Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Opera Europa спешит на помощь Москве. Оперные страницы «Московской осени». Третий удар «Опергруппы». После Булгакова – сказка. Астраханская Опера наконец-то откроется всерьёз! Первый директор нового театра во Владивостоке. Пермь — новое с помощью секонд-хенда. Узбекский призёр конкурса Магомаева. Лондон: вагнеровские торжества начались. Ещё одна двойчатка «Реала».

Opera Europa спешит на помощь Москве

Сегодня в Москве завершается ежегодная осенняя конференция Международной оперной ассоциации Opera Europa.

Эта организация, в составе которой 110 оперных компаний из 33 стран мира, призвана объединять усилия всех этих коллективов по развитию сотрудничества, генерированию совместных художественных проектов, постановок и творческих обменов.

Впервые такая конференция проходит в Москве. В ней участвуют ведущие европейские менеджеры, директора театров, режиссеры. Ее основная тема звучит весьма интригующе: «Сквозь железный занавес».

Как сказано в пресс-релизе конференции: «Организаторы надеются, что удастся прямо и открыто обсудить острые вопросы сотрудничества российских и европейских театров. Ведь до сих пор существует невидимый железный занавес бюрократических и финансовых препон, осложняющий партнерские отношения».

В рамках конференции организованы просмотры ряда постановок отечественного репертуара московских оперных театров – «Князь Игорь» (Новая опера), «Леди Макбет Мценского уезда (Геликон-опера), «Война и мир» (Театр Станиславского и Немировича-Данченко), «Золотой петушок» (Большой театр), «Любовь к трём апельсинам» (Детский музыкальный театр имени Сац).

Среди гостей форума и участников круглых столов много администраторов и руководителей из театров России, Польши, Бельгии, Норвегии, Эстонии, Дании, Англии и др.), а также известных режиссеров (С.Морабито, Д.Паунтни, К.Хольтен, Д.Черняков, Д.Бертман, А.Титель, Г.Исаакян и др.). Не наблюдается только ни одного (!) музыкального оперного деятеля – композитора, дирижера или певца за исключением главного дирижера Новой оперы Я.Латам-Кёнига, которому доверена сколь почетная, столь и представительская миссия – выступить с приветствием на открытии конференции.

По крайней мере, в официальном пресс-релизе, где перечислены темы и участники дискуссий, их имен найти не удалось.

Это обстоятельство весьма симптоматично, особенно учитывая, что среди важнейших тем конференции заявлена такая: «Определение репертуарной политики современного российского театра». Отсюда и вывод: музыканты ныне отстранены от принятия концептуальных репертуарных решений в оперном деле!

Оперные страницы «Московской осени»

В ноябре – декабре в Москве пройдёт XXXIV международный фестиваль современной музыки «Московская осень – 2012». В этот раз он совпал с 80-летием Союза московских композиторов, 100-летием со дня рождения великого оперного режиссера Бориса Александровича Покровского и 40-летием Камерного музыкального театра. В этой связи оперная программа фестиваля будет как никогда обширной и главный её носитель – Театр Покровского, который представит на суд зрителей серию своих работ последних сезонов – сплошь оперы современных композиторов.

В течение этих двух месяцев театр покажет оперы «Холстомер» Владимира Кобекина, «Приключения Чиполлино» Татьяны Камышевой, «Альбом Алисы» Владимира Рубина, «Каприччио в черном и белом» (вечер одноактных опер Кобекина «Шут и король» и «Счастливый принц»), «Бег» Николая Сидельникова, «Голос» (вечер одноактных опер «Записки сумасшедшего» Юрия Буцко и «Человеческий голос» Франсиса Пуленка), Вечер одноактных опер («Русская тетрадь» Валерия Гаврилина и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида), «Ревизор» Владимира Дашкевича.

Заключительным аккордом театральной программы, выходящим за официальные рамки фестиваля, станет мировая премьера оперы Александра Чайковского «Альтист Данилов» по одноименному роману В. Орлова. Она написана специально для Камерного музыкального театра.

Третий удар «Опергруппы»

Предлагаем читателям пресс-релиз новой работы Опергруппы (публикуется в сокращенном виде):

«Опергруппа» представляет московскую премьеру оперы «Три четыре» — хронологически последнего сочинения представителя петербургской композиторской школы Бориса Филановского, зарекомендовавшего себя одним из самых провокативных авторов своего поколения. Произведения Филановского заказывают и исполняют Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna, Avanti! Chamber Orchestra и Сюзанна Мялькки, Уральский филармонический оркестр и Дмитрий Лисс, ансамбли Orkest De Volharding, DoelenEnsemble и Студия новой музыки.

Опера Бориса Филановского «Три четыре» написана в 2011 году. Либретто составлено самим композитором из четырех текстов классика московского концептуализма Льва Рубинштейна: «Домашнее музицирование», «Мама мыла раму», «Чистая лирика» и «Всюду жизнь». По канве каждого текста разворачивается мини-история, балансирующая между музыкальным театром и чистым концертом. Истории соединены инструментальными интерлюдиями, сопровождающими видеопроекции других текстов Рубинштейна. Четыре вокалиста не поют наизусть, зато подыгрывают себе на рояле.

Постановщиком оперы «Три четыре» выступит ученик Льва Додина и основатель петербургского «театра post» Дмитрий Волкострелов. К своим 30 годам он успел поставить 8 спектаклей, два раза подряд получить авторитетную театральную премию «Прорыв», стать постоянным резидентом самых престижных российских фестивалей — от «Золотой маски» и фестиваля «NET: Новый европейский театр» до пермской «Текстуры».

В рамках «Лаборатории современной оперы» Дмитрий Волкострелов выпустит свой первый спектакль в оперном жанре — но не на оперной сцене, а в до сих пор не освоенном театральным искусством пространстве башни «Федерация» комплекса «Москва-Сити». Поставленная Волкостреловым опера Бориса Филановского будет исполнена ведущим столичным коллективом, специализирующимся на исполнении современного репертуара — Московским ансамблем современной музыки (МАСМ) под управлением петербургского дирижера Федора Леднева. Спектакли пройдут 31 октября, 1-2 ноября.

После Булгакова — сказка

Не так много времени прошло с того дня, когда в Камерном музыкальном театре имени Б.Покровского состоялась премьера оперы Николая Сидельникова «Бег» по одноимённому произведению Михаила Булгакова. И вот – вновь премьера оперы того же автора, причём мировая!

1 ноября в Москве, в Малом зале Центрального Дома Актера состоится первое исполнение оперы Николая Сидельникова "Аленький цветочек". Группа единомышленников под руководством дочери композитора Анастасии Сидельниковой провела реставрационную работу с уцелевшими карандашными черновиками клавира автора. Публике опера будет представлена в виде полноценного двухчасового спектакля. Автор проекта и режиссёр – студент РАТИ (ГИТИСа) Сергей Морозов (мастерская Д. Бертмана). Партия фортепьяно - Анастасия Сидельникова.

Астраханская Опера наконец-то откроется всерьёз!

Разрешение на ввод Астраханского государственного театра оперы и балета в эксплуатацию, датированное 23 октября 2012 года, продемонстрировали вчера губернатору Астраханской области А.Жилкину. Директор нового театра Михаил Астанин сделал это на главной сцене, в безупречности функционирования которой смогли убедиться все присутствовавшие.

Как известно, Астраханский государственный театр оперы и балета, от которого так много ждут, был торжественно открыт в ноябре прошлого года с участием Валерия Гергиева и Дениса Мацуева. Но вскоре, проведя в новом здании несколько представлений, его закрыли для технической наладки.

Губернатора, в частности, волновала работа главной сцены. Он добивался, чтобы был запущен механизм трансформера. И вот вчера ему продемонстрировали именно такую работу. Теперь поднимаются и опускаются все пять площадок сцены, а также площадка для оркестра. Всё бесшумно и достаточно быстро – как сказали специалисты, было использовано всего 15 процентов скорости, а значит – есть резерв. «Теперь можно с полной уверенностью говорить, что в Астраханском государственном театре оперы и балета есть всё, что необходимо для постановки современного спектакля», — заверил журналистов Астанин. На 30 ноября назначена премьера оперы «Пиковая дама», а на 15 декабря — балета «Лебединое озеро».

Первый директор нового театра во Владивостоке

Художественным руководителем и главным дирижером нового театра оперы и балета во Владивостоке, строительство которого ещё не завершено, может стать российский композитор и дирижер Антон Лубченко. На эту должность 27-летнего музыкального деятеля рекомендовало Министерство культуры России.

«В октябре с Антоном Лубченко встречались как вице-губернатор Приморья Ирина Василькова, так и губернатор региона Владимир Миклушевский. В ходе этих встреч обсуждались перспективы работы театра», — подтвердила представитель управления культуры Приморского края. По некоторым данным, он приступит к руководящей должности с января 2013 года.

Известно, что Лубченко в 2010 году в качестве художественного руководителя и дирижера возглавил Театр оперы и балета Республики Бурятия. Рекомендацию ему дали один из самых авторитетных музыкантов России Валерий Гергиев и министерство культуры. Именно ему было доверено открыть обновленную сцену театра после продолжительной реконструкции.

Как заявили в управлении культуры Приморья, в настоящее время региональное ведомство разрабатывает проект штатного расписания. Его формирование будет производиться на конкурсной основе после окончания строительства театра, введения его в эксплуатацию и определения его ведомственной принадлежности.

Пермь — новое с помощью секонд-хенда

В начале октября в Пермь прибыла группа постановщиков «самой жизнерадостной оперы» Прокофьева «Дуэнья» («Обручение в монастыре») во главе с Андрейсом Жагарсом – художественным руководителем Латвийской национальной оперы. Латышский постановщик трактовал произведение по-своему: переместил действие оперы из XVIII века в 1970-е: в Испании, рука об руку идут культурная и сексуальная революции; люди счастливы и много танцуют. Любовные страсти разыгрываются среди раскрашенных в сочные цвета портовых контейнеров. Чтобы создать интересные  образы  персонажей, художники по костюмам  искали одежду в антикварных лавках, на блошиных рынках и в секонд-хендах Риги и Перми. Однако премьера оперы по техническим причинам перенесена на 2013 год. Дата будет объявлена позднее.

Узбекский призёр конкурса Магомаева

В Москве завершился II Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева, в котором приняли участие семнадцать певцов из десяти стран. В состав международного жюри под председательством Тамары Синявской в этом году вошли Елена Образцова, Лайма Вайкуле, Фархад Шамси оглы Бадалбейли, Дмитрий Бертман, Винченцо Де Виво.

В первом туре на сцену «Крокус Сити Холла» вышли молодые артисты из Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Германии, России, Украины, КНДР, Монголии, Узбекистана и США. По итогам голосования строгого жюри во второй тур вышли лишь десять певцов. В итоге, несмотря на высокий и ровный уровень всех вокалистов, прошедших в финал, мнение жюри оказалось единогласным: Женисбек Пиязов из Узбекистана набрал наибольшее количество баллов и получил Гран-при конкурса.

Лондон: вагнеровские торжества начались

Двухсотлетний юбилей со дня рождения Рихарда Вагнера еще только грядет, а Лондон и Королевская опера «Ковент-Гарден» уже почти два месяца чествуют знаменитого композитора. Год назад билеты на всю серию показов тетралогии «Кольцо нибелунга» (это четыре цикла по четыре оперы) разошлись по Интернету за очень короткий срок: вам едва ли бы удалось насладиться чашкой английского утреннего чая. Как места в партере за 233 фунта, так и в амфитеатре - за 66: продано всё.

Двадцать три стоячих билета предлагается живой очереди перед каждым спектаклем, но, чтобы попасть в число этих «счастливчиков», нужно прийти за два-три часа до открытия касс.

«Кольцо нибелунга» открыло театральный сезон в Королевской опере, но это не новая постановка, а продукция 2004 года. Она осуществлена режиссером Кейт Уорнер и возвращается (с периодичностью раз в четыре года) в «Ковент-Гарден» уже в третий раз. Но в этот раз прослеживается больше логики в презентации: спектакли одного цикла шли один за другим с интервалом в два-три дня. Последний завершается 2 ноября.

Музыкальный руководитель Королевской оперы Антонио Паппано не доверил оркестр никому, и дирижирует сам всеми шестнадцатью спектаклями, проявляя чудеса человеческой активности. И это еще один бонус, ибо, как всегда, он ведет оркестр энергично, с глубоким пониманием музыки Вагнера, стремясь проявить самое лучшее, как в музыкантах, так и в певцах.

И хотя однозначно уже можно сказать, что эта продукция явно пользуется у зрителей огромным успехом, но оценка всех четырёх опер – неоднозначна. Две их них явно в аутсайдерах и две – однозначно оценены критиками на пять звезд.

Кстати, такая система оценки, которой придерживаются большинство критиков в Англии, появилась сравнительно недавно, около десяти лет назад. Она кажется слегка наивной и напоминает нашу пятибалльную школьную систему оценок. Но там было проще: нет ошибок – пятерка, много ошибок – двойка. Здесь же все настолько субъективно, и строится на эмоциональном восприятии, что даже среди лондонских (английских) энтузиастов Вагнера, как они себя называют, и с которыми мне удалось встретиться накануне последнего цикла, существуют разногласия.

Эти разногласия больше всего, пожалуй, касаются первой оперы – «Золота Рейна», где режиссер отступил от вагнеровской постановочной трактовки, подменив ее своей философией, и это не всем пришлось по душе. Еще один момент, вызывающий бурные споры, — это совершенство технологий, со времен Вагнера претерпевших колоссальные изменения. И многие недоумевают, оправдана ли эта технологическая зависимость, которой «болеет» большинство современных режиссеров – все эти верчения, кручения, переворачивания и т.д. Всегда ли они нужны, не отвлекают ли они от главного, ради чего зритель идет в оперу: от музыки, пения. Также и «Зигфрид» многих разочаровал, а многие были явно озадачены.

Наивысшее наслаждение доставили аудитории две оперы – «Валькирия» и «Гибель богов», что, полагаю, не удивительно. «Валькирия» с ее преимущественно земным сюжетом, человеческим чувствами, страстью, любовью, греховностью, смертью тревожит и завораживает.

Музыка Вагнера здесь однозначно властвует над зрителями, эффективное освещение Вольфганга Гоббеля направляет взгляд зрителя всегда в нужную сторону и в нужный момент, а яркий дизайн Стефаноса Лазаридиса впечатляет. Опера в ее лучшем виде.

«Гибель богов» — ну, кто же не знает, что Вагнер – мастер заключительного акта!

Подбор солистов великолепен, особенно уэльский бас-баритон Брин Терфель, который уже пел в этой постановке, но впервые выступает в роли Вотана. Британское сопрано Сьюзан Баллок разделила его успех, как Брунгильда она оказалась хороша. Голландское сопрано Еву-Марию Вестбрук, исполнявшую роль Зиглинды, провожали долгими аплодисментами. Британский бас Джон Томлинсон (Хундинг) был выше всяких похвал.

Британское меццо-сопрано Сара Коннолли в партии Фрики по-настоящему блистательна! Новозеландскому тенору Саймону О'Нилу – Зигмунду не хватило жесткости в голосе. Мягкость, сочность его звучания не совсем соответствовали музыке Вагнера.

Хотелось бы добавить, что большинство певцов, чьи имена вы здесь увидели, приглашены из Английской национальной оперы, и это, пожалуй, единственная постановка, где силы двух самых влиятельных оперных театров Англии объединились, представив миру, на что способна английская опера сегодня.

Все четыре спектакля уже транслировались на радио «ВВС-3», а в Рождественские каникулы будут повторены, так что у английских любителей Вагнера есть возможность прослушать полюбившуюся поставку уже в скором будущем. Чем не подарок на Рождество!

Ещё одна двойчатка «Реала»

Жерар Мортье, интендант Королевского театра Мадрида, продолжает осуществлять нетривиальные репертуарные ходы. После эпатажного «Бориса Годунова» со 2 по 15 ноября испанской столичной публике будет представлено 11 спектаклей, объединивших в один вечер две совершенно разные оперы – «Узника» Луиджи Даллапикколы и «Сестру Анджелику» Джакомо Пуччини. В этом году это уже второй опыт такого рода – не так давно в театре прошла премьера, в которой были соединены «Иоланта» Чайковского и «Персефона» Стравинского. Этот спектакль, кстати, через сезон должна будет увидеть московская публика, поскольку он является копродукцией с Большим театром и будет перенесён на его сцену.

Нынешний «дуплет» в каком-то смысле связан с церковной тематикой, что можно считать некоторым объединительным мотивом. В «Сестре Анджелике» такой антураж – скорее фон для личностной трагедии, в «Узнике» он более существенен – в опере идёт речь о временах инквизиции, об одной из её жертв в старинном испанском городе Сарагоса.

«Узник» является переносом из Парижской оперы, где он был поставлен в 2008 году. «Сестра Анджелика» — абсолютно новая продукция. Обеими операми будет дирижировать Инго Мецмахер. Среди певцов – участников премьерной серии Вито Прианте, Георг Нигль, Вероника Джиоева, Джулианна ди Джакомо, Дебора Поласки, Дональд Кааш.

По материалам Рунета и пресс-релизам театров
подготовили Саша Скипетров, Е.Цодоков
Репортаж из Лондона — Л. Яблокова

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ