминг вновь выйдет на сцену «Метрополитен-оперы» в одной из своих самых удачных ролей – она исполнит Роделинду в одноименной опере Генделя. Барочный специалист Гарри Бикет проджирижирует возобновлением спектакля, поставленного в 2004 году Стивеном Водсвортом. В постановке задействовано три контратенора – Андреас Шолль, Йестин Дейвис и Энтони Роз Констанцо, среди исполнителей также значатся имена Стефани Блит, Йозефа Кайзера и Шен Янг. Опера о ломбардской королеве 7 века изобилует вокальными трюками, для Рене Флеминг это уже 21-я партия на сцене «Мет». 3 декабря «Роделинда» будет транслироваться в 1600 кинотеатрах 54 стран мира.

18 ноября на сцену «Мет» возвращается «Богема» в классической постановке Франко Дзеффирелли. Возобновление интересно многочисленными дебютами в партиях молодых героев оперы, среди которых есть и русские певцы. Партию Мими исполнит солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава, которая дебютировала на сцене «Мет» в прошлом сезоне в партии Антонии в «Сказках Гофмана» Оффенбаха. Мариинец Алексей Марков споет Марселя – он также не новичок в «Мет»: в прошлом сезоне он исполнил здесь партии Щелкалова в «Борисе Годунове» и Томского в «Пиковой даме».

В ожидании «Фауста»

3 декабря в Новосибирском театре оперы и балета состоится концертное исполнение оперы «Фауст», которое станет прологом полноценной сценической премьеры. В Новосибирск из Петербурга уже приехал Игорь Селин, режиссер-постановщик оперы. Он проводит встречи-репетиции с солистами и художественно-постановочной частью театра. В цехах идет подготовка к сценической премьере оперы: масштабные декорации и семьсот костюмов должны быть готовы к июлю 2012 года. (Музыкальный руководитель и дирижер – Евгений Волынский, хормейстер – Вячеслав Подъельский).

Действие “Фауста” развернется на большой сцене в фантазийных декорациях петербургского художника Александра Орлова и в хореографии Кирилла Симонова. Режиссер-постановщик Игорь Селин намерен провести действие оперы через все века: «Средневековье, Возрождение, XIX век, XX, а в Вальпургиеву ночь мы улетим в будущее. Устои шатаются, когда у человека нет истинной веры. Мефистофель посредством Фауста хочет получить душу Маргариты. Она же, погибая, спасает Фауста и свою душу. Вот цена любви. Сегодня мы смотрим другими глазами на этот сюжет».

Галузин в Новосибирске

Знаменитый российский тенор Владимир Галузин впервые после многолетнего перерыва выйдет на сцену Новосибирского театра оперы и балета в своей коронной партии Германа из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского 6 ноября. Его партнершей в партии Лизы станет его супруга, солистка Мариинского театра Наталья Тимченко.

Звездный статус Галузин обрел, будучи солистом Мариинского театра (с 1990 по настоящее время), но основы его вокальной карьеры были заложены в Новосибирске. В 1984 он закончил Новосибирскую консерваторию имени М. И. Глинки, в течение восьми лет был солистом Театра музыкальной комедии, а в 1988-1989 гг. – солистом Новосибирского театра оперы и балета, где успел поработать с Исидором Заком. И через 20 лет впервые Владимир Галузин приезжает в Новосибирск, но уже звездным мастером.

«В Новосибирском театре оперы и балета мне посчастливилось поработать с Исидором Аркадьевичем Заком. Он – целая эпоха в дирижировании, дирижер-титан. Он меня многому научил. Я с ним первый раз пел "Мадам Баттерфляй". Он меня учил, что главное в опере - музыка. Нужно об этом не забывать! Эти уроки я помню всю жизнь».

Соревнование вокалистов в Сочи

В Сочи завершился IV Открытый конкурс вокалистов имени Валерии Барсовой. Конкурс проводился в рамках Культурной олимпиады "Сочи-2014". В заключительном концерте лауреаты и дипломанты конкурса выступили в сопровождении Сочинского симфонического оркестра.

В этом году на конкурс поступило более 80 заявок от молодых вокалистов. Для участия в конкурсе по итогам заочного прослушивания были отобраны 50 исполнителей, во второй тур прошли 33 вокалиста из России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Китая, а к участию в третьем туре были допущены 10 человек.

Председатель жюри конкурса народная артистка СССР, солистка и руководитель оперной труппы Большого театра Маквала Касрашвили рассказывает: «Я возглавляла жюри самого первого Конкурса. Неизменна атмосфера Конкурса, в которой удивительно комфортно чувствуют себя и конкурсанты, и члены жюри». Наталья Тарасова, художественный руководитель Астраханской филармонии, народная артистка России, профессор отметила: «Достойный уровень подготовки конкурсантов в целом отражает состояние вокальной школы на сегодняшний день». Финальный этап проходил в течение недели в Зимнем театре, зале органной и камерной музыки и доме-музее "Дача В. Барсовой".

Марии Штадер — 100 лет

Мария Штадер

5 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения выдающейся швейцарской певицы (сопрано) венгерского происхождения Марии Штадер (1911 – 1999), прославившейся, своими интерпретациями сочинений Баха и, особенно, Моцарта.

Штадер (собств. Мольнар) родилась в Будапеште в малообеспеченной семье. После 1-й мировой войны в рамках программы помощи венгерским детям попала в швейцарскую семью Штадер, которая и воспитала девочку. Училась в Санкт-Галлене, Констанце, Цюрихе и Милане.

В 1934 дала свой первый концерт в Цюрихе. Получила известность, прежде всего, именно как концертная певица. Исполняла вокально-инструментальную музыку Генделя, Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса, Брукнера, Дворжака и др. Обладала красивым голосом лирико-колоратурного плана, блестящей техникой.

В опере выступала редко, во многом из-за своего миниатюрного телосложения (ее рост составлял всего 1 метр 44 сантиметра). Оперный дебют певицы состоялся в 1940 году в Цюрихе в партии Олимпии в «Сказках Гофмана».

Творческое содружество связывало Штадер с выдающимся интерпретатором Моцарта, дирижером Ференцем Фричаем, с которым она записала множество партий в операх австрийского гения. К шедеврам их совместного творчества принадлежит имеющая историческое значение запись «Волшебной флейты» (1955, DG), где Штадер исполнила партию Памины (среди ее партнеров по этой записи: Д.Фишер-Дискау, Э.Хефлигер, Р.Штрайх, Л.Отто, Й. Грейндль, К.Борг). Среди других работ с Фричаем оперы «Похищение из сераля» (Констанца), «Свадьба Фигаро» (Графиня), «Дон Жуан» (Донна Эльвира). В 1956 вместе с маэстро певица участвовала в Израиле в 22 концертных исполнениях «Лючии ди Ламмермур» (заглавная партия).

Среди ролей певицы также партии Царицы ночи, которую она неоднократно пела, в т. ч. в Венской опере (1944/45), «Ковент-Гардене» (1949/50), Цюрихе, Керубино, Фрау Флют в «Виндзорских проказницах» О. Николаи, Микаэла в «Кармен», Эвридика в «Орфее и Эвридике» Глюка. Выступала в концертных программах Зальцбургских фестивалей в 1947-62 гг. В 1956 на Штуттгартском радио участвовала в первой записи моцартовской «Зайды» (заглавная партия). Последнее выступление Штадер состоялось 7 декабря 1969 года в Нью-Йорке, где она пела в «Реквиеме» Моцарта.

В наши дни голос Штадер постоянно звучит в знаменитом зальцбургском «Музыкальном театре марионеток», где можно увидеть очаровательные кукольные постановки «Волшебной флейты», «Похищения из сераля» и др.

Подготовили Александр Матусевич и Евгений Цодоков.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Большой театр

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ