Новый взгляд на шедевр Монтеверди

Екатерина Беляева
Оперный обозреватель

В мадридском Teatro Real состоялась мировая премьера «Коронации Поппеи» К. Монтеверди (1567 - 1643) в редакции Ф. Бойсманса (1936)

Жерар Мортье закончил второй сезон своего директорства в мадридском «Teatro Real» грандиозным проектом постановки оперы «Поппея и Нерон». За два года он сделал немало для модернизации репертуара, но в основном за счет переноса в Мадрид своих проектов, созданных в других местах ранее, и вливания в них мощных вокальных сил. В ситуации кризиса ему ничего другого и не оставалось. Такой способ пополнения афиши достаточно экономичен. Вместе с ним в театр конечно же пришли иностранцы – верные Жерару люди из его клана. Но в целом, надо отдать ему должное, Мортье старается, чтобы «испанское» не чувствовало себя ущербным в Испании. Все лучшие испанские или испаноязычные вокалисты и дирижеры тут востребованы, главным языком сайта и печатной продукции театра остается испанский, включая процедуру покупки электронного билета, и не в загоне испанская музыкальная классика, хотя она, наверное, рассчитана в основном на аборигенов.

1/12

Проект «Поппеи» очень многослоен. Думаю, что как минимум год ушел на его подготовку. Бойсмансу была заказана новая оркестровка. Джонатану Литтеллу – новая литературная редакция (уникальное либретто Д. Ф. Бузенелло целиком сохранено). Опере пришлось дать другое название, чтобы отделить эту работу от предыдущей. Дело в том, что с 2008 по 2010 в театре силами Уильяма Кристи и ансамбля «Les Arts Florissants» были поставлены и записаны на DVD все три оперы Монтеверди. Режиссером выступил – Пьер Луиджи Пицци, Нерона пел Филипп Жарусски, Поппею – Даниэль де Низ. Ценность прочтения Кристи никто не отменяет, но новая оркестровка опуса, нуждающегося в интерпретации, так как в обеих рукописях «Коронации» не прописаны оркестровые голоса, - это хорошее движении вперед и попытка найти дополнительный ключ к сюжетным ребусам Монтеверди, до сих пор в случае с его последней оперой не разгаданным.

Бойсманс однажды уже обращался к «Поппее» 20 лет назад, но он тогда имел дело с большим оркестром. Сильвен Камбрелен – дирижер версии 2012 – рассказал в интервью в буклете о своем видении различных интерпретаций оперы на протяжении второй половины XX века и о преимуществах новой партитуры Бойсманса. Приведу здесь самые интересные из его высказываний.

«Коронация Поппеи» - это очень зрелое произведение Монтеверди, и по форме оно сильно, если не сказать радикально, отличается от его ранних оперных творений и, вообще, от всего того, что было создано в опере после. Эта и первая опера в своем жанре и единственная. Осознавал ли маэстро, какого уровня шедевр он оставляет потомкам? В ней больше вопросов, чем ответов. Самое поразительное – это то, что каждый, буквально каждый персонаж этой многонаселенной оперы поет разную музыку. Различия очевидные и в ритме и в гармонии. Здесь есть персонажи, которые характеризуются танцевальной музыкой – они как бы поют-танцуют. Другим же движение противопоказано, потому что на них лежит функция рассказчиков – так Сенека и Оттон узнаются по лирическим высказываниям. Их арии длинны настолько, что слушатель теряет нить мысли. Создается впечатление, что Монтеверди нарочно оставил этих героев недопонятыми, словно они – это не они – персонажи «Анналов» Тацита, а какие-то другие более универсальные личности. Есть и прямолинейные персонажи вроде Друзиллы. То есть музыка накрепко «приклеена» к психологии каждого персонажа. Это то, что Монтеверди нам оставил – безусловная часть партитуры.

Что касается оркестровки Бойсманса, то новая, на мой взгляд, интереснее той, что он сделал в Брюсселе в 1989 году для постановки Люка Бонди. Она прозрачнее и лаконичнее. Основная мысль осталась той же: различные музыкальные цвета для каждого из персонажей и присутствие continuo, являющегося отличительным знаком всех опер Монтеверди, реализованного клавесином и его «младшими братьями и сестрами», а именно пианино, фисгармонией, арфой и т.д. К тому же, continuo здесь окрашен духовыми инструментами. Другая особенность этой оркестровки – очень скромное присутствие струн. Они вмешиваются главным образом в ритурнели и лишь совсем немного в музыку, сопровождающую пение…

В принципе, я за то, чтобы оркестровок «Поппеи» создавалось больше, хотя любая новая не приближает нас ни на сантиметр к утраченной оригинальной. Особенно интерпретации барочных специалистов. Революцию среди аутентистов совершил Алан Кёртис в «Ла Фениче» в 1980, эта версия оказала влияния на многие другие. Следует отметить интерес Караяна к Монтеверди. В 1963 году в Венской опере он продирижировал «Поппею» с полнокровным романтическим оркестром. Это была постановка самая далекая от аутентизма, которая сама, естественно, не прижилась, но дала толчок к последующим штудиям. Зато осуществленная годом раньше Рэймондом Леппардом в Глайндборне редакция для средних размеров оркестра удерживалась на плаву довольно долго. Продолжая защищать версию Бойсманса, скажу, что она не предполагает почти никаких купюр. Лишь несколько реплик были отменены. Она базируется на обоих дошедших до нас текстах – венецианском и неаполитанском. Напомню, что у Леппарда отсутствовал такой персонаж, как Кормилица Оттавии – совершено необходимый для понимания образа последней…

Важно, что Бойсманс прежде всего оперный композитор, его интересует сценичность. Например, он сохранил шекспировскую театральную форму, которая была свойственная и Монтеверди. Он не стал добавлять ритурнели для подготовки выхода и ухода со сцены персонажей…

Интерпретировал версию Бойсманса в Мадриде «Klangforum Wien» – интернациональный коллектив, созданный в 1985 году для исполнения современной музыки преимущественно в форме перформанса. С 1997 Камбрелен является первый гостевым дирижером ансамбля, но к барочному опусу за пультом «Klangforum» он обращается лишь во второй раз (первый опыт был балетный, когда коллектив принимал участие в постановке спектакля Алена Плателя «Wolf» на музыку Моцарта). В «Поппее и Нероне» с Камбреленом работали 29 музыкантов Klangforum, включая исполнителя на синтезаторе, и клавесинист Эжен Микелянжели (continuo).

Как слушатель, я могу сказать, что все находки Бойсманса, о которых говорит Камбрелен, в основном действенны. Впечатляет ритмическая дифференциация персонажей. С трех тактов, даже не глядя на сцену, можно понять, какого типа персонаж там появился – будет ли он жаловаться, читать нотации, ликовать, или петь пританцовывая. Но это понимание все же приходит не сразу, чувствуется, что музыка новая, и к ней надо прислушаться. Отсутствие препарасьонов-ритурнелей в привычных местах и их неожиданное громкое вторжение с трещотками при нулевом действии по началу шокирует, но в конце спектакля, где танцевальному настроению места нет, без них становится скучновато.

Постановщиков у этой «Поппеи» оказалось несколько. Во-первых, и в главных, это Жерар Мортье, собравший сильную музыкальную, театральную и литературную команду, во-вторых, Кшиштоф Варликовский с женой и постоянным соавтором, сценографом Малгожатой Щесняк, художником по свету Фелис Росс, директором видео Денисом Гегяном и драматургом Кристианом Лонгшамом, и, в-третьих, Джонатан Литтелл – проживающий в Барселоне французский писатель, лауреат Гонкуровской премии. Премию Литтелл получил за роман «Благоволительницы», написанный в форме дневника офицера-эсэсовца. Недавно бестселлер переведен на русский язык. В связи с этой «Поппеей» Литтелл оказался полезен как последователь покойного философа Мишеля Фуко, который читал любопытные лекции в Калифорнийском университете в Беркли об античных «паррезиастах». Паррезия – это свободная, правдивая речь. Паррезиастами называли людей, профессией которых было говорить правду без использования средств риторики, в том числе и в глаза правителю-олигарху-монарху и т.д. Паррезиастом был Сократ во времена демократии, им был и Сенека – знаменитый драматург и герой оперы Монтеверди, но уже совсем в другую эпоху. Фуко, а за ним Литтелл, сравнивают положение Сенеки с поэтом-правдолюбцем в имперское сталинское время.

До сих пор остается тайной, почему Бузенелло, а за ним Монтеверди уделили столько внимания фигуре Сенеки и его пресловутой театрализованной кончине. В свои 74 года (момент сочинения «Коронации») композитор был абсолютно свободен от мантуанского двора, от которого зависел морально и материально с 1590 по 1612 гг. Однако воспоминания о пребывании возле просвещенного и при этом невероятно развратного герцога Винченцо I Гонзаги (не зря ведь Верди спустя двести пятьдесят лет после страданий Монтеверди выбрал его в антигерои своей культовой оперы «Риголетто») мучили Divino Claudio даже в спокойные времена его бытности в Венеции на посту капельмейстера собора Сан-Марко. Он готов был заново изобрести оперу (в данном случае исторический жанр), лишь бы она могла вместить всю его горечь. Нет, он не видел себя в обличительном образе Сенеки, но в музыкальном посвящении «задушенному» режимом паррезиасту – профессионалу в области «говорения правды», он, видимо, очень нуждался. Поэтому и бросил все силы на выписывание сцен жизни и смерти Луция Эннея Сенеки, назло всем любовным дуэтам Нерона и Поппеи. Это, конечно, еще и вкусный комплимент Мортье испанцам, которые по праву считают Сенеку родным человеком, - намекнуть постановщикам, чтобы вывели скандального философа на первый план. И Сенека и другой важный персонаж оперы Лукан родились в Кордове.

Проводил ли Монтеверди тайные параллели между Нероном и Винченцо – несомненно, осознавал ли, что рискует – скорее всего, но он находился в таком возрасте и в таком статусе, что ему было уже ничего не страшно, почти как Сенеке. Впрочем, Сенека в новой «Поппее» переосмыслен. Он успевает сказать главную правду и признаться в нежизнеспособности своей философии.

Занавес отсутствует. Зрители входят в зал и как бы оказываются в просторной ауле (задействована вся сцена и кулисы) некоего абстрактного американского университета. Прославленный профессор сообщает своим студентам, что учил их неправильным вещам, и сам неправильно жил. Он объявляет настоящую лекцию последней и говорит, что жалеет о потраченной на науки молодости, о бессмысленном вечном воздержании и несостоявшейся любви. Говорит громко по-английски (ямайский бас сэр Уиллард Уайт), слева и справа размещены испанские титры. На прощальной лекции великого старца присутствуют основные действующие лица «Коронации» - Нерон, Поппея, Октавия, Оттон, Друзилла и племянник Сенеки, собутыльник и поэтический соперник Нерона, эпик Лукан. Большинство этих людей – исторические персонажи, и они на самом деле брали уроки мудрости у Сенеки. Профессор заканчивает говорить, идет к умывальнику и моет руки. Потом падает. Сказанная правда далась дорого – с ним случается удар. Находят его сердобольные уборщицы, которые, переговариваясь на чистом русском языке (наши соотечественницы Любовь Петрова и Елена Цаллагова), помогают профессору встать. Ну а дальше дамы вместе с темнокожим мальчиком, загримированным под Джексона (контратенор из Конго Серж Какуджи) скидывают халаты и превращаются в мисс Фортуну, мисс Добродетель и мистера Амура. Они все как бы участвуют в конкурсе красоты, и первое место достается, естественно, Амуру. Какуджи совершенно прекрасен, поскольку он не только прилично поет, но и профессионально танцует всякие латинские и африканские танцы.

Из темноты крадется Оттон – мужчина с длинными волосами и отрешенным взглядом, который по ходу действия все больше будет напоминать Иисуса. Его поет интеллигентный английский контратенор Уильям Тауэрс. По времени тут есть натяжка, но идея в целом рациональная. Отон (исторический персонаж) возвращается из изгнания, куда его, былого свидетеля и участника самых разгульных императорских оргий, отправил Нерон, чтобы завладеть его женой Поппеей. Оттон (оперный персонаж), если вдумываться в слова его арий, выражается очень обтекаемо, особенно выражая свои чувства по отношению к Поппее. По сюжету он явно какой-то игрок запаса, с несправедливо ударным количеством спетых в спектакле фраз. Оттона никто не слушает, кроме Друзиллы (Екатерина Сюрина). Только она видит в нем мужчину и, вообще, человека из плоти и крови. В этом смысле она немного Мария Магдалина. Евангельские аллюзии обнаружатся еще в нескольких местах. Что-то похожее на Тайную вечерю произойдет на квартире у Сенеки перед его самоубийством. Учитель разливает вино, преломляет хлеба и, благословляя самого верного, как ему кажется, из своих домочадцев, снимает с руки и дарит ему дорогущие часы. Тот не верит своему счастью и готов от радости сплясать. Очень уместное обыгрывание пышного оплакивания Сенеки, написанного Монтеверди. Все это христианство – необязательный и ненавязчивый подтекст, хочешь – бери, хочешь – не замечай. Хотя стоит помнить, что именно при Нероне начались массовые гонения на христиан. Нерон казнил апостолов Петра и Павла, списал пожар Рима на христиан, уничтожив тысячи невинных людей.

Нерон увлекался митраизмом, потому что эта религия была в большей степени, чем все остальные, сопряжена с мистическими обрядами. Как почти все представители династии Юлиев-Клавдиев Нерон был склонен к мужеложеству, о чем сообщают все без исключения источники. Он устраивал пышные свадьбы с мальчиками, сам нередко выступая в роли невесты. Настоящий разгул однополых браков при дворе Нерона начался после самоубийства Сенеки. Эти пикантные подробности вроде остаются за кадром либретто Бузенелло, который шел за Тацитом, а не за Светонием, где все расписано, но одной сладострастной и полной намеков сцены с Луканом, в общем, достаточно, чтобы догадаться об осведомленности либреттиста и композитора (чего он только не насмотрелся при дворе Винченцо).

Нерона (отличная актерская и вокальная работа Чарльза Кастроново) Варликовский представил во всей красе его самого позднего периода, когда император окончательно забросил управление государством, с утра до вечера занимался спортом и устраивал свадьбы с евнухами и вольноотпущенниками.

Примерно с половины спектакля Нерон «портится». Он уже и не Нерон вовсе, а Гитлер, Муссолини, Сталин, Франко. Как иллюстрация процитированной на заднике фразы Эйнштейна о том, что «прошлое, настоящее и будущее – не что иное как лишенная физического смысла иллюзия». На экране мелькают документальные кадры с фашистскими маршами, на них накладывается «Олимпия» главного летописца Гитлера Лени Рифеншталь – точеные тела арийцев свергаются с обрыва вниз и живописно летят. Проходят тысячелетия, а химическая формула превращения человека, облаченного властью, в диктатора не меняется. Нерон вырождается в садиста – объявляет Поппее об их предстоящей свадьбе с хлыстом в руках. А та не пугается, догадываясь о слабостях императора к переодеваниям в женщину. Не зря она говорит предостерегающей ее от Нерона Арнальте, что она не боится «noia alcuna» (никаких неприятностей). В финальном дуэте Поппея (или это уже не Поппея, а евнух Спор, с которым Нерон быстренько обвенчался после смерти жены) надевает мужской парик и одежду, берет хлыст, а Нерон, наоборот, стоит возле нее послушной кисейной барышней. Богомерзкая идиллия продлится недолго, как мы знаем из истории, и о чем в виде горьковатой пилюли, подложенной в любую, даже самую сладчайшую из арий оперы, повествует Монтеверди.

Титры зрителю рассказывают о дальнейшей судьбе персонажей – Оттавия отправляется в изгнание, но вскоре ее по приказу Нерона убивают (ей было лишь 22), беременная Поппея умрет от рокового удара ногой в живот (35 лет), нанесенного пьяным мужем, сам же Нерон будет объявлен врагом народа и уйдет из жизни в 31. Отон станет преемником трона на жалкие несколько месяцев (дожил до 38) и тоже покончит жизнь самоубийством. Лукан погибает вместе с Сенекой.

В роли Поппеи выступила Надя Михаэль. Та самая амбициозная певица, которая из меццо перешла в сопрано, чтобы сыграть иных героинь. Переход дался ей трудно – был период, когда она отчаянно хрипела. Но сейчас вокальные трудности позади. Как и Ангела Деноке, она любит петь также сильно, как лицедействовать. Последние спектакли в премьерном блоке пела украинка Софья Соловей. Мария Риккарда Весселинг пела Оттавию. Она и Михаэль – любимицы Варликовского. Любовь взаимная, поскольку поляк нашел в дамах нечто шекспировское и вытащил наружу. Без него они просто хорошие певицы, а с ним – выдающиеся.

Из испаноязычных людей стоит отметить две отменные работы – мадридского баритона Хосе Мануэля Запату в роли Арнальты и аргентинского тенора Хуана Франсиско Гателля в сдвоенной роли Лукана и Вольноотпущенника Нерона. Забавно, что оба – постоянные участники фестиваля Россини в Пезаро.

Из Мадрида эта «Поппея» как копродукция отправится в Оперу Монпелье (Opera Orchestre National Montpellier) – в мае 2013 будут даны 3 представления.

Фотограф - Javier del Real

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Коронация Поппеи

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ