Два повода для печали

Вечер памяти Важи Чачавы в Московской консерватории

Вечер памяти Важи Чачавы в Московской консерватории
Оперный обозреватель

В октябре 2011 г. музыкальный мир неожиданно узнал о кончине профессора Московской и Тбилисской консерваторий, выдающегося педагога и пианиста, концертмейстера, настоящего музыканта Важи Николаевича Чачавы. Первым на эту печальную весть откликнулся московский журнал «Филармоник». Там опубликовали интересные материалы самого В. Чачавы, воспоминания друзей и коллег. А 26 декабря 2011 г. в Малом зале Московской консерватории прошел большой вечер его памяти.

Вечер открыл проректор по научной работе Московской консерватории, профессор К. В. Зенкин. Он кратко рассказал о В. Н. Чачаве и его роли в развитии вокального искусства в России. Затем состоялся концерт, в котором выступали вокалисты разных поколений, многие из которых лично знали В. Чачаву и работали с ним.

К сожалению, концерт ясно показал проблемы нашей вокальной школы, её глубокий кризис. Он, как зеркало, выявил и обнажил как минусы, так, впрочем, и некоторые достоинства российских певцов.

Открыла вечер наша примадонна Е. В. Образцова, которая несколько десятилетий пела с Чачавой – он был её постоянным партнёром. Хотя певица, по существу, закончила свою блестящую певческую карьеру, но иногда выступает с сольными концертами. На вечере она исполняла песни Листа («Как дух Лауры») и французского композитора Р. Ана, но, к сожалению, это было абсолютно неудовлетворительно. Певице удались только несколько низких нот. Звук никак не летел в зал. Надо уже давно было ей остановиться! Это была печальная картина.

Выступали несколько профессиональных и концертирующих певиц, которые закончили консерватории и работают в театрах. И все они пели сложные сочинения, оказавшиеся им, как правило, не по голосу.

Светлана Сумачёва — обладательница легкого сопрано — сейчас находится в плохой форме. Она исполнила два романса Рахманинова «Ночь печальна» и «Оне отвечали», и не смогла с ними справиться. Даже удивительно! Татьяна Рубинская — солистка Московской филармонии — много поющая в различных театрах, часто современную музыку, исполнила романсы Чайковского и Рахманинова вполне прилично, голос «шел», как говорится. Но и у нее тоже появились проблемы в голосоведении, ведь петь Чайковского труднее, чем в «Воццеке» Берга. Возможно, для этого концерта, можно было выбрать что-то другое и исполнить с большей отдачей и успехом.

На вечере выступила известная среди любителей пения Анна Викторова. У неё сочный и хорошо поставленный голос, она исполнила романс Чайковского «Примирение» и стансы Сафо из оперы Гуно. Романс звучал очень содержательно и глубоко. Но, как мне кажется, она мало поёт в театрах Москвы. Очень жаль, так как век певца короток!

Затем выступил Станислав Швец, у которого хороший голос. Он учился у Глубокого в Московской консерватории, отлично понимает и чувствует стиль исполняемых произведений. Он спел два редких романса Чайковского: «Подвиг» (текст А. Хомякова удивительно глубокий!) и «Зачем» (слова Л. Мея), которые доставили зрительному залу большое удовольствие своим полным погружением в стихию романса, исключительной по качеству артикуляцией и чудесным легато. Певец работает в театре «Геликон-опера», но что он там делает и как его используют? Непонятно!

Пел интересный баритон из театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Илья Павлов. Он закончил Московскую консерваторию и совершенствовался в Центре Вишневской. На вечере исполнял каватину Алеко и романс Рахманинова «Не пой, красавица, при мне». Голос легкий, хорошая артикуляция, понимает, что поёт, владеет словом. Хотя ещё молод, но уже начал форсировать звук.

Благоприятное впечатление оставило пение Яны Иваниловой. Артистка много и успешно участвует в концертах, но ведь она училась и совершенствовалась за границей. И хороший результат налицо! На концерте Иванилова исполняла три шотландские песни Бетховена под аккомпанемент трио – фортепиано, скрипки и виолончели. Но этот репертуар — не её стихия, у неё лёгкий и прозрачный голос, а в Бетховене всё же нужно давать больше драматизма и эмоций.

Выступили очень молодые (видимо студенты) А. Сафронов и М. Начкебия, у них есть хороший голосовой материал, но оба пели неумело, кое-как, особенно Сафронов, который выбрал трудную арию Тамино из «Волшебной флейты». Зачем? С ней даже большие профессионалы не всегда справляются. А в дуэте из «Богемы» оба звучали тяжело и напряженно. Ребята, срочно ищите хорошего педагога, и лучше за границей. Спасайте свои голоса!

Последуйте за другой исполнительницей концерта и сделайте то, что сделала Екатерина Годованец. После Училища при Московской консерватории она поступила в Парижскую консерваторию и закончила её в 2002 году. А сейчас совершенствуется в Парижской высшей школе у К. Дюма и работает в театрах Германии. У Годованец – чудесное и глубокое сопрано, ровно звучащее во всем диапазоне, красивые низы, что не всегда характерно для сопрано, и она глубоко понимает стиль композитора. И какого – Рихарда Штрауса! В России вообще абсолютно не умеют его петь, да и не очень понимают. Годованец исполнила две его песни – «Миньона» на слова Гёте и очень редкую «День всех усопших» (слова Гильма), что, кстати, соответствовало идее вечера. Всё было на высочайшем вокальном уровне. Кстати, немецкий язык певицы безупречен, мне это подтвердила известная переводчица.

Когда слушаешь хорошее пение красивой и со вкусом одетой молодой певицы, на ум приходят имена великих немецких предшественниц – Э. Шварцкопф, К. Людвиг. А когда слушаешь многих других участниц вечера, на ум приходит только одно – когда всё это закончится! Можно вспомнить, что несколько лет тому назад, Годованец пела Татьяну в концертной версии оперы «Евгений Онегин» под руководством М. Горенштейна, и все отмечали её блестящее пение. Автор этой статьи не был на том выступлении и очень сожалеет до сих пор.

После яркого выступления Годованец можно было бы поставить точку, но после неё на сцену вышла действующая солистка Большого театра Ирина Бикулова. Она в прошлом много и достаточно успешно пела в театре, а на концерте исполнила две очень трудные арии Верди – Амелии из «Бала-маскарада» и Леоноры из «Силы судьбы». Спела плохо, со страшным напряжением, голос ей просто не подчинялся, а зал мучился вместе с исполнительницей. Неужели нельзя было взять что-то более лёгкое? Вот результат несовершенной вокальной школы, неверного подбора репертуара и т.д. Я не указываю фамилий педагогов, которые подчас виновны в творческих проблемах своих подопечных. Зачем? Это общая и многолетняя болезнь нашей школы.

Аккомпанировали певцам на этом концерте пианисты, подчас большие профессионалы, но таких мастеров, которые могут помочь в выборе репертуара и дать квалифицированный совет, направить певца в нужное русло, готовить с ним программу и т.д. – что-то я не услышал. Таким был незабвенный Важа Чачава, и с его уходом зияет огромная дыра в русском вокальном исполнительстве. Талантов в стране много, а учить пению почти некому.

Много и успешно в этом направлении делает Центр оперного пения под руководством Г. Вишневской. Но туда приходят певцы, в основном, закончившие своё вокальное образование, и желающие совершенствоваться в Центре. А подчас уже поздно что-то менять и улучшать. Дай Бог Вишневской и её школе успехов!

Вот такие печальные мысли возникли после вечера памяти В. Чачавы в Малом зале консерватории. Все эти проблемы возникли давно, но самодовольное поведение консерваторий и «столпов» нашей вокальной педагогики не позволяет надеяться на эффективное их решение.

Иллюстрация: Иван Пирогов. Портрет пианиста Важи Чачавы

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ