На конец этого года «Opera Rara» припасла что-то совершенно исключительное: произведение Антонио Вивальди, которое не ставилось около 250 лет, вновь возвращается на сцену!
Инструментальные концерты Вивальди – самые популярные среди его работ, включая, конечно, скрипичный хит ''Времена года''. Работы рыжего священника для сцены известны менее, несмотря на то, что он работал с различными театрами в течение 30 лет и сочинил около 100 опер. Половина из них дожила до наших дней, шансы совершить необыкновенное открытие, как в 1926 году в монастыре Сан Карло Салезиан в Италии, когда были найдены 14 томов манускриптов великого венецианского композитора, всё уменьшаются. В этом году четвёртой постановкой «Opera Rara» из этого цикла является концертная версия последней оперы Вивальди «Оракул в Мессении», что станет очевидно большим событием.
Это произведение, ранее считавшееся утраченным, было воссоздано на основе либретто его венской премьеры, недавно найденном в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. Но почему Вена в биографии итальянского композитора? Вивальди прибыл из Венеции в столицу Автрии в 1740 году, в то время как его звезда медленно, но неумолимо закатывалась в его родном городе. Он надеялся получить положение при венском дворе, а также рассчитывал на финансовую поддержку императора Карла VI. Он также начал репетировать «Оракула», либретто которого было написано Апостоло Дзено и который имел большой успех в Венеции в 1738 году.
Однако планы были разрушены смертью императора; все оперы были запрещены в течение года из-за траура. Но Вивальди не оставил свои попытки найти богатого спонсора, однако финансовые сложности оставили ощутимый след на его и без того ухудшающемся здоровье. Композитор, чья музыка окружила половину земного шара, умер 28 июня 1741 года и был похоронен в тот же день без церемонии, в сопровождении только колоколов, как хоронили всех бедных. Только благодаря настойчивости и упорству его друзей состоялась венская премьера оперы «Оракул в Мессении» в 1742 году.
Либретто именно этой версии послужило основой для реконструкции, выполненной Фабио Бьонди, выдающимся скрипачом, дирижёром и исследователем музыки барокко, основателем и лидером коллектива «Europa Galante». Хотя в подобных мероприятиях он участвует не впервые, вопрос о том, каким образом воскресить давно потерянные, неполные работы, из которых только отдельные арии сохранились до наших дней, весьма уместен. Ответ на него прост: посредством использования идей мастеров барокко!
Находясь под давлением времени и сталкиваясь с большой конкуренцией, композиторы часто использовали технику под названием pasticcio (так называют и оперы, созданные при помощи неё). Они создавали совершенно новые произведения с помощью заимствования и переделывания мелодий своих и чужих, например, ранее живущих композиторов. Бьонди также пользовался этим приёмом: он дополнил сохранившиеся отрывки оригинальной оперы Вивальди ариями из его других опер и музыкой современников рыжего священника, например, Джеминьяно Джакомелли, Риккардо Броски, Иоганна Адольфа Хассе. Но можем ли мы воспринимать это как оперу Вивальди?
Конечно! У нас есть оригинальное либретто, и загруженный работой Вивальди действительно часто полагался на эту технику, чтобы выполнить обязательства.
Выбор, сделанный Бьонди, вряд ли является единственно возможным, однако памятуя об успехе опер «Баязет» и «Геракл на Фермодонте», воссозданных этим методом, мы можем полностью положиться на его знания, воображение и музыкальную интуицию.
Особенно тогда, когда мы слушаем прекрасно поставленную работу: инструментальные партии будут исполняться коллективом «Europa Galante», одним из самых востребованных ансамблей, специализирующихся на старинной музыке, под управлением Бьонди. Центральная роль царицы амазонок Меропы была доверена шведской меццо-сопрано Анн Халленберг, которая часто выступает в театрах Милана, Парижа и Мадрида. Она работала с лучшими дирижёрами, включая Марка Миновского, Джона Элиота Гардинера и Оттавио Дантоне во время гастролей по Европе со своей программой «Дань Фаринелли» с Кристофом Руссе и «Les Talens Lyriques ensemble».
В партии сына Меропы — Эпита — выступит итальянское меццо-сопрано Лаура Польверелли, а роль тирана Полифонта, использующего силу и обман, чтобы завладеть королевством — великолепный норвежский тенор Магнус Ставеланд. Также стоить обратить внимание на второстепенную роль Фрасимеда. Во-первых, из-за Юлии Лежневой, которую в журнале «Le Figaro» именуют «новой Марией Каллас». На пороге своей большой карьеры 21-летняя русская сопрано уже выступала на фестивалях в Пезаро и Зальцбурге и записала Высокую мессу Баха с Миновским. В прошлом году Юлия также принимала участие в цикле постановок «Opera Rara» под руководством Джованни Антонини. Во-вторых, она исполняет необыкновенно сложную партию, богатую колоратурами, требующую голос с диапазоном, сравнимым с фортепианным, полного контроля над исполнением и виртуозной техники владения им. Неудивительно, ведь арии писались для лучших певцов того времени, включая знаменитого кастрата Фаринелли. Другие партии исполняют Ромина Бассо (Эльмира), Франциска Готтвальд (Лицискус) и Хавьер Сабата (Анасандр).
Цикл «Opera Rara» представляет собой многообразие произведений периода барокко, написанные композиторами венецианской, неаполитанской, французской школ... Говорящее название (rara – ит. редкая) указывает на то, что в программе можно ожидать редко исполняемый материал. Любители оперы уже присутствовали на нескольких польских премьерах, включая работы Вивальди («Геракл на Фермодонте», «Оттон на вилле» и «Неистовый Роланд»). Однако мировая премьера «Оракула в Мессении» является беспрецедентным событием на протяжении их трёхлетней истории. Она безусловно станет популярной в Польше и не только. С помощью Еврорадио посредством 17 вещательных компаний забытая опера венецианского композитора достигнет слушателей по всему континенту.
Филипп Беркович, Краков
Перевод Юлии Пневой