Удовольствие, долг или... мучение?

«Дон Жуан» в Арена ди Верона

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Говоря о факте открытия летнего фестиваля в Арена ди Верона оперой Моцарта «Дон Жуан», нельзя избежать наибанальнейшего вопроса: подходит эта опера Арене или не подходит? Хорошо известно, что на протяжении почти столетней истории существования фестиваля он выработал свое хорошо узнаваемое лицо, свой традиционный и апробированный репертуар. Одним из любимых исторических анекдотов является рассказ о том, что когда в Арене поставили вагнеровского «Лоэнгрина», на спектакль явилось триста человек. Арена же способна вместить пятнадцать тысяч...

На вопрос, подходит ли «Дон Жуан» Арене, ответ будет дан в конце этих заметок. А пока необходимо назвать имя создателя инаугурационного зрелища: это маститый, 89-летний, убеленный сединами, увенчанный лаврами и прославленный не только благодаря своим спектаклям, но и стрелам, летящим в адрес «режоперы», Франко Дзеффирелли. И этой фразой сказано все! Ибо те, кто хотя бы один раз видел постановки флорентийского старца, найдет ВСЕ их особенности в новеньком «Дон Жуане».

1/11

Дзеффирелли нравится использование животных? Пока оркестр играет увертюру, публика может полюбоваться на лошадь и ослика. Дзеффирелли панически боится пустоты? Вам никогда не удастся сосчитать количество артистов миманса, занятых в «Дон Жуане». Оно астрономическое. Миманс изображает приличных господ, крестьян, бродячих цирковых артистов, женщин легкого поведения и т.д. и т.п. Он буквально затопляет сцену, и порой трудно понять: а где же персонажи? Вы сидите в неудобном кресле, а, может быть (что гораздо хуже!) на взятой напрокат или принесенной из дому подушке, которая не всегда спасает мягкие части вашего тела от жара раскаленных чуть ли не добела камней древнего амфитеатра и все ждете, ждете какой-нибудь режиссерской находки, хоть одного интересного поворота? Ждать приходится ооо..чень, ну очень долго: до предпоследней сцены, когда из разверзшегося кладбищенского монумента появляется Командор. Что сказать о таком понятии, как темпоритм? Похоже, он вовсе неизвестен престарелому Мастеру: спектакль течет слишком медленно, отчего публика томится, напоминая старую жесткую курицу советских времен, для умягчения которой требовалось три часа, и, как только Дон Жуан проваливается в ад, быстро начинает покидать места. Заключительный секстет исполняется для тех, кто способен выдержать эту скуку до конца.

Как почти всегда бывает, Дзеффирелли не только режиссер, но и художник. Еще до того, как он объявил о том, что его «Дон Жуан» будет «барочным», было ясно, что вас ждет полемика с не слишком удавшейся Роберту Карсену постановкой одноименной оперы, открывшей сезон театра «Ла Скала» 2011-2012 года. Дзеффирелли свойственны пышность и преувеличенность? Именно такова декорация к новому «Дон Жуану», архитектурный элемент, что-то вроде парадных ворот, за которыми предполагается барочный дворец. Словом, никаких сюрпризов, все предсказуемо и оттого скучно.

Очень красивы рафинированные костюмы Маурицио Милленотти, у которого, правда, крестьян трудно отличить от господ. Одно то, что ткани для нынешней постановки созданы в прославленном ателье Rubelli, говорит само за себя.

За пультом Даниэль Орен, имя которого в последние два десятилетия является таким же символом Арены, как летняя духота, раскаленные ступени или использование в спектаклях животных. Надо отдать должное маститому маэстро: Орен не делает из моцартовского шедевра, принадлежащего восемнадцатому веку, «Аиду» или «Кармен», ведет оперу бережно, вниательно аккомпанируя певцам. Но если в привычном ему репертуаре израильский дирижер часто излишне темпераментен, то его «Дон Жуану», в полном соответствии с духом постановки, недостает нерва, все плосковато и медленновато.

В роли Дон Жуана Ильдебрандо д’Арканджело, на сегодняшний момент чуть ли не символ идеального исполнителя этой подлинно мифической роли. Артист из Пескары вполне заслуживает похвал, которые на него щедро сыпались и сыплются за исполнение Дон Жуана в театрах Европы и Америки. У д’Арканджело прекрасная стать, неоспоримый сценический шарм, умение двигаться, красивый звучный голос и безупречное владение стилем. Но выступление на открытой площадке не в его пользу, древнеримский амфитеатр разыгрывает с певцом трудную партию, которую он, может быть, и не проигрыает, но и не выигрывает. Голос порой теряется. Тем не менее, отлично спета знаменитая Серенада.

Зато полностью «в своей тарелке» Бруно Де Симоне в роли Лепорелло. Маленький, лысенький, быстренький, в очёчках, с голосом светлой окраски: верного слугу Дон Жуана так и тянет вообразить повыше, да покрупнее, да «помясистее», как с точки зрения внешности, так и голоса. И, однако, ум и артистический опыт неаполитанского баса-баритона делают его несомненной звездой этого столь же роскошного, сколь и скучного спектакля: великолепная игра, отлично сфокусированный и летящий в зал звук, поразительная дикция.

Весьма милы три дамы, Донна Анна – Анна Самуил, Эльвира – Кармен Джаннаттазио, Церлина – Жеральдин Шове. Всем им можно поставить в заслугу недурные голоса, женскую привлекательность, умение быть обаятельными на сцене. Но чуда не происходит, искры не высекается. Виноваты ли артистки, которым не хватает яркой индивидуальности, или особый климат паданской равнины, который летом всегда потчует местных жителей и многочисленных туристов доводящей до одурения влажной жарой, — но у всех трех певиц голоса звучат тускло...

Тенор из Албании Саймир Пиргу предстает вполне корректным Доном Оттавио, хотя и у него заметны проблемы: голос часто слишком слаб и различим с трудом, проскальзывает носовое звучание. Винченцо Таормина недурной, но и ничем особо не покоряющий Мазетто.

Рассказ о спектакле уже ответил на вопрос, подходит ли «Дон Жуан» такой сценической площадке, как Арена ди Верона. Такой «Дон Жуан» не подходит: за этот вердикт проголосовала публика, пачками покинувшая места задолго до того, как грешник провалился в ад, и неизменно милые и любезные капельдинерши Арены, которые, вздыхая, повторяли: ma quanto è lungo, но как же это длинно... Так что у многих, ожидавших удовольствия, оно превратилось в тяжелый долг, а тот, в свою очередь, заключил безжалостный союз с нестерпимо высокой температурой, традиционной для Италии в последнюю неделю июня. Так что порядочное количество зрителей получили законное право причислить себя к лику мучеников...

Фото: Ennevi / Arena di Verona

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Арена ди Верона

Театры и фестивали

Дон Жуан

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ