Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: В ожидании нового сезона у станиславцев. Очередная победа Абдразакова. «Ла Скала» двинется в российскую глубинку? Открытие сезона в Красноярске. Амбициозные планы «Санктъ-Петербургъ-оперы»… и Нидерландской Оперы. Фестиваль Марии Биешу под угрозой срыва. Конфликт в Перми.

В ожидании нового сезона у станиславцев

11 сентября в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко пройдёт сбор труппы. В отличие от других московских театров, уже давно объявивших о своих планах на будущий сезон, станиславцы хранят молчание и своими перспективами поделятся только на сборе труппы.

Сезон откроется 28 сентября серией из трёх показов «Пеллеаса и Мелизанды» - успешной постановки французской команды во главе с Марком Минковским, которая к сожалению идёт в театре очень редко, и к ещё большему сожалению вовсе выбывает из репертуара: именно эти три показа станут последними.

Несколько месяцев постоянные посетители театра и его сайта участвовали в интернет-голосовании на сайте театра, выбирая «звезд сезона» среди оперных и балетных солистов. На сборе труппы будут оглашены результаты зрительского голосования. Кроме того, собравшимся будет представлена довольно внушительная группа новичков театра – оперных и балетных артистов.

Несмотря на то, что станиславцы своих планов не стремятся обнародовать, уже просочилась информация, что в предстоящем сезоне здесь собираются с размахом отметить 200-летия великих композиторов Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера: будут поставлены такие грандиозные оперы гениев итальянской и немецкой музыки как «Аида» и «Тангейзер».

Очередная победа Абдразакова

Солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков победил в международном оперном конкурсе Oscar della lirica и признан лучшим басом мира. Награду певцу вручили за главную партию в опере Верди «Аттила».

Это не первая престижная награда Абдразакова. В прошлом году в Лос-Анджелесе певец стал лауреатом премии «Грэмми» за запись вердиевского «Реквиема».

Напомним, что вокальный конкурс Oscar della lirica был учрежден в 2010 году. Награды вручаются лучшим оперным исполнителям, внёсшим значительный вклад в развитие и распространение оперного искусства во всем мире.

«Ла Скала» двинется в российскую глубинку?

Дирекция Большого театра планирует пригласить на всероссийские гастроли знаменитый миланский театр «Ла Скала». После выступления в российской столице миланской труппе предлагают побывать и на периферии.

«Ведь Россия – это не только Москва, и нам бы очень хотелось, чтобы наши друзья работали по всей нашей огромной стране. Взаимодействие у нас происходит ежегодно. В настоящее время мы занимаемся вопросом расширения территории гастролей – проводим переговоры и встречи», - рассказал директор Большого театра Анатолий Иксанов.

При этом подробности генеральный директор театра пока не разглашает: под грифом секретно и города, в которых могли бы пройти гастроли, и хотя бы примерные сроки.

Иксанов ничуть не сомневается в равнозначности московского и миланского театров: «Мы обмениваемся творческим опытом. Никто и ни у кого не учится. Большому уже 237 лет и очевидно, что с «Ла Скала» мы находимся на равных. Просто нас больше интересует, что происходит в опере, а им – в балете».

Напомним, что гастролями миланского театра «Ла Скала» открылся новый сезон Большого театра. Итальянская труппа привезла в Москву оперу «Дон Жуан» Моцарта. Даниэль Баренбойм, музыкальный руководитель постановки и художественный директор театра заявляет, что это спектакль, который является визитной карточкой сегодняшнего миланского театра. Заявление более чем странное, учитывая многовековые традиции «Ла Скала» как храма итальянской оперы бельканто.

4 сентября прошла генеральная репетиция спектакля в очень необычном формате. Полному залу публики показали третий, часть четвёртого, а затем часть второго акта. Маэстро Баренбойм неоднократно останавливал оркестр и солистов, делал многочисленные замечания и комментарии, продемонстрировав всей музыкальной Москве всю «кухню» «Ла Скала» и уровень готовности спектакля накануне гастрольной премьеры, изрядно обескуражив общественность. Каким же всё-таки оказался парадный (а не «черновой») «Дон Жуан» от «Ла Скала» мы очень скоро узнаем: два первых показа прошли 6 и 8 сентября и ещё один состоится завтра, 10 сентября.

Открытие сезона в Красноярске

Красноярский театр оперы и балета 20 сентября открывает свой 35-й творческий сезон. Он обещает быть богатым на новые спектакли и проекты, которые будут интересны самой разнообразной аудитории.

Начнется сезон гала-концертом «Маэстро приглашает», за дирижерский пульт встанет заслуженный артист России Анатолий Чепурной. В программе прозвучит музыка всех жанров и стилей, инструментальные и вокальные композиции. Вместе с красноярскими артистами в концерте примут участие солисты Сербского национального театра оперы и балета (г. Нови-Сад) Бронислав Яртич (бас) и Саша Штулич (тенор), а также главный дирижер театра Александр Кояч.

Во второй половине театрального сезона состоится ставший уже традиционным «Парад звезд в оперном». Для участия в нем приглашены известные российские исполнители, а также певцы и дирижеры из Сербии и Болгарии. Особым гостем фестиваля станет народная артистка СССР Елена Образцова. Кроме того, в апреле в рамках «Парада» состоится премьера оперы Дж. Верди «Риголетто».

А завершит сезон обновленная версия оперы Дж. Верди «Аида», посвященная 200-летию великого композитора. Постановщик – известный театральный режиссер Александр Куранов. Это будет перенос спектакля, который он поставил в 2010 году в Эрмитажном театре Петербурга.

Амбициозные планы «Санктъ-Петербургъ-оперы»…

Камерный музыкальный театр Петербурга под руководством знаменитого режиссера Юрия Александрова открывает сезон 12 секнтября нетрадиционным прочтением оперы «Евгений Онегин»: эта постановка уже давно в репертуаре театра, но до сих пор вызывает споры и разногласия. А накануне пройдёт сбор труппы, на котором будут объявлены планы театра.

Пока подробности неизвестны, но уже прошла информация в СМИ о том, что помимо традиционного репертуара, в число произведений которого входит и премьера «Летучей мыши» Иоганна Штрауса, Александров собирается одарить Петербург и Россию настоящим раритетом – премьерой оперы Гаэтано Доницетти «Олимпиада».

… и Нидерландской Оперы

Премьерным спектаклем "Охотник за сокровищами" австрийско-немецкого композитора Франца Шрекера (1878-1934) открыла свой новый сезон в Мюзик-театре Амстердама Нидерландская Опера (De Nederlandse Opera). Это произведение – довольно редкий гость на мировых оперных подмостках. Постановку, действие которой перенесено из средних веков в современность, осуществили приглашенный режиссер Иво ван Хуфе и главный дирижер Нидерландской Оперы Марк Альбрехт.

Нидерландская опера славится не только тем, что практически каждый месяц представляет очередную премьеру, но и тем, что стремится представить зрителям всю палитру оперного искусства. Наряду с классическими, давно знакомыми поклонникам произведениями здесь можно услышать современную и даже авангардную оперу, а также редкие в постановке сочинения как известных, так и порой незаслуженно забытых авторов. Также здесь стараются максимально широко представить географию оперного искусства. Слушатели приходят насладиться произведениями итальянских, французских, немецких, русских, голландских, китайских композиторов.

И стартовавший сезон не станет исключением. Помимо "Охотника за сокровищами" зрителей ожидает еще более десятка премьер, в том числе опера Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", премьера которой состоится 1 марта 2013 года. Как рассказал   руководитель пресс-службы Нидерландской Оперы Михил Йонгеян, наиболее значимыми постановками наступившего сезона обещают стать произведение Джорджа Бенджамина "Написано на коже", которое многие критики называют "лучшей оперой, написанной за последние 20 лет", а также "Волшебная флейта" Вольфганга Амадея Моцарта в постановке британского режиссера Саймона Мак-Берни. Это будет его вторая работа в Нидерландской Опере. Двумя годами ранее он потряс голландскую публику своей постановкой оперы российского композитора-авангардиста Александра Раскатова "Собачье сердце" по одноименному произведению Михаила Булгакова.
Также в новом сезоне зрители услышат "Валькирия", "Золото Рейна" Рихарда Вагнера, "Травиата" Джузеппе Верди, "Эйншейн на пляже" Филиппа Гласса, "Вильгельм Телль" Джоакино Россини и ряд других произведений. 

Фестиваль Марии Биешу под угрозой срыва

Солисты Молдавской Оперы на днях провели акцию протеста у стен Правительства Молдавии. Артисты исполнили хор евреев из оперы Дж. Верди «Набукко», желая таким образом привлечь внимание руководства республики к своему бедственному положению. Финансирование театра оперы и балета находится на уровне выживания, чем обеспокоены все артисты. Они обвиняют правительство республики в невнимании к вопросам развития культуры в стране, а директора театра Валерию Шейкан в неэффективном менеджменте, ведущим дело к развалу оперы и балета в Молдавии.

Участники акции требовали немедленного принятия адекватных действий по исправлению сложившейся критической ситуации, угрожая сорвать проведение 20-го юбилейного фестиваля «Мария Биешу», который на протяжении двух десятилетий является безусловно главным событием в культурной жизни Молдавии. Кроме того, накаляется и общеполитическая обстановка в республики, обострилось противостояние между государственниками-патриотами (сторонниками продолжения существования Молдавии как независимого государства) и унионистами (ратующими за объединение с Румынией): на 16 сентября запланированы крупномасштабные политические акции в Кишинёве обеих партий, что совпадает с закрытием музыкального форума.

Конфликт в Перми

Разгорается конфликтная ситуация в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского. Часть оперной труппой выражает недовольство художественным руководителем театра, греческим маэстро Теодором Курентзисом. Ему в вину ставят развал оперного репертуара труппы, когда из него были удалены несколько спектаклей классического наследия (русская и итальянская опера), всегда пользовавшиеся громадной популярностью у публики.

По мнению протестующих, Курентзис намерен полностью разрушить традиции Пермской Оперы, зиждившиеся десятилетиями на русском оперном репертуаре, прежде всего на операх Чайковского, и осуществлять на его сцене только «модные проекты», приглашая зарубежных постановщиков со скандальной репутацией.

Напомним, что маэстро Курентзис до Перми возглавлял Новосибирский оперный театр, в котором ему высказывались примерно те же претензии. В бытность Курентзиса худруком в Сибири в местной опере существовало как бы два театра – традиционный репертуарный, который нес на себе основную нагрузку, и элита, концентрировавшаяся вокруг Курентзиса – избранные солисты, специально созданные хор и оркестр, получавшие несравнимо большие оклады. Такую же модель Курентзис стал утверждать и в Перми, перевезя сюда в полном составе свой новосибирской оркестр, зарплаты в котором по прежнему в разы выше, чем у прочих музыкантов пермского театра.

В репертуаре греческий маэстро действительно отдаёт предпочтение европейской классике, преимущественно тем операм, которые имеют малую исполнительскую традицию как на Урале, так и в России в целом, что, как правило, приветствуется прогрессивной частью публики, но оказывает существенное негативное влияние на доходы театральной кассы.

По материалам Рунета
Подготовил Саша Скипетров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ