Очень актуальная почти английская премьера представлена «Ковент-Гарденом». Говорят, в основу ее сюжета легла сицилийская фольклорная сказка о девушке – мисс по фамилии Фортуна (в английском варианте она просто Тина), которая отчаянно сражается с misfortune – несчастьями, свалившимися на ее голову после того, как ее очень богатая семейка разорилась.
Она самоотверженно подметает пол на швейной фабрике, потом гладит мужские сорочки в прачечной, куда лично наведывается принц, очень похожий на обычного бизнесмена средней руки. Вернувшись однажды с букетом цветов для хозяйки прачечной, Принц задушевно поет арию о том, как замечательно в последний раз отглажена была его рубашка, какая она мягкая и свежая, и вдруг - О, Fortune! О, счастье! О, Удача! – он замечает, какая красивая девушка гладит его рубашки. Но и это еще не все – Тина находит лотерейный билет с миллионным выигрышем, который она великодушно бросает в толпу униженных и оскорбленных, потому что – а на фига он ей сейчас нужен!
Я пишу эти строки с некоторой иронией, но в принципе – почему бы и нет. Ведь взял же принц Уильям в жены дочку торговцев (одноразовой бумажной мишурой, предназначенной для ленивых хозяек и дешевых вечеринок) Кейт Миддлтон. Но более того – серия сногсшибательных выигрышей в Евро- и в Национальную лотереи (самые крупные выигрыши составляли 48 и 52 миллионов – неважно чего!) недавно буквально потрясли Британию. Что интересно, указующий перст Фортуны ткнул почти в одно и это же место – в центре Англии. Им, новоявленным миллионерам, друг до друга можно пешком прогуляться.
Я тоже везунчик. У меня – совершенно замечательный консультант, завсегдатай оперных театров. Вчерашняя “Мисс Фортуна” – это его 555 опера. Долгой жизни, однако, он ей не предрекает, и я согласна с ним. Опера создана Юдит Вейр, композитором из Шотландии, чья музыка весьма специфична: она звучит преимущественно в одном тоне, иногда – ради разнообразия – нарушаемая мажорными аккордами, и абсолютно немелодичная, негармоничная, нелиричная, не… не… не… (Сдается мне, что лучшая музыка – уже давно написана!). Впервые опера была поставлена в прошлом году на фестивале в Брегенце с тем же кастом и тем же режиссёром Чен Ши Чжэном, американцем китайского происхождения, двадцать работ которого были поставлены, в основном, где-то на окраинах Великобритании. Это его дебют в Королевской опере.
Интерес представила сценография Тома Рая, правда, мало как соотносящаяся с содержанием. Это было нечто, напоминающее мне стелу на ВДНХ, только в укороченном виде, посвященную космонавтике. На ее поверхности проецировалось видео – то розыгрыш лотереи с крутящимися шарами в барабане, то город под дождем. Иногда без всякой причины начинали меняться краски – с зеленого на синий, с серого - на ржавый. Даже напрягши свои мозги, как-то не удалось мне связать все это воедино и, тем более, понять: что и ради чего. Мой опытный консультант отреагировал так: «Не ищу смысла, его нет. Просто такие декорации». Но – стиральных машин в прачечной было – тринадцать! А «указующий перст» состоял из тринадцати вертикальных, одна над другой – линий, свет которых тоже менялся. И свет был неплох (художник Скотт Зелински).
Дирижировал англичанин Пол Даниэл, бывший музыкальный руководитель Национальной оперы, а сейчас главный дирижер Западно-Австралийского оркестра. Наверно, для музыкантов эта музыка – определённое испытание, или же возможность совершенствования.
Всего семь солистов поют в этой опере, и лучший голос – принадлежит взращенной в стенах студии Английской национальной оперы молодой сопрано Эмме Белл. Ее родители – лорд и леди Фортуна – Алан Эвинг и Кэтрин Харрис, которой удалось показать превращений холеной леди во вздорную, неухоженную бабенку после того, как судьба сыграла с ней такую злую шутку. Даже выйдя на поклон, Кэтрин продолжала «играть», загоняя мужа в угол, и претендуя на аплодисменты и славу. Судить об их пении трудно, потому что они спели две короткие арии в начале и в конце. Любопытно было, что голос Судьбы звучал здесь не громогласно, не по-бетховенски («Так судьба стучится в дверь!») а неуверенно, пронзительно высоко, потому что эта роль исполнена была британским контратенором Эндрю Уоттсом. Мне впервые довелось слышать такой голос в стенах оперы, было любопытно! Хотя Эндрю – не новичок, он пел на сценах «Ла Скала», Глайндборна, Венской оперы и т. д.
Южно-африканский баритон Жак Имбральо пел потрясающе, жаль, опять-таки, его роль (Саймон – возлюбленный Тины) была невелика.
Британское меццо-сопрано Анна-Мария Оуэнс спела Донну, хозяйку прачечной. Она же пела в прошлом сезоне Петровну в «Царской невесте». Я не помню ее там, что, в принципе, немудрено – там было столько славных имен! Но я ничего не могу сказать и о вчерашней ее роли, хотя отписываюсь на следующее утро.
Молодой американский черный тенор Ной Стюарт сыграл роль хозяина передвижной лавки «Лучший кебаб». Нехитрый бизнес Хассана разорили точно так, как были сожжены погромщиками многие магазины и кафе во время памятных осенних лондонских погромов, а сам Хассан пополнил число бездомных-безработных и голодных. Этот молодой певец – обладатель очень выразительного голоса, пел и играл интересно.
Кстати, осуществили эти «погромы» танцевальная группа «Вreakdancers» . Этот тип танца весьма популярен в черных южных района Лондона и славится как «уличная культура» - наряду с хип-хопом, граффити и специальным стилем одежды, когда джинсы едва ли держатся на (sorry!) заднице хозяина.
В этот вечер по обыкновению абсолютно однородная публика Королевской оперы (белые лица и в подавляющем большинстве седые или светлые, темно-русые волосы) была совершенно неоднородна. Впервые я увидела среди зрителей черных, много черных людей. Когда на цену вышли танцоры-погромщики, стало ясно, за кого они болеют! Было необычно много людей с китайской внешностью, что тоже не удивительно, если вы вспомните имя режиссера. Мои соседи захлёбывались в «браво», когда на сцену вышла автор музыки и либретто. И я полагаю, они были не англичане, а скорее – из Шотландии. Типичная премьерная ситуация – «каждый кулик хвалит свое болото» … и т.д.
С осени в Королевской опере – новый босс Тони Холл. Судя по всему, в первый год своего пребывания Тони поставил целью нас развлечь («Мисс Фортуна») и удивить («Русалка»). Когда я пыталась вернуть два билета на «Русалку», мне по секрету сказали: «У нас столько возвращенных билетов… Так что принять-то мы ваш билет примем, а вот продадим ли?»
Нас удивляют, нас шокируют! Кстати очередной шок нас ожидает в конце апреля. В одном из спектаклей не поющую роль будет играть известный английский политик от лейбористов. Эта дама в довольно солидном возрасте и в возрасте в размере 24, что соответствует русскому – 56-58, если таковые имеются, героиня прошлогодней серии телевизионных передач “Strictly come dancing”, цель которой – в течение двенадцати недель перед Рождеством научиться с нуля танцевать так же хорошо, как танцуют профессионалы. Нашу «даму в теле» – так и не научили! Что она будет делать в Королевской опере в не поющей роли? Танцевать? Или веселить публику неуклюжими движениями? Зачем это нужно Королевской опере – столь дешевая популярность – я пока не знаю ответа. Посмотрим!