Официально признанная как комическая опера «Дочь полка» Донцетти возобновлена в этом сезоне на сцене Королевской оперы. Впервые эта постановка была осуществлена на сцене «Ковент-Гардена» в 2007 году французским режиссёром Лораном Пелли. Сценография Шантала Томаса, костюмы Лорана Пелли, свет Кристиана Раса.
Сюжет – незатейлив. Ребенок, найденный на поле битвы, воспитывается в полку французскими солдатами, участниками наполеоновских войн. Энергичная, угловатая девочка-подросток, для которой бой барабанов привычнее материнской колыбельной, лихо расправляется с кучей солдатского белья и начищает горы картофеля для своих «отцов». Однако в ней уже просыпается молодая женщина с надеждами на любовь и счастье. Она влюбляется в молодого Тонио, ей приходится выбирать между любовью и ее приемной семьей. Но и это еще не конец. Кто же ее настоящие родители?
Они обнаруживаются уже в первом акте: сержант полка Сюльпис опознает фамилию маркизы де Биркенфельд, которая безуспешно пытается сбежать от французов в Австрию. Оказывается, в письме, которое было при малютке, указана была именно эта фамилия. Счастливая мамаша обретает дочь, увозит ее в свой замок, и безуспешно пытается превратить молодую маркитантку в леди и успешно выдать ее замуж. Через год, потерпев полное фиаско, как в первом, так и втором своем начинании, она соглашается на брак дочери с Тонио. Счастье дочери – важнее всего! Конец!
Опера чаще заставляет нас, зрителей, плакать. Но когда музыка, вокал и комедия скомбинированы успешно, как в тот вечер в «Ковент-Гардене», зритель смеется до упаду!
Мария итальянского сопрано Патриции Чьофи заставляет нас действительно и смеяться, и плакать. Ее захватывающие колоратуры имеют мягкий, кремовый оттенок, но вибрато было, однако, недостаточно устойчивым и временами чрезмерным.
Южноафриканский тенор Колин Ли (Тонио), обладающий недюжинным вокальным и музыкальным темпераментом, весьма пришелся зрителю по душе и снискал горячие аплодисменты. Ария с запредельными верхними «до» была исполнена не без блеска. Маркиза де Беркенфильд – ирландская меццо-сопрано Энн Мюррей – реализовала свой комический потенциал. Хорошо был хор – смесь музыкальной военной самодисциплины и драматической привлекательности. Хорош и маститый Алан Опи (Сюльпис).
Мне «повезло» попасть именно на то представление, где в роли герцогини Кракенторп (без пения) выступила известный в Англии политик бывшего лейбористского правительства Энн Виддикам, известная свои непримиримым взглядами на аборты и однополые браки. Вернув себе симпатии британцев тем, что в прошлом сезоне позволила всей стране посмеяться над собой в популярной программе «Strictly come dancing», она решила упрочить свой «успех». Но лучше бы она этого не делала.
Дирижёр Ив Абель с оркестром смог передать очень точно многие оттенки достаточно популярной музыки Донцетти – вступление было исполнено трогательно, духовые и струнные звучали эмоционально на протяжении всего вечера. Но темп исполнения показался слегка замедленным в целом, что, может быть, не вполне верно на фоне стремительных, энергично разворачивающихся событий на сцене.
Сценография любопытна. Она представляет собой военную карту, небрежно брошенную на землю, обозначающую своими изгибами и буграми контуры Альп. А замок был представлен оригинально – паркет, контуры богатых оконных рам и дверей, да роскошные рамки картин – без самих полотен.
Режиссёр Пелли следует партитуре, следует характерам либретто – никаких неуместных эпатажных решений: юмор и лёгкость сопровождают эту постановку от и до. Пожалуй, это одна из немногих постановок на сцене нынешнего «Ковент-Гардена», столь уважительно обращающаяся с исходным материалом. И от этого она выигрывает стократ – публика видит и слышит именно то, что задумывалось авторами оперы.
Мне довелось впервые увидеть эту оперу. Поэтому не с чем сравнивать, как это случалось с «Богемой», «Аидой» или с «Травиатой», например. Однозначно, новая постановка уже известной оперы несет в себе новые открытия. «Дочь полка» – может быть, это не такой уж потрясающий спектакль. Но это был вечер, не лишенный приятности. Вечер смеха, удовольствия, озорства.
На фото (Bill Cooper/ ROH): Алан Опи (Сюльпис) и Патриция Чьофи (Мария)