«Опералия» в Пекине — «Оперные ассамблеи» в Москве…

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Несомненно, что на сегодняшний день знаменитая на весь мир «Опералия» – самое что ни на есть «топовое» и, в классическом стиле, безусловно гламурное международное конкурсное детище, выпестованное самим Пласидо Доминго. В июле прошлого года этот конкурс впервые за всю его впечатляющую историю, ведущую отсчет с 1993 года, прошел в Москве. В нынешнем году его принимал Пекин – и конкурс этот был юбилейным, двадцатым по счету. Оказаться в Поднебесной в дни проведения «Опералии» (с 4 по 10 июня) мне было, конечно же, не по силам, однако практически сразу после ее окончания неожиданный вокальный привет из Китая дошел и до Москвы: отечественной публике он был передан со сцены Центра оперного пения Галины Вишневской…

Организаторами соответствующей международной вокальной акции с весьма красивым и броским названием «Молодежные оперные ассамблеи» («Young Opera Singers Sessions»), прошедшей с 9 по 14 июня и завершившейся гала-концертом ее участников 15 июня, стали Центр оперного пения Галины Вишневской и Программа молодых исполнителей Доминго – Торнтон при Лос-анджелесской опере. На заключительной стадии этого мероприятия к его участникам для выступления в финальном гала-концерте присоединилась и певица из США Джанай Бруггер (сопрано), безусловно, приехавшая в Москву уже знаменитой, ведь на пекинской «Опералии» она собрала полный комплект наград: Первый приз, Приз Пепиты Эмбил Доминго за лучшее исполнение сарсуэлы и Приз зрительских симпатий (часы от главного спонсора конкурса – фирмы «Rolex»).

Названный московский проект – часть Международной программы «Американские сезоны в России», осуществляемой под патронажем Двусторонней американо-российской президентской комиссии и при поддержке Посольства США в Москве, а сама идея подобного молодежного оперного проекта как раз и возникла после «Опералии», состоявшейся год назад. Галина Вишневская была членом международного жюри московского конкурса – и это сотрудничество не замедлило привести к решению об организации в России серии мастер-классов для российских и американских певцов, представляющих новое молодое поколение оперных исполнителей. Естественно, что главная цель проекта, призванного продолжить укрепление традиций культурного обмена между Россией и США, заключается в поддержке молодых певцов на этапе их весьма непростого в наше время творческого становления, интеграции в мировой оперный процесс и формирования у них профессионального опыта. Программа Доминго – Торнтон (ее спонсор – Фонд известной американской меценатки Флоры Торнтон) была основана в сезоне 2006/2007, и нетрудно догадаться, что с самых первых дней ее существования и по настоящее время ее неизменным художественным руководителем является не кто иной как сам Пласидо Доминго, генеральный директор Лос-анджелесской оперы.

Программа Доминго – Торнтон обращена к молодым певцам, находящимся на переходной стадии от академической подготовки к профессиональной карьере. Точно так же, как и в Центре оперного пения Галины Вишневской, направления подготовки по этой программе включают в себя индивидуальные курсы для каждого артиста с пианистами-коучами, уроки вокала, иностранных языков, актерского мастерства, хореографии. Кроме самогó маэстро Пласидо Доминго с артистами программы работают Джеймс Конлон, известнейший дирижер с высочайшей мировой репутацией, музыкальный директор (или в привычной нам формулировке – художественный руководитель) Лос-анджелесской оперы, Джошуа Уайногрейд (художественный администратор труппы и директор программы Доминго – Торнтон), а также опытные пианисты-коучи и приглашенные педагоги.

Программу Доминго – Торнтон в Москве представила тройка ведущих коучей Лос-анджелесской оперы и нью-йоркской «Метрополитен-опера» (Пол Флойд, Джереми Франк, Дуглас Суми) во главе с Джошуа Уайногрейдом и семерка молодых певцов-участников (Трейси Кокс, Роннита Николь Миллер, Валентина Флеер, Дэниел Армстронг, Бен Блисс, Мусеоп Ким и уже названная вначале Джанай Бруггер). Своих солистов для этого проекта отобрал и Центр оперного пения Галиной Вишневской, обеспечив его также и собственными концертмейстерами: так, в качестве аккомпаниаторов с российской стороны в финальном гала-концерте приняли участие Светлана Чернова и Юлия Мусаева. Однако вся изюминка нынешней выездной акции Программы Доминго – Торнтон заключалась в том, что над шлифовкой вокальных интерпретаций оперных партий и ансамблей, над совершенствованием технических навыков и постановкой стиля академического оперного исполнения на протяжении всех шести дней мастер-классов с международной командой певцов работали именно американские педагоги-коучи. Весьма немаловажно и то, что у этого проекта было также и продолжение на берегах Невы. В период с 16 по 18 июня аналогичные мастер-классы состоялись в Санкт-Петербургской консерватории, которые, как и в Москве, закончились гала-концертом: он прошел на сцене Малого зала Санкт-Петербургской филармонии.

Итак, мы вновь возвращаемся на московский «рояльный» гала-концерт 15 июня… Понятно, что сопрано Джанай Бруггер как «трехкратная» победительница пекинской «Опералии» проходила в этот вечер по особому разряду, поэтому и доля ее участия финальном концерте была максимальной: в ее исполнении прозвучали ария Луизы («Depuis le jour») из одноименной оперы Гюстава Шарпантье, ария «De Espagña vengo» из сарсуэлы Пабло де Луна «Еврейский мальчик», а также дуэт Лакме и Малики из «Лакме» Делиба (с меццо-сопрано Анной Викторовой). Из зарубежных вокалистов в сольных номерах мы услышали лишь только еще двух: меццо-сопрано Роннита Николь Миллер исполнила третью арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса («Mon cœur s’ouvre à ta voix»), а сопрано Трейси Кокс – арию Шимены (Химены) из «Сида» Массне («Pleurez, pleurez mes yeux»). С российской стороны сольные фрагменты оперных партий мы услышали в исполнении драматического баритона Александра Алиева (ария Альфонсо из «Фаворитки» Доницетти), лирического баритона Сергея Плюснина (каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини) и лирического тенора Станислава Мостового (романс Надира из «Искателей жемчуга» Бизе).

В исполнении баритона Александра Алиева и меццо-сопрано Татьяны Макарчук прозвучал также один дуэт из русской оперы – Сцена Грязного и Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова. Достаточно большое место в гала-концерте было уделено оперному ансамблевому музицированию. Первым делом в исполнении сопрано Валентины Флеер, меццо-сопрано Анны Викторовой, тенора Станислава Мостового и баритона Дэниела Армстронга мы услышали знаменитый квартет из оперы «Риголетто» Верди (официально голос Дэниела Армстронга позиционируется как баритон, но его тембральная бас-баритональная окраска вполне позволяет ему в данном случае браться и за басовую партию Спарафучиле). Затем из «Кармен» Бизе мы сначала услышали терцет из третьего акта – тот самый, что включает в себя «хрестоматийную» сцену гадания главной героини. Этот номер прозвучал в исполнении сопрано Альбины Файрузовой, меццо-сопрано Инны Звеняцкой и, наконец, меццо-сопрано Любови Молиной в партии Кармен.

После этого к ним присоединились тенор Петр Сизов и баритон Сергей Плюснин – и в их исполнении из второго акта «Кармен» Бизе прозвучал не менее хрестоматийный и необычайно сложный для ансамблевого музицирования квинтет. В качестве предпоследнего номера программы в исполнении баритона Мусеопа Кима, Tрейси Кокс и Валентины Флеер вниманию публике был предложен терцет из второго акта «Летучей мыши» Иоганна Штрауса, а под занавес вечера в исполнении сопрано Валентины Флеер, меццо-сопрано Марии Гулик, теноров Станислава Мостового и Бена Блисса, а также баритонов Мусеопа Кима и Дэниела Армстронга прозвучал известнейший секстет из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Ну, и конечно, как водится в подобных случаях, в качестве финального биса не обошлось без «Застольной» из «Травиаты» Верди, прозвучавшей в солирующем исполнении тенора Бена Блисса и сопрано Валентины Флеер при хоровой поддержке всех участников программы.

Если о весьма неплохо выученных, но немного резковатых, звучащих без белькантовой теплоты голосах Бена Блисса и Валентины Флеер благодаря последнему бису всё же удалось составить вполне целостное и располагающее к ним впечатление, то лишь только по совокупности одних ансамблевых выходов Мусеоп Ким своим каким-то глухим, лишенным интонационной выразительности голосом расположить к себе так и не смог. Напротив, в том совсем немногом, что мы услышали в исполнении Дэниэла Армстронга, явно ощущались большой исполнительский потенциал, развитая стилистическая культура, прослушивалось благородство кантиленной фактуры. Что касается ансамблей, то наименее всего удался квартет из «Риголетто», в котором сопрано, меццо и тенор старались изо всех сил «перепеть» друг друга, так что на редкость культурная вокализация Дэниэла Армстронга в этом вокальном натиске просто тонула… Неудачно брутальным, а не очаровательно восхитительным предстал и терцет из «Летучей мыши» – в музыкально-стилистическом отношении куда более интересней оказался секстет из «Лючии ди Ламмермур»!

А вот грациозно-хрупкие и изящно-переменчивые ансамблевые рисунки в терцете и квинтете из «Кармен», несомненно, удались просто на славу! Но при этом, увы, огорчало лишь то, что фактурно богатый, «контральтово» густой и несомненно обращающий на себя внимание голос Любови Молиной, тем не менее, совершенно выпадал из поля стилистической, интонационной и психологической интерпретации партии Кармен. Пока что это наша русская доморощенная героиня, не способная конкурировать с западно-европейскими исполнительскими образцами французского музыкального стиля. Напротив, в сцене Любаши и Грязного из «Царской невесты» Татьяна Макарчук обнаружила всю обреченную страстность, всю психологическую глубину страданий своей героини: этой певице веришь, да и музыкально она убеждает на все сто процентов. В данном случае единственный момент, вызывающий сомнение, заключен лишь в том, что по тембральной окраске перед нами – всё же скорее не меццо, а скрытое лирико-драматическое сопрано, и на сегодняшний день подобная тенденция является весьма и весьма распространенной.

В названной сцене в партии Грязного очень грамотным и на редкость выразительным вокалистом показал себя Александр Алиев, однако очень сухая, жесткая интерпретация партии Альфонсо из «Фаворитки» была представлена им явно не в белькантовом ключе. В то же время совершенным лицедеем от музыки – технически изящным, артистически раскрепощенным и стилистически восхитительным – предстал в каватине Фигаро из «Севильского цирюльника» Сергей Плюснин. Совершенно неожиданно, после неудачного штурма партии Герцога в квартете из «Риголетто», в романсе Надира из «Искателей жемчуга» просто заставил пустить «слезу умиления» Станислав Мостовой: это было действительно стилистически прочувствованное исполнение, шедшее прямо от сердца и западавшее в душу… Наконец, чтобы поставить окончательную точку, остается лишь охарактеризовать тройку зарубежных певиц, представшую на московском гала-концерте явно «ударным» музыкальным взводом. Конечно же, речь идет о Трейси Кокс, Ронните Миллер и Джанай Бруггер, но прежде – одно важное отступление по теме…

Вернувшись домой с обсуждаемого концерта, я тут же устремился на официальный сайт «Опералии», чтобы узнать полную информацию о победителях, но нашел там не только то, что искал, а гораздо большее, на что, впрочем, и не рассчитывал. Оказалось, что прямая интернет-трансляция III тура пекинской «Опералии» велась на сайте www.medici.tv и что просмотр ее записи доступен для всех желающих совершенно бесплатно. Грех было не воспользоваться такой возможностью, тем более, что Джанай Бруггер исполнила в Москве те же два номера, что пела и на третьем туре. И вот почти четыре часа – посмотрев за это время не только сам третий тур, но также и церемонию награждения победителей – я с большим интересом заочно провел на сцене Национального центра исполнительских искусств (NCPA) в Пекине…

В принципе, вокальные конкурсы я люблю, но как всякий уважающий себя меломан, обычно принимающий всё происходящее на них весьма «близко к сердцу» и настроенный более чем критически по отношению к раздаче «конкурсных слонов и пряников», эти самые конкурсы я просто одновременно люблю и ненавижу, а надивиться вдоволь не могу… Люблю потому, что открывать новые голоса безумно интересно, особенно – на первом туре, который, вопреки расхожему мнению, что наиболее интересен финал состязаний, я считаю самым интересным, важным, определяющим… А «ненавижу» потому, что как правило ни на одном из конкурсов не доходят финала или не становятся победителями как раз те участники, за которых болеешь именно ты… Безусловно, компетентному жюри всегда виднее, поэтому и приходится каждый раз смиряться с его «мудростью», но в последние годы после любого конкурса меня уже традиционно не покидает ощущение, что с раздачей слонов и пряников каждый раз «мудрят», явно «перемудривая»…

На этот раз судить об этом у меня просто нет возможности: для этого надо было бы присутствовать на всех трех турах от начала и до конца, причем – вживую. Когда драматических баталий первых двух туров не знаешь вовсе, третий тур начинаешь воспринимаешь словно с чистого листа, будто пришел на первый. Поэтому я совсем не удивился и совершенно спокойно отнесся к тому факту, что именно Джанай Бруггер стала «трехкратной» победительницей. Что ж, сейчас с легкой руки Пласидо Доминго в оперный мир приходит мода на большие, тяжелые и мясисто-зычные голоса, поющие тем не менее белькантовый или лирический репертуар. На прошлой московской «Опералии» сопрано из ЮАР Притти Йенде, завоевавшая первое место, просто «свела всех с ума», но совершенно очевидно, что для широкой публики здесь на первый план выступила новизна, так сказать, «музыкальной экзотики», а это вещь, несомненно, серьезная! Джанай Бруггер обладает, в сущности, сходным по фактуре голосом с Притти Йенде, но представ в Москве в изысканно-изящном французском репертуаре Делиба и Шарпантье, всё же интонировала и расцвечивала его выразительными нюансами гораздо в большей степени, чем это могла позволить природа голоса Притти Йенде. А вот стенобитная манера вокализации Ронниты Миллер – практически точный аналог звукоизвлечения Притти Йенде, в результате чего героиня Ронниты Миллер, обольстительно-эротическая Далила, вопреки музыкальному замыслу композитора, предстала в Москве самой настоящей воинственной Брунгильдой!

По яркости и насыщенности звуковой палитры голос Трейси Кокс занимает, я бы сказал, промежуточное положение между Джанай Бруггер и Роннитой Миллер: он гораздо светлее и звонче, чем у первой, но менее «стенобитнее», чем у второй. Кроме этого, из этих трех певиц, участниц Программы Доминго – Торнтон, психологическая выразительность и обертональная наполненность голоса Трейси Кокс в партии Шимены заставляет именно ее признать наиболее стилистически культурной исполнительницей, даже несмотря на порой несколько пронзительные, «ультразвуковые» интонации… И, кажется, все трое будто «сговорились», ведь в Москве они представляли сплошной французский репертуар!

Продолжая тему «критического спокойствия» от пекинской «Опералии», скажу, что на этот раз меня также не удивили ни «заслуженное» отсутствие премии у меццо-сопрано Олеси Петровой, исполнившей арию Принцессы де Буйон из «Адриенны Лекуврёр» Чилеа, ни III премия у баритона Романа Бурденко (в «Прологе» из «Паяцев» Леонкавалло он, как всегда был «рутинно добротен» и предсказуемо скучен), ни III премия у меццо-сопрано Надежды Карязиной, участницы Молодежной программы Большого театра. Исполнение ею арии Изабеллы «Cruda sorte» из «Итальянки в Алжире» Россини было на редкость грамотным, по-настоящему профессиональным, но пока это была та самая «вокальная целлюлоза» без собственного «я», об опасности которой в отношении музыки Россини всегда предостерегает учеников своей летней Академии в Пезаро «главный россиниевский гуру» современности Альберто Дзедда.

Не удивляет и то, что американский контратенор Энтони Рот Костанцо, поразивший мастерством стиля lamеnto в арии Птолемея из одноименной оперы Генделя («Stille amare»), разделил I премию у мужчин с монгольским баритоном Энхбатом Амартувшином, который совершенно неинтересно и немузыкально шаблонно своим весьма небольшим и «точечно» поставленным голосом исполнил знаменитую арию Риголетто из одноименной оперы Верди (заметим, что в 2010 году он принимал участие в Международном конкурсе оперных артистов Галины Вишневской, но до призового места так и не дошел: на этот раз в его пении качественно мало что изменилось, но зато призовое место ему, наконец, улыбнулось).

Наоборот, очень воодушевляет II премия у певицы из Китая Гуанкун Ю (драматическое сопрано) и «половина» II мужской премии у американского драматического тенора Брайана Джэгда. Вторая половина, доставшаяся утонченно-рафинированному китайскому баритону Юнпенгу Вангу, также не вызывает сомнения (заметим, что этот певец удостоился и именной премии Пласидо Доминго старшего за лучшее исполнение сарсуэлы). Гуанкун Ю и Брайан Джэгд представили арии главных персонажей из «Манон Леско» Пуччини, а Юнпенг Ванг исполнил «Вакхическую песнь» Гамлета из одноименной оперы Тома. Замечательно, что кроме всего этого Брайан Джэгд отмечен также и премией Биргит Нильсон, а очень старательный и трогательный лирический итальянский тенор Антонио Поли (он исполнил романс Вертера из одноименной оперы Массне) – премией CulturArte от Гульермо Мартинеса и Бертиты Мартинес. Замечательно также и то, что малая частичка пекинской «Опералии» в лице ее главной победительницы Джанай Бруггер неожиданно оказалась представленной и в Москве в рамках «Молодежных оперных ассамблей»…

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ