«Кармен» в камерном формате

«Кармен» в камерном формате
Оперный обозреватель

Опера живет не только на сценах профессиональных театров. К ней обращаются и небольшие студии, студенческие музыкальные коллективы. Здесь происходят, возможно, не столь масштабные и общественно значимые, но отнюдь не менее важные художественные события, связывающие большое искусство с окружающей его жизнью. Именно к таким событиям можно отнести и то, о котором пойдет сегодня речь.

Опера Жоржа Бизе «Кармен» — признанный шедевр мировой сцены. Пожалуй, удача лишь поначалу не признала в ней свою фаворитку, вследствие чего мировая премьера в Париже в далёком 1875 году прошла без особого триумфа. Иногда можно прочитать, что это был откровенный провал. Но есть множество свидетельств современников о том, что это был всего лишь не слишком восторженный приём и недостаточное понимание новаторского произведения. Что ж, ведь такое случается сплошь и рядом: новое всегда воспринимается с опаской и сильно корить парижскую публику времён расставания со Второй империей за это всё же не стоит.

Тем не менее, как известно, на впечатлительного автора этот факт возымел самое неблагоприятное воздействие: до триумфа своей оперы в Вене, последовавшего в том же календарном году, 37-летний Бизе не дожил. А «Кармен» не только пережила своего создателя, но и стала в полном соответствии с пророчеством Петра Ильича Чайковского самой популярной оперой в мире. Если обратиться к статистике известного ресурса Operabase.com, по количеству постановок она и сегодня делит пальму первенства с моцартовской «Волшебной флейтой» и вердиевской «Травиатой». К «Кармен» обращаются вновь и вновь – в больших и малых театрах, в профессиональных труппах и студенческих коллективах. Ее исполняют в сценических и концертных версиях.

В воскресенье 25 ноября в Концертном зале музея «П. И. Чайковский и Москва» в рамках цикла «Сто лет вместе. Продолжение…» в честь 100-летия Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки силами Московской консерватории под попечительством её профессора Ирины Кирилловой была предложена публике концертно-сценическая версия этого шедевра под аккомпанемент фортепиано.

В представлении с одним антрактом приняли участие Татьяна Рубинская, исполнившая партию заглавную партию, Сергей Спиридонов, спевший её неудачливого любовника дона Хозе, Елена Ольховская, представшая в образе брошенной невесты Хозе крестьянки Микаэлы, и Николай Пронин, сыгравший тореадора Эскамильо, а также Елена Либерова и Елена Кирюшина в партиях цыганок Фраскиты и Мерседес. В действе приняли участие детский хор музыкальной школы подмосковного Красногорска (художественный руководитель и дирижер Надежда Зимина) и станцевавшая цыганскую пляску Людмила Пономаренко.

В первую очередь хочется высказать слова благодарности в адрес устроителей и исполнителей за небольшой, но очень теплый оперный праздник, который был восторженно принят публикой, которая заполнила в этот вечер почти весь зрительный зал музея. Сам факт такого камерного, можно сказать интимного, но в тоже время достойного и преданного обращения к оперной классике не может не радовать. Будем надеяться, что это перерастет в традицию!

Несколько слов об исполнении. Постановочная часть в условиях данного зала, не предназначенного для театральных постановок, была решена превосходно. Яркие сценические костюмы, хотя и не были точным воссозданием эпохи, но вполне соответствовали колориту музыки. Все мизансцены построены исходя из замысла композитора и либреттиста, и были лишены современного режиссерского «облагораживания».

Татьяна Рубинская, обладательница выровненного, свободно льющегося меццо-сопрано приятного тембра, нарисовала вокальными красками и сценическим мастерством настоящую темпераментную южанку Кармен. С технической точки зрения претензий к меццо-сопрано нет, можно лишь несколько сожалеть, что в начале представления была заметна некоторая излишняя бережливость в пользовании превосходными вокальными ресурсами.

Скажем сразу об исполнении партии второй главной героини. Елена Ольховская с первых же звуков поразила нас своей артистической энергетикой. Кажется, что её вокальный посыл проникает внутрь тебя, возбуждая чувство радости и успокоения, особенно на полнозвучных верхних нотах. Её замечательное, ласкающего тембра сопрано без особого труда справилось с вокальными задачами. Хотелось бы только пожелать местами более мощной вокальной подачи.

Обеих солисток объединяет прекрасное владение своим вокальным инструментом, что и не удивительно, поскольку обе они – ученицы известного московского вокального педагога Тамары Васильевны Семеновой.

Исполнители мужских партий немного отстали от дам в плане вокальной техники. Сергей Спиридонов, ученик знаменитого Владислава Пьявко, наделен красивым голосом, но, к нашему большому сожалению, вокалист форсирует переходный и верхний регистры, и оттого мы стали свидетелями интонационно неустойчивых верхних нот. Но, невзирая на это, присущая его тенору мягкая лирическая задушевность на середине позволяет насладиться красотами музыки Бизе.

Николай Пронин, ученик Анатолия Лошака, обладает прекрасной сценической внешностью. Зрителя вовсе не удивляет, что Кармен отдается во власть любовному чувству к этому почти двухметровому тореадору. Исполнителя партии Эскамильо можно похвалить за прекрасную дикцию и фразировку, но должно пожурить за пренебрежение легато и некачественные верхние ноты в куплетах, которые берутся певцом скорее в силу могучего здоровья, чем настоящей выучки.

Мальчики из детского хора хорошо исполнили свой номер. Посоветуем только их руководителю не дирижировать выше детских голов, потому как это заставляет малышей тянуться вверх и, как следствие, несколько вытягивать звук, что обедняет звуковую палитру и без того прозрачных детских голосов.

Несмотря на ряд критических замечаний, из зрительного зала публика вынесла только самые положительные эмоции и воодушевляющий заряд бодрости!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Кармен

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ