Путешествие по оперной Америке

К открытию нового оперного сезона в США. Часть вторая

Сергей Элькин
Оперный обозреватель

Заканчивается лето, впереди – новый оперный сезон. Рецензии, интервью с солистами и подробный анализ опер вы встретите на нашем сайте в течение всего сезона. Сейчас – лишь некоторые анонсы будущих событий, летние заметки о будущих впечатлениях.

О новом сезоне Лирик-оперы Чикаго подробно рассказано в статье “Анна Нетребко, Ферруччо Фурланетто и другие”, опубликованной в январе. За это время в планах театра (в добавление к девяти операм) появился мюзикл “Оклахома!” — “бонус” от нового генерального директора театра Энтони Фрейда. Бродвейская премьера мюзикла состоялась 31 марта 1943 года. Представление игралось непрерывно в течение пяти лет, после этого последовало турне по стране.

За все это время спектакль увидели более десяти миллионов зрителей. В 1944 году мюзикл получил Пулитцеровскую премию в категории “Драматический спектакль”, а в 1953 году штат Оклахома объявил песню из этого мюзикла своим официальным гимном.

Создатели новой версии “Оклахомы” обещают воссоздать оригинальную хореографию знаменитой танцовщицы Агнес де Милль.

Лирик-опера продолжает знакомить зрителей с классикой американского музыкального театра, успех “Плавучего театра” Дж.Керна и О.Хаммерстайна II и “Микадо” У.Гилберта и А.Салливана показывает, что затея эта беспроигрышная.

Теперь – о других оперных театрах США.

Опера Сан-Франциско

В отличие от Лирик-оперы Чикаго, предпочитающей в последние годы обходиться без новых опер, Опера Сан-Франциско (штат Калифорния) продолжает экспериментировать, открывая новые имена. Во многом это связано с личностью генерального директора театра, блестящего импресарио и опытного продюсера Дэвида Гокли. Кстати, недавно было объявлено, что он продлил контракт с театром до сезона 2015-16 годов. Вместе с ним в театре остаются музыкальный руководитель Никола Луизотти, главный приглашенный дирижер Патрик Саммерс и дирижер Джузеппе Финци. За годы работы Гокли в Сан-Францисской опере там были показаны тридцать пять новых опер! Далеко не все из них заслуживают внимания, но это уже другой вопрос. Впечатляет сама цифра! Вот и юбилейный, девяностый сезон сан-францисской оперы пройдет под знаком трех мировых премьер.

“Таинственный сад” (“The Secret Garden”) Нолана Гассера и Кэри Харрисон (премьера – 1 марта 2013 года). Опера написана по мотивам одноименного детского романа английской писательницы Фрэнсис Бёрнетт и рассказывает о девушке Мэри, приехавшей из Индии в йоркширское поместье дядюшки, доктора Арчибалда Кравена. Родители девушки умерли, когда ей было девять лет, и Мэри росла сиротой, обделенной вниманием и заботой близких. В доме дядюшки она находит понимание, любовь и... таинственный, заброшенный сад. Мэри с новыми друзьями заботятся о саде, и по мере того, как он начинает расцветать, меняется характер Мэри...

Режиссер – Хоcе Мария Кондеми. Исполнители будут объявлены дополнительно.

“Евангелие от Марии Магдалины” (“The Gospel of Mary Magdalene”) Марка Адамо (премьера – 19 июня 2013 года). В разные годы в театре ставились предыдущие оперы этого американского композитора итальянского происхождения: “Маленькие женщины” (1998) и “Лисистрата, или Обнаженная богиня” (2005). Новая опера Адамо посвящена истории взаимоотношений Иешуа и Марии Магдалины. В партии Марии Магдалины в Сан-Франциско дебютирует Саша Кук. В остальных партиях: Натан Ганн (Иешуа), Мария Канёва (Мириам, мать Иешуа), Уильям Барден (апостол Петр). Режиссер спектакля – Кевин Ньюбери. Дирижер – Майкл Кристи.

“Долорес Клейборн” (“Dolores Claiborne”) Тобиаса Пикера и Джей Ди Маклачи (премьера – 15 сентября 2013 года). Опера создана по мотивам одноименного романа Стивена Кинга. В главной партии – Долора Зайик. Дирижер – Джеймс Робинсон. Этой оперой откроется сезон 2013-14 годов, поэтому все подробности – через год.

На торжественном открытии предстоящего сезона 7 сентября прозвучит опера Дж.Верди “Риголетто”. В первом составе интернациональной команды: сербский баритон Желько Лучич (Риголетто) и дебютирующие в Сан-Франциско польское сопрано Александра Куржак (Джильда) и итальянский тенор Франческо Демуро (Герцог). Во втором составе Джильду исполняет Альбина Шагимуратова, Риголетто – Марко Вратонья, Герцога – Дэвид Ломели. Дирижер – Никола Луизотти. Режиссер – Гарри Сильверстайн.

В планах театра на следующий сезон – “Капулетти и Монтекки” Беллини с Джойс Ди Донато и Николь Кэбелл в партиях Ромео и Джульетты (режиссер – дебютирующий на оперной сцене США Винсент Буссар), “Лоэнгрин” Вагнера с Брендоном Йовановичем, “Тоска” Пуччини с Анжелой Георгиу в первом составе и Патрисией Расетт во втором, “Сказки Гофмана” Оффенбаха с Мэттью Поленцани и Натали Дессей. После Далласа и Сан-Диего в Сан-Франциско услышат оперу Джейка Хегги “Моби Дик” по одноименному роману Германа Мелвилла. В партии одноногого морского капитана Ахава – знаменитый канадский тенор Бен Хеппнер.

Опера Лос-Анджелеса

Как обычно, шесть опер предлагает в новом сезоне Опера Лос-Анджелеса (штат Калифорния). Все шесть – новые для Лос-Анджелеса постановки. Обязательный в этом году реверанс Верди и Вагнеру – в репертуаре заявлены “Двое Фоскари” и “Летучий голландец”. Последний раз в США эта ранняя опера Верди ставилась в 1972 году в Лирик-опере Чикаго. В главных партиях в Лос-Анджелесе появятся генеральный директор театра Пласидо Доминго и итальянский тенор Франческо Мели (дебют в Лос-Анджелесе). Компанию им составят российская певица Марина Поплавская и победитель конкурса “Operalia” 2010 года, солист Украинской национальной оперы, бас Евгений Орлов. Дирижер – музыкальный руководитель театра Джеймс Конлон. Режиссер – Тадеуш Страссбергер.

“Летучий голландец” пойдет в постановке знаменитого немецкого режиссера Николауса Ленхоффа, начинавшего творческую жизнь с должности ассистента Виланда Вагнера и Карла Бема на музыкальном фестивале в Байрейте. В главных партиях в Лос-Анджелесе дебютируют исландский баритон Томас Томассон и португальское сопрано Элизабет Матос.

Еще одна новая для Лос-Анджелеса постановка принадлежит американцу Рону Даниэлсу - “Мадам Баттерфляй” Пуччини. После успеха в партии Татьяны в “Евгении Онегине” прошлого сезона новая главная партия поручена украинской певице Оксане Дыка. Пинкертон – Брендон Йованович.

“Золушка” Россини. Заглавную партию исполняют молодая американская певица Кейт Линдси (я помню ее в партии Никлауса в “Сказках Гофмана” Оффенбаха) и Кетеван Кемоклидзе. Дебют грузинской певицы в США состоялся в 2009 году в Вашингтонской национальной опере в партии Розины в “Севильском цирюльнике”. В партии принца Рамиро — Рене Барбера (интервью с ним читайте здесь).

В Лос-Анджелесе впервые увидят “Дон Жуана” в постановке Петера Штайна. Постановка старая, а состав исполнителей звездно-молодежный. В главной партии итальянский баритон Ильдебрандо Д’Арканджело. В этом спектакле дебютируют сразу несколько исполнителей. Партию Доны Анны делят между собой певица из Санты-Моники Джулиана Ди Джакомо и стремительно взлетевшая на оперный Олимп Анжела Миде. Ее карьера началась в марте 2008 года после дебюта в Метрополитен-опере. Миде заменила заболевшую певицу в партии Эльвиры в “Эрнани” Верди. Дальше следует стандартная в таких случаях фраза: “На следующий день певица проснулась знаменитой”. В прошлом сезоне Миде повторила свою Эльвиру в МЕТе. Опера “Эрнани” транслировалась в кинотеатрах по всему миру, в том числе в России, и многие из читателей смогли увидеть и услышать певицу. Этим летом Миде участвовала сразу в трех престижных музыкальных фестивалях в США: в Аспене (Колорадо), на фестивале классической музыки “Блоссом” (Огайо, в пятидесяти километрах от Кливленда, там регулярно выступает Кливлендский симфонический оркестр) и в Саратоге (штат Нью-Йорк, “летний дом” Филадельфийского симфонического оркестра). В планах у певицы на будущий сезон, кроме Лос-Анджелеса, - Вашингтонская национальная опера, опера Цинциннати и Венская опера (Елена в “Сицилийской вечерне” Дж.Верди).

В числе дебютантов оперы Лос-Анджелеса - солист Дрезденской оперы, российский тенор Андрей Дунаев (в “Дон Жуане” он исполняет партию Дона Оттавио).

Дирижируют Джеймс Конлон и Пласидо Доминго.

Новый сезон венчает “Тоска” с Сондрой Радвановски и Марко Берти в постановке режиссера Королевского национального театра Джона Кейрда. Дирижер – Пласидо Доминго.

Опера Хьюстона

Новый сезон Хьюстонской оперы (штат Техас) пройдет без шумных премьер и выглядит скучнее предыдущих. Он начнется 19 октября бессмертной “Богемой” с американскими певцами Кэти Ван Хутен (Мими) и Димитри Питтасом (Рудольфо). За дирижерским пультом – Эван Роджистер.

Интерес привлечет “Дон Жуан” в постановке шведского режиссера Горана Ярвефельта 1980 года. В спектакле состоятся сразу три примечательных дебюта. В партии Донны Эльвиры в Хьюстоне дебютирует солистка Новосибирского театра оперы и балета Вероника Джиоева, в главной партии - австрийский баритон Адриан Эрод, в партии Донны Анны – американская певица Рэйчел Виллис-Соренсен. Дирижер – Тревор Пиннок.

В репертуаре нового сезона “Итальянка в Алжире” Россини с итальянкой Даниэлой Барселоной и американским тенором Лоуренсом Браунли, “Тристан и Изольда” с Беном Хеппнером и шведской певицей Ниной Стемме (оба дебютируют на хьюстонской сцене), “Трубадур” Верди с выпускницей оперной студии при Хьюстонской опере Тамарой Вилсон (Леонора), а также с Марко Берти (Манрико) и Долорой Зайик (Азучена).

Еще один спектакль – оперетта Джерома Керна и Оскара Хаммерстайна II “Плавучий корабль” - первая в истории Америки оперетта с драматическим сюжетом. Совместная постановка Лирик-оперы Чикаго, Оперы Сан-Франциско и Вашингтонской национальной оперы кочует по стране уже несколько лет. Я видел эту работу Франчески Замбелло в Чикаго. Она ставила “Плавучий театр” еще дважды: в лондонском Альберт-холле в 2006 году (это была полноценная постановка с костюмами и декорациями) и в Карнеги-холл в 2008 (концертное исполнение).

Самое экзотичное название нового сезона - “Крузар ла Кара де ла Луна” (“По направлению к луне”) Хозе Пепе Мартинеса и Леонарда Фоглиа, первая опера в жанре мариачи о трех поколениях семьи, живущей на техасско-мексиканской границе. Мировая премьера оперы с большим успехом прошла в 2010 году. В этом сезоне Хьюстонская опера возобновляет спектакль. В нем принимает участие старейший ансамбль Мексики Mariachi Vargas de Tecalitlán, обычно исполняющий народную музыку.

Вашингтонская национальная опера

Оперой “Анна Болейн” Доницетти столичная Национальная опера первым из крупных оперных театров (15 сентября) открывает новый сезон. В Вашингтон спешат Сондра Радвановски (дебют в заглавной партии), итальянская певица Соня Ганасси (Джейн Сеймур) и грузинский тенор Шалва Мукерия (Ричард Перси). Он учился в Тбилисской консерватории по классу кларнета, но потом передумал становиться инструменталистом, поменял Тбилиси на Одессу и стал певцом. (Подробнее о нем здесь).

Главные партии в “Дон Жуане” исполнит интернациональная команда в составе баса Ильдара Абдразакова, американской певицы Меган Миллер (Донна Анна) и итальянки Барбары Фриттоли (Донна Эльвира). Только в одном из спектаклей 9 октября Абдразакова сменит бразильский баритон Пауло Сзот.

“Манон Леско” Пуччини. Манон впервые для себя исполняет Патрисия Расетт, ее партнером станет молодой итальянский певец Джорджо Каодуро. Дирижирует музыкальный руководитель Оперы, французский маэстро Филипп Оген (это его второй сезон в Вашингтоне).

Единственная премьера сезона – “Норма” Беллини с Анжелой Миде в главной партии. В партии Адальжизы – Долора Зайик. В партии Оровеза – бывший солист хора Московского Сретенского монастыря, а ныне солист оперной труппы Большого театра Дмитрий Белосельский. Режиссер – Анна Богарт. Дирижер – Даниэле Рустиони.

Необычная инициатива Вашингтонской оперы – три одноактные двадцатиминутные оперы, исполняемые в один вечер с камерным оркестром на сцене. Первыми свои работы представят композиторы Дуглас Пу и Дара Вайнберг (“Игра сердец” – комедия о подружках-вдовах, живущих в доме престарелых в Сиэттле), Лайам Уэде и Джон Гримметт (“Часть действия” – мелодрама о жестоких нравах за кулисами), Скотт Перкинс и Нат Кэссиди (“Шарон” – аллегорическая сказка о столкновении мечты с реальностью).

Кроме Чикаго, только в Вашингтоне сохраняется традиция сольных концертов оперных солистов. В новом сезоне подобной чести удостоились (в порядке появления) Натан Ганн, Анжела Миде, Дмитрий Хворостовский и Диана Дамрау.

Немало интересного происходит в других, менее “громких” оперных театрах США.

В Опере Сан-Диего готовят пять опер. Среди них - “Убийство в соборе” Ильдебрандо Пиццетти с Ферруччо Фурланетто в партии Томаса Бекета (знаменитый итальянский бас с 1985 года выступает в Сан-Диего), “Дочь полка” Доницетти со словацкой звездой Любицей Варгиковой в партии Мари, “Самсон и Далила” Сен-Санса с американским тенором Клифтоном Форбисом и солисткой Венской оперы, болгаркой Надей Крастевой, уже упомянутая “Крузар ла Кара де ла Луна” Хозе Пепе Мартинеса и Леонарда Фоглиа с тем же (как и в Хьюстоне) ансамблем Мексики Mariachi Vargas de Tecalitlán.

Отличительная особенность Оперы Сан-Диего – обнародование планов на несколько лет вперед. Уже сегодня на сайте театра можно прочитать информацию, что в сезоне 2013-14 годов планируется постановка “Макбета” Верди. Среди солистов – Петр Бечала, Крассимира Стоянова, Стефани Блит, дирижер – Массимо Занетти. Та же команда с “подкреплением” в лице Фурланетто исполнит вердиевский “Реквием” Дж.Верди. На сезон 2014-15 годов намечен “Тангейзер” с Торстен Керл, Эмили Маге, Лиз Линдстром и Маркусом Брюком.

Еще одна, казалось бы, не очень престижная оперная площадка – находящийся в Детройте Мичиганский оперный театр (штат Мичиган). При этом в каждом спектакле нового сезона там поют звезды мировой величины: Дэвид Дэниелс (Юлий Цезарь в одноименной опере Генделя – с этой партией он, похоже, решил обойти все оперные театры Америки), Родион Погосов (Фигаро в “Свадьбе Фигаро”), Кристина Герке (Леонора в “Фиделио”), а также Анита Рахвелишвили и сербская певица Миляна Николич (соответственно, Амнерис и Аида в “Аиде”).

В новом оперном сезоне редко встретишь театр, в репертуаре которого не было бы имен Верди и Вагнера. Один из таких “смельчаков” – Оперный театр Филадельфии (штат Пенсильвания). Здесь готовят новую постановку оперы американского композитора Кевина Патса “Ночь молчания”. Мировая премьера этого сочинения состоялась в ноябре 2011 года в Опере Миннесоты. В начале этого года Патс был удостоен Пулитцеровской премии за лучшее музыкальное произведение года. В основе сюжета – реальная история, случившаяся во время Первой мировой войны. В канун Рождества 1914 года английские, немецкие и французские солдаты неожиданно объявили перемирие и дружно встретили праздник. На европейских фронтах воцарился мир на одну ночь - Ночь молчания... Сочинение Кевина Патса основано на сюжете известного фильма французского режиссера Кристиана Кариона “Счастливого Рождества” (2005). В главной партии – американский тенор Уильям Берден.

Из других опер нового сезона на этой сцене отмечу “Оуэн Уингрейв” Б.Бриттена (постановка Майкла Элиасена с молодежным составом исполнителей) и первую оперу (она написана в 1995 году) английского композитора Томаса Адеса “Припудри ей лицо”. По словам Адеса, он хотел написать оперу о человеке из высшего общества. В результате, в центре оперы оказалась история герцогини Аргайлской (“грязной герцогини”, как писали о ней газеты) Маргарет Кэмпбелл, шокировавшей общественность дважды: сначала - в 1963 году своим скандальным разводом, позже - “донжуанским списком” из восьмидесяти восьми фамилий. На сайте Оперного театра Филадельфии на всякий случай (от режиссеров всего можно ожидать!) стоит предупреждение: “В опере есть сексуальные сцены только для взрослых”.

В 2007 году оперой “Припудри ей лицо” открывался фестиваль “Новые горизонты” в Санкт-Петербурге. Начинавший со скандала Томас Адес за эти годы превратился в респектабельного композитора, и на следующий сезон в Метрополитен-опере запланирована мировая премьера его “Бури” (подробнее об этом – в первой части обозрения.) Теперь вместо “грязных историй” английский композитор пишет оперы по мотивам шекспировских пьес.

Партию Маргарет в опере “Припудри ей лицо” исполняет американская певица Нэнси Густафсон. Режиссер – Уильям Керли.

Тот же опус в планах еще одного американского театра - Нью-Йоркской городской оперы. Режиссером заявлен постановщик многих популярных драматических спектаклей последних лет, ассистент профессора кафедры театрального мастерства Массачусетского технологического института Джей Шейб. В 2009 году журналом “American Theater” он был назван одним из двадцати пяти театральных деятелей, которые будут определять будущее американского театра. Нью-Йоркская городская опера как всегда оригинальна - соседство с МЕТом заставляет фантазировать! Все четыре оперы нового сезона будут поставлены впервые модными английскими и американскими режиссерами. Кроме оперы Адеса в осенних планах театра камерная опера “Поворот винта” Бриттена (режиссер – Сэм Бантрок). На весну 2013 года запланированы “Моисей в Египте” Россини в постановке Майкла Каунтса и оперетта Оффенбаха “Перикола” в постановке Кристофера Олдена.

Раньше всех и дальше всех по части празднования юбилея Джузеппе Верди пошла Опера Сарасоты (штат Флорида) - единственный театр мира, который задумал исполнить все оперы великого итальянца, включая различные редакции. Начиная с 1989 года, театр планомерно осуществляет свой проект. В марте 2013 года он представит мировую премьеру новой редакции второй оперы Верди “Король на час”. Как говорится в пресс-релизе, редакция сделана непосредственно по партитуре композитора (несколько странное утверждение: какой же была тогда первая редакция?). Это будет уже двадцать девятая постановка в Сарасоте в рамках этого грандиозного проекта. В ближайшие три года в театре появятся оперы “Иерусалим”, “Битва при Леньяно” и парижская версия “Дон Карлоса”. Проект “Все оперы Верди” завершится в 2016 году масштабной постановкой “Аиды”.

После мировой премьеры оперы Кевина Патса “Ночь молчания” в новом сезоне находящаяся в Сент-Поле Опера Миннесоты продолжает экспериментировать и представляет еще одну мировую премьеру - оперу американского композитора Дугласа Куомо “Сомнение” (премьера – 26 января) по одноименной пьесе Джона Патрика Шэнли. Действие спектакля разворачивается в 1964 году в католической школе в Бронксе. Директор школы, сестра Элоиза Бовье подозревает священника Флинна в растлении малолетних. Она начинает собственное расследование, добивается ухода священника из школы, но дальше подозрений дело не идет. Сомнения гложат Элоизу на протяжении всего спектакля и не покидают в финальной сцене... За пьесу “Сомнение” Шэнли получил Пулитцеровскую премию и премию “Тони”. Заручившись согласием Мерил Стрип сыграть роль сестры Элоизы, драматург собственноручно взялся за съемки картины. Лента вышла на экраны в 2008 году и получила пять номинаций на премию “Оскар”.

В опере партию сестры Элоизы исполняет известная американская певица, специалист по вагнеровско-штраусовскому репертуару Кристина Брюэр. Партию отца Флинна исполнит американский баритон Мэттью Ворс. Дирижер – Кристофер Франклин, режиссер – Кевин Ньюбери.

Опера Цинциннати (штат Огайо) представляет в новом сезоне две американские оперы: “Чемпион” Терренса Бланчарда и “Утренняя звезда” Рики Яна Гордона.

Опера “Чемпион” (либретто Майкла Кристофера) рассказывает о судьбе американского боксера Эмиля Гриффита. В 1962 году он выиграл бой за звание чемпиона мира в полусреднем весе, нокаутировав Бенни Парета. Последствия удара Гриффита были ужасны – его соперник не вышел из комы и скончался в больнице в возрасте двадцати пяти лет. Спустя годы выяснилось, что перед матчем Парет издевался над Гриффитом, намекая на его гомосексуализм. Впоследствии нетрадиционная сексуальная ориентация Гриффита стала широко известна. Выходя как-то из гей-бара, он был жестоко избит бандитами... “Чемпион” – первая опера лауреата пяти премий “Грэмми”, известного современного композитора Терренса Бланчарда. Среди его недавних сочинений – музыка к кинофильму “Красные хвосты” и к новой бродвейской постановке пьесы Т.Уильямса “Трамвай Желание”. О своей музыке к “Чемпиону” Бланчард говорит как о симбиозе джаза и традиционной оперы.

“Утренняя звезда” Рики Яна Гордона (либретто Уильяма Хоффмана) рассказывает о семье еврейских эмигрантов (мать и четверо детей), поселившейся в Нью-Йорке в поисках лучшей жизни. Первые шаги на новом месте в начале XX века, Первая мировая война, Великая депрессия, вопросы политической идеологии, расы, религии... – все эти проблемы ставятся в опере ненавязчиво, с иронией и юмором. Главным для композитора было показать нежное отношение героев друг к другу. Семья – вот что позволяет им выжить во все времена. Композитор Рики Ян Гордон известен своей оперой “Гроздья гнева” по одноименному роману Дж.Стейнбека.

В октябре 2012 года в Цинциннати состоится презентация сочинения Бланчарда, а мировая премьера “Чемпиона” пройдет в Оперном театре Сент-Луиса (штат Миссури) 15 июня 2013 года. В главных партиях - американские певцы Артур Вудли, Дениз Грейвз, Обри Эликок и Роберт Орт. Дирижер – художественный руководитель театра Джеймс Робинсон. В Сент-Луисе в будущем сезоне будет поставлена практически неизвестная в США комическая опера Бедржиха Сметаны “Поцелуй”.

Главное событие будущего сезона в Опере Сиэтла (штат Вашингтон) - возобновление тетралогии “Кольцо нибелунга” в постановке известного оперного режиссера Стивена Водсворта. В репертуаре Метрополитен-оперы с успехом идут три его спектакля: “Борис Годунов”, “Ифигения в Тавриде” Глюка и “Роделинда” Генделя. Среди драматических спектаклей Водсворта – бродвейская постановка пьесы Терренса Макналли “Мастер-класс” об одном дне из жизни Марии Каллас. Дирижер – главный приглашенный дирижер Оперы Сиэтла израильтянин Ашер Фиш.

Еще один любопытный спектакль в Сиэтле – две одноактные оперы, идущие в один вечер: “Человеческий голос” Пуленка и “Сестра Анжелика” Пуччини. В главной партии в опере Пуленка – итальянская певица Нучча Фочиле, в партии Анжелики здесь дебютирует певица из Челябинска Мария Гаврилова, успешно исполнившая недавно Тоску и Манон Леско в Метрополитен-опере.

Лирик-опера Бостона (штат Массачусетс) впервые в США представляет оперу Джеймса Макмиллана “Милосердие” (либретто Майкла Симменса Робертса) для пяти певцов и струнного оркестра. Шотландский композитор Джеймс Макмиллан – истовый католик, член ордена Доминиканцев. Его произведения пронизаны религиозными мотивами, большое место в них отводится хору. Религиозные мотивы, большие хоровые фрагменты – все это есть в его опере, написанной в 2010 году. В основе либретто Робертса – глава книги Бытия об Аврааме и Саре. Они не имеют детей и уже находятся в преклонном возрасте. Неожиданно они встречают трех путешественников, которые приносят им чудесное известие, что Сара будет иметь ребенка... Мировая премьера оперы состоялась в Ковент-Гардене в 2011 году.

В главных партиях в Бостоне выступят “местные силы” Дэвид Кравитц и Кристин Абрахам. Дирижер – музыкальный руководитель Лирик-оперы Бостона Дэвид Ангус. Совместная постановка Лирик-оперы Бостона, Ковент-Гардена, Шотландской оперы. Перед началом оперы “Милосердие” будет исполнена песня Франца Шуберта “Жалоба Агари”.

В честь двадцатипятилетия мировой премьеры оперы “Письма Асперна” Доминика Ардженто Опера Далласа (штат Техас) в новом сезоне представляет новую постановку этой оперы. Она создана по одноименному роману Генри Джеймса сицилийцем Ардженто, выбравшем для себя место жительство вдали от музыкальных центров, в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Композитор написал четырнадцать опер, был одним из основателей Оперы Миннесоты, его музыка звучит во многих спектаклях одного из лучших американских театров – театра Гатри в Миннеаполисе. В партии Тины в Далласе дебютирует Сьюзан Грэхем. Ее партнерами выступают Натан Ганн, Александра Дешортис и Йозеф Кайзер. Дирижер – Грейм Дженкинс. Режиссер – Тим Олбери.

Еще две оперы нового сезона в Далласе – “Аида” с Латонией Мур и Надей Крастевой и “Турандот” с многообещающей Лиз Линдстром (она с успехом пела Турандот в Ла Скала и Метрополитен-опере).

Главное событие тридцать первого сезона находящейся в Ливане (городке в штате Нью-Гэмпшир) Северной оперы - новая постановка “Зигфрида”.

Лауреат премии Ричарда Такера 2012 года, американская певица Айлин Перес готовится к партии Мими в “Богеме” в будущем, семьдесят втором сезоне Оперы Флориды. Находящийся в таком неоперном месте, как Майами, театр представляет четыре оперы, в том числе – “Сомнамбулу” Беллини. В главной партии – Рэйчел Гилмор, ставшая известной в 2009 году после своего дебюта в МЕТе в партии Олимпии в “Сказках Гофмана”. Она заменила заболевшую певицу за четыре часа до премьеры! С Олимпией у певицы связан еще один примечательный дебют в Ла Скала. На будущий сезон у Гилмор, кроме американских театров, запланированы выступления в Брюсселе, Лилле, Мюнхене.

Юбилейный, тридцатый сезон Оперы Колорадо (город Денвер) пройдет под флагом мировой премьеры – оперы Лори Лайтман “Алая буква”, созданной по мотивам одноименного романа Натаниэля Готорна. Действие романа происходит в XVII веке в американской глубинке. “Алая буква” – это вышитая красными нитками буква “А” (первая буква слова “адюльтер”), которую, согласно решению городских властей, обязана носить на одежде главная героиня Эстер Прин. Она родила ребенка в отсутствие мужа и категорически отказывается назвать имя отца. Позднее выясняется, что у Эстер был роман с местным священником... Роман Готорна насквозь кинематографичен, его несколько раз экранизировали. Самым известным можно назвать одноименный американский фильм 1995 года Роланда Жоффе с Деми Мур, Гари Олдманом и Робертом Дюваллом в главных ролях. В разное время роман привлек внимание рок-групп Nirvana и Metallica. Первая опера по нему датирована 1855 годом. Ее написал композитор Люсьен Саутард.

Партию Эстер в Опере Колорадо исполняет американская певица Элизабет Футрал. В 1998 году она стала первой исполнительницей партии Стеллы Ковальски в мировой премьере оперы Андре Превина “Трамвай “Желание”. Футрал связывают особые отношения с Чикаго: она два года стажировалась в Лирик-опере, там началась ее певческая карьера, начиная с сезона 1990-91 годов, певица исполнила в Чикаго восемнадцать партий! Дирижер – Дин Уильямсон. Режиссер – Бет Гринберг.

Кто-то ставит новые сочинения, кто-то возвращается к старине. Оперу-буфф “Тайный брак” итальянского композитора Доменико Чимарозы ставят в Питтсбургской опере (штат Пенсильвания). В главных партиях: молодые исполнители Мередит Люстиг и Хуан Хозе де Леон.

Любителям Генделя в новом сезоне придется поскучать – его опер почти нет. Одно из исключений – Опера Мэдисона (штат Висконсин). В январе 2013 года там поставят пасторальную оперу Генделя “Ацис и Галатея”. Это будет первая опера великого композитора, когда-либо появлявшаяся на сцене Мэдисона. В главных партиях: Анжела Мортелларо и Дэниель Ширли. Режиссер – Дэвид Лефковиц. Дирижер – Джон Демайн.

С Лирик-оперой Чикаго мы начинали свое путешествие по оперной Америке, а заканчиваем еще одним театром “города ветров” - Чикагским оперным театром. На смену многолетнему генеральному директору театра Брайану Дики пришел руководитель Лонг-Бич Оперы (Калифорния) Андреаш Митишек. Теперь он будет руководить двумя театрами. Как всегда в Чикагском оперном театре, в будущем сезоне ждут неожиданности. Начнем с того, что, в отличие от прошлых лет, в следующем году он откроет свои двери непривычно рано – в феврале. Сезон начнется чикагской премьерой оперы американского композитора-минималиста Филипа Гласса “Падение дома Ашеров” (до Чикаго она будет поставлена в Лонг-Бич.) Сочинение написано на основе одноименного рассказа Эдгара Аллана По. Мировая премьера оперы состоялась 18 мая 1988 года в Американском репертуарном театре Кембриджа, европейская – в Музыкальном театре Уэльса в 1989 году. Из наиболее успешных постановок этой оперы отмечу спектакль Польского национального оперного театра 2011 года. В Чикаго мы увидим совместную постановку с Лонг-Бич Оперой. Режиссер – Кен Казан, известный постановкой оперы Бриттена “Смерть в Венеции” в здесь же, за которую он получил высший балл (пять звездочек) от газеты ”The Financial Times”.

В апреле 2013 года нас ждет “оперита” Астора Пьяццоллы “Мария де Буэнос-Айрес” – единственная опера, написанная аргентинским композитором в жанре nuevo tango.

Как сказал на пресс-конференции Митишек (он является дирижером и режиссером новой постановки): “Мария – сердце и душа Аргентины, метафора любви и надежды”. Идея сочинения зародилась у возлюбленной Пьяццоллы, исполнительницы аргентинских народных песен из Буэнос-Айреса Эгле Мартин. Пьяццолла был вдохновлен работой и собирался предложить Эгле главную партию. Но пока он дописывал свое сочинение, они расстались. На премьере партию Марии исполнила другая певица, и у композитора начался новый роман. Но это уже совсем другая история... Премьера “Марии де Буэнос-Айрес” состоялась в Опере Лонг-Бич в январе 2012 года.

Сезон закроется в сентябре 2013 года чикагской премьерой оперы Верди “Жанна Д’Арк”. Эта опера стала победителем конкурса “Народная опера”, набрав по итогам голосования в 2010 году наибольшее количество голосов зрителей (об этом конкурсе я писал в обзоре прошлого года). И зрителям хорошо, и юбилей Верди отмечен!

Оперный сезон в США начинается. Начинается, как обычно, с надеждой на приятные сюрпризы и открытия! Оперные рецензии, эксклюзивные интервью, обзоры – все это и многое другое читайте на нашем сайте на протяжении всего сезона. Наши корреспонденты и ваш покорный слуга постараются рассказать вам об Опере все самое интересное!

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ