Много опер — хороших и разных

К открытию нового оперного сезона в США

Сергей Элькин
Оперный обозреватель

Заканчивается лето, впереди — новый оперный сезон. Рецензии, интервью с солистами и подробный анализ опер вы встретите на нашем сайте в течение всего сезона. Сейчас — лишь некоторые анонсы предстоящих спектаклей, летние заметки о будущих впечатлениях. Начинаю, как всегда, с Первого оперного театра США.

Метрополитен-опера (Нью-Йорк)

В этом году театр впервые отказался от проведения пресс-конференции, на которой традиционно объявляются планы на будущий сезон. В феврале журналистам разослали пресс-релиз, а генеральный директор Питер Гелб предложил организовать с каждым из желающих интервью по телефону. Надо полагать, таким образом руководство театра попыталось уйти от острых вопросов, которые неминуемо бы возникли у журналистов.

Главный вопрос — состояние здоровья Джеймса Ливайна и его будущая деятельность в театре. Дирижер давно и серьезно болен, в следующем сезоне не запланирована ни одна опера с его участием. Тем не менее, формально он продолжает занимать пост музыкального руководителя. Главный дирижер театра Фабио Луизи занят в нескольких постановках нового сезона, однако, как говорят люди из близкого окружения Гелба, он не участвует в планировании дальнейших сезонов Мета. Это значит, что, по всей видимости, он не сменит Ливайна на посту руководителя, а останется переходной фигурой.

Похоже, вся власть уже давно сосредоточена в руках одного человека — Питера Гелба. Именно он определяет всё, включая музыкальную политику театра, и помощники ему в этом деле не нужны, а критики только мешают.

В мае руководство театра заявило, что прекращает финансировать журнал “Opera News”. Одной из причин такого решения называлась критика в адрес некоторых спектаклей Метрополитен-оперы, в частности, “Кольца нибелунгов” Робера Лепажа – самой дорогостоящей постановки в истории театра. Мол, журнал — при театре, и должен понимать, на чьи деньги существует, а он позволяет себе такое... Разразился большой скандал, появилась статья в “The New York Times”, об этом решении узнала музыкальная общественность страны, и под напором критики театр дезавуировал заявление. Пока все остается по-прежнему, и “Opera News“ выходит, но что будет дальше – неизвестно. Как бы то ни было, критиков театр недолюбливает и предпочитает общаться с ними на расстоянии.

В планах Метрополитен-оперы на будущий сезон — семь новых постановок, включая две премьеры театра (1-е постановки в Мет – прим. ред.), двадцать один репертуарный спектакль, двенадцать прямых кинопоказов по всему миру и почти столько же повторов (информация о предстоящих показах и адреса кинотеатров – здесь).

Торжественное открытие сезона состоится 24 сентября, и снова с участием Анны Нетребко. Если год назад она царствовала в первой части трилогии Г.Доницетти о династии Тюдоров, опере “Анна Болейн”, то в этот раз предстанет смешливой и ветреной Адиной в “Любовном напитке” (в партии Неморино – Мэттью Поленцани, Белькоре – Мариуш Квечень, в кинотеатрах – 13 октября). Режиссер новой постановки оперы – Бартлетт Шер (Подробнеее о нем здесь). Дирижер – Маурицио Бенини. Первый спектакль сезона будет транслироваться в прямом эфире на площади Линкольн-центра перед театром и на Таймс-сквер.

Закрывает новый сезон опера Ф.Пуленка “Диалоги кармелиток” в постановке Джона Декстера 2003 года. Дирижирует французский маэстро Луи Лангре. B главных партиях – Изабель Леонард (Бланш), Патрисия Расетт (Мадам Лидуан) и Фелисити Палмер (Мадам де Круасси). Несколько лет назад я слушал Расетт и Палмер в этих партиях в Лирик-опере Чикаго, и их исполнение произвело на меня сильное впечатление.

В Метрополитен, как и во всем мире, сезон пройдет под знаком двухсотлетия со дня рождения Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера. Они творили в разных странах в одно время и всегда недолюбливали друг друга, так ни разу не встретившись при жизни. На афишах в будущем сезоне имена Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера стоят рядом.

Театр представляет новые постановки опер:

Бал-маскарад” (режиссер – Дэвид Олден, первая за двадцать лет постановка в Метрополитен известного оперного режиссера, брата-близнеца Кристофера Олдена), дирижер – Фабио Луизи, главные партии исполняют Сондра Радвановски, Долора Зайик (Заджик)/Стефани Блит, Марсело Альварес, Дмитрий Хворостовский (премьера – 8 ноября, в кинотеатрах – 8 декабря).

Риголетто” (режиссер – Майкл Майер), дирижеры – итальянские маэстро Микеле Мариотти и Марко Армилиато, в главных партиях: Желько Лучич/Георгий Гагнидзе – Риголетто, Диана Дамрау/Лизетте Оропеса – Джильда, Петр Бечала/Витторио Григоло – герцог Мантуанский, Штефан Кочан/Энрико Джузеппе Иори – Спарафучиле, Оксана Волкова/Нэнси Фабиола Эррера – Маддалена, премьера – 28 января, в кинотеатрах – 16 февраля).

Парсифаль” (режиссер – Франсуа Жирар, дебют канадского кинорежиссера французского происхождения в Метрополитен-опере), дирижеры – Даниэле Гатти и Ашер Фиш, в главной партии – Йонас Кауфман, с участием шведской певицы Катарины Далайман в партии Кудри, а также Петера Маттеи, Евгения Никитина и Рене Папе (совместная постановка Метрополитен-оперы, Национальной оперы Лиона и Канадской оперной компании, премьера – 15 февраля, в кинотеатрах – 2 марта).

Весьма радикальной представляется будущая постановка “Риголетто” дебютирующего в Метрополитен лауреата премии “Тони”, известного американского режиссера Майкла Майера. Он переносит действие из Италии XVI века в Лас-Вегас шестидесятых годов века двадцатого. Свою концепцию режиссер объясняет так: “Я попытался представить себе современный мир, который бы сохранял декадентскую атмосферу дворца Герцога, где всех интересуют только деньги, власть и женщины. Лас-Вегас шестидесятых - как раз такое место, бесшабашный дух которого может привести к беде, подобной той, которая случилась в опере”.

К юбилею композиторов приурочены также возобновления пяти опер Верди и тетралогии Вагнера.

Аида”. В главной партии дебютирует украинская певица Людмила Монастырская, во втором составе конкуренцию ей составит китаянка Хюи Хе. В сезоне 2011-12 годов она блестяще исполнила эту партию на сцене Лирик-оперы Чикаго (рецензию читайте здесь).

Неподражаемая Ольга Бородина поет одну из своих коронных партий – Амнерис. Партию Радамеса исполнят Марко Берти (он пел с Хюи Хе в Лирик-опере) и Роберто Аланья. Дирижер – Фабио Луизи. Хореограф – Алексей Ратманский.

Дон Карлос”. С этой оперой в Метрополитен возвращается маэстро Лорин Маазель. Состав исполнителей весьма интересен: Рамон Варгас исполняет заглавную партию, Ферруччо Фурланетто – Филипп II, Сондра Радвановски – Елизавета Валуа, Анна Смирнова – принцесса Эболи, Дмитрий Хворостовский – Родриго. Совместная постановка Метрополитен-оперы, Ковент-Гардена и Норвежской национальной оперы. Режиссер – Николас Хайтнер.

Отелло”. Зрителей ждут два состава исполнителей: Йохан Бота и Хосе Кура – Отелло, Рене Флеминг и Крассимира Стоянова – Дездемона, Томас Хэмпсон и Фальк Штрукман – Яго (оба дебютируют в этой партии в Мет). Дирижеры – Семен Бычков и Пласидо Доминго. Режиссер – Элиа Мошински.

Травиата”. В главных партиях дебютируют немецкая певица Диана Дамрау (Виолетта) и молодой албанский тенор Саймир Пиргу (Альфредо). Неутомимый Пласидо Доминго продолжает добавлять роли в свою бездонную копилку. Теперь – баритональные. В сезоне 2009-10 годов он пел партию Симона Бокканегра, в этом сезоне дебютирует в партии Жермона. Дирижер - Янник Незе-Сеген. Постановка сделана для Зальцбургского музыкального фестиваля. Режиссер – Вилли Деккер.

Трубадур”. Совместная постановка Метрополитен-оперы, Лирик-оперы Чикаго и Оперы Сан-Франциско. Этому популярному спектаклю Дэвида Маквикара заранее обеспечен аншлаг, и Метрополитен-опера отводит “Трубадуру” двенадцать вечеров. В главной партии – Марко Берти. Графа Ди Луну исполняют Франко Вассалло и баритон из Мариинского театра Алексей Марков, Азучену – Долора Зайик и Стефани Блит (дебют в Мет в этой партии). Партию Леоноры делят четыре певицы: маститые Патрисия Расетт и Сондра Радвановски, а также дебютирующая в театре тридцатипятилетняя итальянка Кармен Джанатазио (известна москвичам по выступлению в вердиевском «Реквиеме» в 2008 году – прим. ред.) и дебютирующая в этой партии Анжела Миде, в прошлом сезоне с большим успехом спевшая Эльвиру в “Эрнани” (подробнее о ней – во второй части обозрения). Всеми спектаклями дирижирует бывший контрабасист, а ныне – преуспевающий дирижер Даниэле Каллегари (интервью с ним читайте здесь).

Кольцо нибелунга”. Три раза в новом сезоне (в апреле и мае) Метрополитен-опера повторяет вагнеровский цикл (режиссер – Робер Лепаж, дирижер – Фабио Луизи). После этого число представлений эпопеи со времени премьеры в 1889 году достигнет ста тринадцати. В главных партиях: Дебора Войт/Катарина Далайман - Брунгильда, Джей Хантер Моррис/Ларс Клевеман – Зигфрид, Марк Делаван/Грир Гримсли – Вотан, Стефани Блит – Фрика. Мнения по поводу постановки Лепажа весьма противоречивы. Кто-то ею восторгается, кто-то (например, критик американского “Opera News”) считает ее неудачной, но от услуг Лепажа здесь не отказываются.

После Вагнера Лепаж возьмется за оперу “Буря” английского композитора Томаса Адеса (премьера – 23 октября, в кинотеатрах – 10 ноября) с автором в качестве дирижера. В основе либретто Мередит Оукс - одноименная трагедия У.Шекспира. В партии Просперо – блестящий английский баритон Саймон Кинлисайд, в партии дочери Просперо Миранды - Изабель Леонард, в партии духа Ариэля – Одри Луна. Лепаж называет “Бурю” изысканным произведением и добавляет: “Опера сохраняет очарование последней пьесы Шекспира. Она - словно ларец, полный волшебных фокусов, настоящий подарок для меня и художников”. Мировая премьера оперы с большим успехом прошла в 2004 году в Ковент-Гардене. Нынешний станет совместной постановкой нью-йоркского театра, Оперы Квебека и Венской оперы. “Буря” – одна из двух премьер Метрополитен-оперы нового сезона.

Другой станет вторая (после “Анны Болейн”) часть трилогии Г.Доницетти о династии Тюдоров – “Мария Стюарт” (режиссер – Дэвид Маквикар, дирижер – Маурицио Бенини, премьера – 31 декабря, в кинотеатрах – 19 января). Режиссер Маквикар рассказывает: “Три оперы Доницетти очень отличаются друг от друга по атмосфере, настроению и музыкальному содержанию. Если “Анну Болейн” мы ставили максимально близко к исторической эпохе, то в “Марии Стюарт” позволяем себе больше визуальной свободы. Этот спектакль отражает не исторические события, а, скорее, их романтическое прочтение столь же романтическую природу музыки Доницетти”. Партию Марии исполнит Джойс Ди Донато, в партии Елизаветы на сцене Метрополитен-оперы дебютирует южноафриканская певица Эльза ван ден Хевер. В сезоне 2013-14 годов Маквикар обещает окончание трилогии – оперу “Роберто Деверо”.

Второй работой режиссера в следующем сезоне станет опера Г.Ф.Генделя “Юлий Цезарь” (дирижер – Гарри Бикет, премьера – 4 апреля, в кинотеатрах – 27 апреля) с Дэвидом Дэниелсом (заглавная партия) и Натали Дессей (Клеопатра), непревзойденной парой, покорившей публику Глайндебурнского фестиваля в 2005 году. Маквикар с удовольствием возвращается к любимому опусу: “Юлий Цезарь” – это калейдоскоп, а не опера. В ней есть одновременно комическая, трагическая и приключенческая истории, любовная линия, драма, политические хитросплетения и сложные семейные взаимоотношения. “Юлий Цезарь” - настоящее чудо. Эта опера дает мне возможность воплотить все, что мне нравится в опере”.

После более чем четвертьвекового перерыва Метрополитен возобновляет оперу Риккардо Дзандонаи “Франческо ди Римини” в постановке Пьеро Фаджони 1984 года. В главной партии – голландская певица Эва-Мария Вестбрук. Дирижер - Марко Армилиато.

После почти десятилетнего перерыва возвращаются “Троянцы” Берлиоза в постановке Франчески Замбелло (в кинотеатрах – 5 января). В партии героя Энея – Марчелло Джордани, в партии пророчицы Кассандры – Дебора Войт (она пела эту партию на премьере в 2003 году), в партии Дидоны дебютирует Сьюзан Грэхем. Дирижер – Фабио Луизи.

Три возобновления опер В.А.Моцарта ждут зрителей в новом сезоне. Редкий гость на оперной сцене - “Милосердие Тита”. В этой опере три солиста впервые исполняют три главные партии: Джузеппе Филианоти – Тита, Барбара Фриттоли – Вителлию, Элина Гаранча – Секста. Дирижер – Гарри Бикет.

В “Дон Жуане” (постановка лауреата премии “Тони”, артистического директора лондонского театра Donmar Warehouse Майкла Грэндейджа) интерес представляет в первую очередь дебют в главной партии Ильдара Абдразакова. В партии слуги Лепорелло – уругвайский баритон Эрвин Шротт, неоднократно исполнявший заглавную роль. В партии донны Анны – выпускница Центра оперного пения имени Райена при Лирик-опере Чикаго многообещающая Сюзанна Филипс, в партии Церлины – солистка театра “Новая опера” Екатерина Сюрина.

В новом сезоне Абдразаков дебютирует еще в одной моцартовской партии — Фигаро. Его партнерши по “Свадьбе Фигаро” пока не так хорошо известны в оперном мире: немецкая певица Мойка Эрдман – Сюзанна (эта певица уже выступала раньше как Церлина), певица из Латвии Майя Ковалевская – Графиня. В партии графа Альмавивы — Джеральд Финли. Дирижер – Давид Робертсон.

После скандальной “Тоски” Люка Бонди в Метрополитен-опере исполнят старую и очень традиционную “Тоску” Франко Дзеффирелли.

Еще одна работа маститого постановщика – пуччиниевская “Турандот”. В главных партиях: Мария Гулегина (единственное появление певицы в новом сезоне в нью-йоркском театре) и Ирен Теорин – Турандот, Хибла Герзмава и Такеша Меше Кизарт – Лю, Марко Берти, Марчелло Джордани и Вальтер Фраккаро – Калаф, Джеймс Моррис и Сэмюэл Реми – Тимур. Дирижер – Дан Эттингер.

После пропуска в прошлом сезоне в этом возобновляется еще один оперный хит – “Кармен” Бизе. В главной партии – недавняя выпускница Оперной академии Ла Скала, грузинская певица Анита Рахвелишвили (ее Кармен и миланском театре несколько лет назад произвела настоящую сенсацию). Ее партнеры – Йонгхун Ли и Эндрю Ричардс (Дон Хозе), Кейт Ройял и Екатерина Щербаченко (Микаэла), Кайл Кетелсен и Тедди Таху Родес (Эскамильо). Дирижер – Микеле Мариотти. Режиссер – Ричард Эйр.

В новом сезоне Метрополитен повторяет одну из самых громких премьер прошлого года - “Фауст” Гуно. В партии Фауста дебютирует Петр Бечала, а Маргариту поет звезда прошлого сезона Марина Поплавская. Совместная постановка Метрополитен-оперы и Английской национальной оперы. Режиссер - лауреат премии “Тони” Дес Макануфф. Дирижер - Ален Алтиноглу.

Ласточка” Пуччини. В партии Магды дебютирует молодая латышская певица Кристина Ополаис, в партии Руджеро – Джузеппе Филианоти. Совместная постановка Театра Капитоль (Тулуза) и Ковент-Гардена. Режиссер – Николас Жоэль. Дирижер – Ион Марин.

Граф Ори” Россини. Нашумевшая постановка Бартлетта Шера последних лет с непременным Хуаном Диего Флоресом. Его партнершей станет грузинская певица Нино Мачаидзе.

Новая праздничная презентация” – так называется серия рождественских показов опер для детей и молодой аудитории по сниженным ценам. Для этой серии оперы сокращают до двух часов и исполняют на английском языке в декабре в разгар рождественских каникул. В прошлые годы сокращению подверглись оперы “Волшебная флейта” и “Гензель и Гретель”, в будущем сезоне подобная участь ждет “Севильского цирюльника” Дж.Россини (премьера – 18 декабря). Режиссер Бартлетт Шер сократил свою же постановку образца 2006 года. Дирижер – Ив Абель. В главных партиях: Родион Погосов – Фигаро, Изабель Леонард – Розина, Алек Шрадер – граф Альмавива.

А теперь – несколько слов об операх, которых нет в программе театра в будущем сезоне. Они готовятся к постановке или пока только пишутся по заказу театра. Одна из них – опера под рабочим названием “Два мальчика” нью-йоркского композитора Нико Мули.

Несмотря на молодость (композитору тридцать один год), Мули успел многое: поработать с Бьорк, Филиппом Глассом, сочинить концерт “Край мира” для пяти фортепиано (я слушал мировую премьеру этого любопытного сочинения на музыкальном фестивале в Равинии), написать музыку к ряду кинофильмов, в том числе к “Чтецу”, сочинить оперу “Темные аллеи” о женщине, попавшей в секту мормонов (мировая премьера состоялась в июне в Оперной компании Филадельфии). “Два мальчика” – вторая опера Мули. Она основана на реальной истории, случившейся в 2004 году в Англии, вернее, в виртуальном пространстве этой страны (либретто Крейга Лукаса). Под видом девушки-секретного агента в сети развлекался четырнадцатилетний подросток. Он познакомился с парнем, “влюбил” его в себя (читай: в девушку) и убедил убить одного человека, неизлечимо больного раком. Оказалось, этим человеком был сам подросток. Парень напал на него с ножом и в больнице признался в содеянном. Один оказался виновным в покушении на убийство, другой – в подстрекательстве к убийству. Вот такая грустная история заинтересовала Нико Мули. В июне 2011 года премьера первого варианта оперы в постановке Бартлетта Шера состоялась в Английской национальной опере. Зрители говорили о невероятном эффекте, производимом оперой. Спецэффекты, современная речь подростков, чат и “каменты”, арии типа “What the fuck” из уст теноров и сопрано – такого оперная сцена еще не слышала и не видела! Композитор продолжает работу над своим сочинением, и премьера окончательной версии в постановке все того же Шера состоится на сцене Метрополитен-оперы осенью 2013 года.

Американский композитор Скотт Уилер работает над оперой по либретто Ромулуса Линни (отца актрисы Лоры Линни), основанного на пьесе драматурга “Страдания Фредерика”.

Еще одна яркая представительница современной американской музыки Джанин Тезори вместе с драматургом Тони Кушнером работает над оперой “Метель”. В центре оперы – взаимоотношения Юджина О’Нила с его больной женой. По мере работы над оперой композитор и сценарист стали расширять временные рамки истории, чтобы охватить как можно больше эпизодов из бурной жизни О’Нила. Один акт спектакля показали в опере Glimmerglass в августе 2011 года. Тезори и Кушнер продолжают работу.

На генеральные репетиции опер “Любовный напиток” (20 сентября), “Риголетто” (25 января) и “Травиата” (11 марта) вход свободный. В среднем в новом сезоне цены повышаются на 4.2% на абонементы и на 7.6% на одиночные билеты. При этом самые доступные билеты стоят теперь дешевле. Их можно купить даже за $20.

В США, кроме Метрополитен-оперы, очень много оперных театров (более 150, согласно ресурсу Operabase — прим. ред.). Они рассредоточены по всем пятидесяти штатам страны. Я не поленился, просмотрел пресс-релизы многих и пришел к выводу, что зачастую оперная жизнь в провинциальных городах оказывается интереснее, чем в некоторых крупных. Но об этом – во второй части обозрения.

Окончание →

Фотографии предоставлены пресс-службой Метрополитен-оперы

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Метрополитен-опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ