Приношение Мастеру

В камерном театре отметили юбилей Покровского

В камерном театре отметили юбилей Покровского
Специальный корреспондент

100-летие великого оперного режиссера Бориса Александровича Покровского отметили в Камерном музыкальном театре, носящем его имя, большим гала-представлением, состоявшимся 23 января 2012 года. Торжественное мероприятие открывает фестиваль «Год Покровского», посвященный 100-летнему юбилею режиссера и 40-летию театра. В этот же день был открыт музей — мемориальная «Комната мастера», где экспонатами стали личные вещи и автографы Б. А. Покровского, эскизы костюмов и декораций, афиши, фотографии, исторические документы Камерного театра.

Удивительно, но юбилейную дату практически проигнорировал Большой театр, где Покровский проработал 40 лет и поставил более 40 спектаклей. Несколькими днями раньше торжественное юбилейное мероприятие провел московский театр «Геликон-опера». И наконец, непосредственно в день рождения режиссера золотую дату отпраздновал театр имени Покровского — для этого вечера было специально подготовлено представление, объединяющее фрагменты лучших оперных постановок режиссера, а также уникальные литературные, фото- и видеоматериалы.

Автором сценария и режиссером-постановщиком юбилейного торжества стал главный режиссер театра Михаил Кисляров, за дирижерский пульт встал главный дирижер театра Владимир Агронский. В зале присутствовали представители театральной и музыкальной элиты, в том числе Галина Вишневская, Маквала Касрашвили, внук режиссера известный актёр Михаил Ефремов и многие другие. В то же время обилие именитых приглашенных гостей совершенно не помешало созданию теплой камерной атмосферы и ощущению семейного праздника среди собравшихся — минимум пафоса, максимум личного контакта артистов и зрителей.

Гала-представление не случайно получило название «Диалоги с Покровским» — ведь это, конечно же, был не просто гала-концерт, хотя номера для исполнения выбрали самые выигрышные и разнообразные, и не обычный юбилейный театральный «капустник», несмотря на тяготеющие к этому жанру одновременно выведенные на сцену костюмы и декорации от самых ярких спектаклей сразу и дружескую вольную атмосферу.

Мероприятие вышло захватывающим, увлекательным, но не развлекательным. Это был именно разговор со зрителями и коллегами по сцене об очень серьезных вещах — о судьбах оперного искусства, о воспитании зрителя, о вечных ценностях и важнейших нравственных ориентирах в меняющемся мире. И, наверное, каждый по-своему примерил мысли режиссера на современную оперную реальность, слушая текст от первого лица — то в видеозаписях самого Покровского, то в цитатах из его книг, блестяще прочитанных ведущим концерта — народным артистом России Сергеем Юрским.

Что касается музыкальной стороны действа, то в нем прозвучали фрагменты оперных спектаклей театра «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Плащ» Пуччини, «Ростовское действо» на музыку Митрополита Дмитрия Ростовского, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Похождения повесы» Стравинского, «Нос» Шостаковича, «Не только любовь» Щедрина и др., в которых выступили ведущие солисты театрального коллектива. Даже не получается сказать о них просто «вокалисты» — ведь Покровский в качестве одной из своих сверхзадач ставил сделать из музыканта серьезного артиста (по тем временам идея более чем смелая, да и в наши дни, честно говоря, далеко не решенная окончательно, а нередко и вовсе потерянная в погоне за легковесными внешними эффектами).

Безусловно, детище Покровского сегодня — это классический оперный театр, вполне способный выпустить в концерте на сцену по три Дон Жуана и Царицы Ночи одновременно. Но в то же время — это театр камерный и экспериментальный, имеющий свое ни с кем не повторяющееся репертуарное лицо, нередко служащий стартовой площадкой для первого исполнения новых опер или сценической реконструкции музыкальных раритетов. Вот и в юбилейном концерте удивительным образом переплелись уникальные произведения, получившие сценический старт в стенах Камерного театра, и напротив, те, что для среднестатистического зрителя не только нашей страны олицетворяют понятие «опера».

Передать скупым текстом печатной статьи, как это происходило, пожалуй, невозможно — для этого надо присутствовать в зале, чувствовать атмосферу, эмоции, скорость движения вперемешку с философскими паузами-размышлениями. Как нельзя более уместным пришлось ироничное высказывание режиссера, процитированное Юрским, о зрителе, который не успевал вертеть головой и следить за происходящим — человек приходит в театр чтобы «работать головой». Вот именно так, не успевая следить, работать головой и сердцем, мы провели эти два часа уникального юбилейного мероприятия.

После спектакля гости не спешили расходиться — для многих из них, особенно представителей старшего поколения, это стало дополнительной возможностью пообщаться и поделиться личными воспоминаниями о режиссере. Юбилейный вечер закончился, но фестивальный «год Покровского» только начинается, и зрителей ждет еще немало торжественных моментов и приятных сюрпризов. Уже весной москвичи и гости столицы смогут посетить восстановленные спектакли Покровского, на некоторое время ушедшие со сцены Камерного театра — «Юлий Цезарь» Генделя и «Ревизор» Дашкевича. Кроме того, театр продолжит выносить на суд публики премьерные спектакли, которые в рамках традиций Покровского готовят теперь его ученики и последователи.

Закончить рассказ хотелось бы словами Бориса Александровича: «Тот, кто говорит, что опера сейчас непопулярна, просто ее не умеет ставить». Творческое наследие Покровского, насчитывающее порядка двух сотен спектаклей, поставленных не только в Большом и Камерном музыкальном театрах Москвы, но и в Ленинграде и других городах бывшего СССР и зарубежья, как ничто другое показывает, как много в опере зависит от режиссера, как велика его нравственная и художественная ответственность. Будем надеяться, что следуя практике самого режиссера, памятные мероприятия не ограничатся пределами Бульварного кольца, а пройдут и в регионах, а возможно, и за рубежом. Ведь Покровский был проводником революционных идей, будораживших мировую оперную режиссуру в середине прошлого века, и оказал влияние на развитие не только российской, но и зарубежной оперы.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Борис Покровский

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ