«Билли Бадд», меняющий нас…

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Английская национальная опера однозначно подтвердила свою репутацию «театра Бенджамина Бриттена». Прошлогодняя постановка «Сна в летнюю ночь», несколько годами раньше «Питера Граймса» и, наконец, новая постановка – сильная, зрелая, трезвая - менее популярной его оперы «Билли Бадд», последний спектакль которого только что завершился аншлагом (режиссёр Кристофер Олден, дирижер Эдвард Гарднер). Либретто оперы, написанной в 1951 году, создано по повести Г. Мелвилла, описавшего реальные события, происшедшие на английском линейном корабле ее величества “Неустрашимый» в 1797 году.

Но действие оперы в нынешней постановке АНО, судя по округлым отсекам, происходит, скорее всего, на субмарине. Хотя – современный это корабль или старинный,18 ли век или сегодняшние дни – в данной опере все это совершенно не имеет никакого значения.

То, что произошло на «Неустрашимом» более двух сотен лет назад, могло случиться и за двести лет до того, и двести лет спустя, так или иначе, но подобные конфликты происходили, происходят и будут происходить.

«Билли Бадд» - в меньшей степени опера, но скорее всего - психологическое исследование того, как скопление огромной массы мужчин, замкнутых в пространстве и во времени, клаустрофобия вынужденного сосуществования людей столь разных по происхождению, образованию, личностным характеристикам, приводят к паранойи, а затем и к непредсказуемым трагическим событиям.

Надо ли говорить, что в этой опере нет ни одной женской роли? А краски, как и свет, и костюмы (сценограф Пол Стейнберг, костюмы Констанс Гофман, свет Адама Силвермэна) – холодные, зловеще темные, за исключением белоснежной каюты капитана, где и произойдут страшные события, и его белоснежного кителя.

Во время спектакля не покидало ощущение чего-то знакомого, заимствованного из русской истории – уж не кожанки ли это с печально знаменитого «Потёмкина», в которые были одеты офицеры английского корабля? Почему бы и нет! Изучив программку, обнаружила слова благодарности художественного руководителя Английской национальной оперы Джона Бэрри в адрес Большого театра России за их первое совместное сотрудничество. Означает ли это, что в недалёком будущем постановку смогут увидеть и в Москве? Судя по тому, что один спектакль от АНО уже прописался в российской столице («Сон в летнюю ночь» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко), руководство театра всерьёз смотрит на восток Европы.

Тенор Ким Бегли, капитан «Неустрашимого» Вир, открывает и завершает спектакль. Он стар, одинок, он так и не забыл страшную историю, произошедшую на его глазах. Пожилой, уставший человек, и спустя годы несущий свой крест и страдающий из-за необходимости отправить на казнь хорошего человека. Киму удается донести эти переживания до зрителя. Его тенор заметно выделяется на фоне других исполнителей.

Кудрявый красавчик Билли (баритон Бенедикт Нельсон) поначалу не чувствовал себя уверенно, но привлекательность, харизматичность его персонажа развиваются по ходу действия спектакля. Его голос приятен, в нем много нюансов. И хотя ему досталась главная роль, но не его вокальные данные держали спектакль «на плаву», а скорее подходящий роли типаж.

Популярный английский бас Мэтью Роуз (Клаггарт – одна из его самых сильных ролей), одетый в длинных кожаный плащ, с бесстрастным серым лицом, на мой взгляд, смог показать ту внутреннюю борьбу добра и зла, происходящую в его душе, что отличает этого персонажа. Его голос - глубокий, жесткий - словно припечатывал слова. И это вполне соответствовало предназначенной ему роли.

Энергичный Дональд (баритон Дункан Рок) и парусных дел мастер мистер Флинт (бас-баритон Даррен Джефри) - оба оказались на высоте. Их работы запоминающиеся, а аплодисменты – заслужены.

Бриттен требует подготовленного зрителя. Его музыка - в целом сложная для восприятия, периодически глубоко эмоциональна и открыта, но всё-таки достаточно изощренна. Эдвард Гарднер – удивительный, экспансивный ее интерпретатор. Хор и оркестр, коим заслуженно принадлежит большая часть аплодисментов публики, вывели этот «корабль», полагаю, в большое и успешное плавание.

Я вернулась в этот раз из Колизея определённо другим человеком. Лично меня эта постановка как-то принципиально изменила. А как – в этом-то мне еще предстоит разобраться, полагаю, как и большинству зрителей, которых она не могла оставить равнодушными.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Билли Бадд

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ