Во Львов – старинную столицу Галиции – я отправлялся в приподнятом настроении. Уже сам по себе визит в прекрасный город настраивал на такой лад. А уж конкретный повод – XII Международный оперный фестиваль имени Соломии Крушельницкой придавал ему дополнительную притягательность, какой всегда обладает предстоящая встреча с высоким искусством.
Во Львове мне довелось побывать еще в начале 70-х годов прошлого века, и он тогда произвел неизгладимое впечатление своим холмистым рельефом, величественными соборами и площадями, уютными двориками и живописными улочками, сочетанием загадочной старины в средневековом духе и барочного изящества. Недаром здесь снимали Париж «Трёх мушкетеров»! Город должен быть созвучным человеку, а не подавлять его своими масштабами. Именно этим покоряет Львов. Конечно, таких городов в Европе много, но Львов занимает среди них далеко не последнее место.
В те далекие годы я и понятия не имел о том, кто такая Крушельницкая, но теперь-то знал об этом и мечтал посетить ее музей, походить по улицам, где прогуливалась великая певица, побывать во Львовском театре оперы и балета, об изумительной красоте которого был лишь наслышан…
У Львова не только интересная и драматически наполненная историческая судьба, у него славные оперные традиции. Достаточно вспомнить, что здесь выступали такие замечательные певцы, как С. Арнольдсон, М. Баттистини, М. Гай, А. Дидур, С. Белина-Скупевский, А. Больска, Д. Беллинчони, И. Маланюк, М. Менцинский, З. Курц, Е. Рушковска-Збоинска, А. Сари, Л. Слезак и др. На львовской сцене дебютировали прославленные Я. Кепура и Я. Королевич-Вайдова.
Выдающийся украинский певец Александр Мишуга (сценический псевдоним – Филиппи-Мишуга) также начинал свой творческий путь во Львове, впервые выступив на сцене еще студентом в 1880 году в опере «Страшный двор» Монюшко (партия Стефана). 4 октября 1900 года он участвовал в торжественном открытии здания Львовского оперного театра, где пел в опере «Янек» В. Желеньского. Руджеро Леонкавалло, восхищенный его трактовкой партии Канио, подарил певцу клавир «Паяцев» с дарственной надписью, а Энрико Карузо называл Мишугу «королем лирических теноров».
Хотелось бы также несколько строк посвятить еще одному ярчайшему таланту – тенору Юзефу Манну, который родился во Львове, здесь учился и начал выступать на сцене, сначала как бас. На подъеме своей карьеры на артиста обратили внимание в «Метрополитен-опере», где как раз подыскивали замену безвременно ушедшему из жизни Карузо. Манну был уже предложен контракт с ведущей сценой мира, когда случилась трагедия – во время исполнения партии Радамеса в немецкой Штаатсопер певец скоропостижно скончался…
Во Львове в течение многих лет преподавал знаменитый вокальный педагог Валерий Высоцкий, учившийся у легендарного Ф. Ламперти. Среди его учеников были уже упомянутые мною Дидур, Мишуга, Королевич-Вайдова, Манн, уж не говоря о великой Крушельницкой. Свое первоначальное музыкальное образование получила во Львове уроженка Галиции, примадонна Марчелла Зембрих.
Если говорить о более поздних временах, то нельзя пройти мимо выдающихся артистов, гастролировавших на львовской земле, Среди них Б. Гмыря, З. Гайдай, М. Донец, И. Козловский, С. Лемешев, П. Лисициан, М. Литвиненко-Вольгемут, Ю. Мазурок, М. Михайлов, И. Паторжинский, Л. Руденко.
Во Львове учился и выступал также Зиновий Бабий. Здесь провел свою студенческую юность Юрий Мазурок. Именно в эти годы он увлекся музыкальным театром, стал выступать в самодеятельной студии, здесь на его талант обратил внимание ведущий солист Львовского оперного театра, народный артист СССР баритон Павел Кармалюк…
* * *
Можно еще много говорить о замечательных артистах, деятелях оперного искусства, творчество которых было связано со Львовом. Но надо всеми парит несравненная, изумительная Соломия Амвросиевна Крушельницкая. Одной ее достаточно, чтобы составить городу славу, не меньшую, чем Карузо принес Неаполю. И город платит ей тем же, свято чтя память о примадонне. Я, признаться, был приятно удивлен, когда во львовском аэропорту ответив на вежливый вопрос пограничника о цели визита, в ответ получил улыбку и понимающий кивок головы – Крушельницкую знают!
И вот я уже поднимаюсь медленно вверх по парку имени Ивана Франко, направляясь к музею оперной дивы, расположенному на одноименной улице. В этом доме Крушельницкая провела последние годы своей жизни и скончалась в 1952 году. Когда-то он весь принадлежал ей. Но затем новая коммунистическая власть национализировала его, оставив ей только одну квартиру. Это было тяжелое время. Певице на дали возможности съездить в Италию, где у нее был дом в Виареджо, чтобы уладить свои дела. Более того, она вынуждена была подарить дом советскому государству, которое тут же продало его, оставив великой артистке жалкие крохи. Но Крушельницкая с достоинством переносила все лишения, ее главным занятием в эти годы стала вокальная педагогика…
В музее везде витает дух артистки, ощущается художественная атмосфера высокого оперного искусства. Здесь много экспонатов, рассказывающих о ее жизни и творчестве, личных вещей, сценических костюмов, фотографий, картин, клавиров… Вот клавир «Фаворитки» Доницетти – оперы, с которой 15 апреля 1883 года началась ее сценическая карьера; а на рояле стоит клавир «Манон Леско» - первой из опер великого Джакомо Пуччини, в которой она пела.
Пуччини сыграл особую роль в судьбе Крушельницкой, также, как и она в его. Во многом благодаря искусству Соломии провалившаяся на мировой премьере «Мадам Баттерфляй» была с огромным энтузиазмом принята публикой в Брешии, где состоялась премьера ее обновленной редакции. Пуччини очень ценил талант Крушельницкой, об этом свидетельствует надпись на фотографии, подаренной им артистке: «Самой великолепной и очаровательной Баттерфляй».
Крушельницкая прожила долгую и насыщенную жизнь, выступала на многих ведущих сценах мира. С ее искусством была знакома и русская публика. Певица неоднократно пела в Петербурге. Одним из самых значимых среди этих гастрольных визитов стал сезон 1899/1900 гг. в итальянской труппе Антонио Угетти, выступавшей в Большом зале консерватории и Мариинском театре. Партнерами артистки по спектаклям были Маттиа Баттистини, Энрико Карузо, в труппе также выступали Сигрид Арнольдсон, Луиза Тетраццини и другие знаменитые мастера. В репертуаре Крушельницкой значились «Аида», «Бал-маскарад», «Мефистофель» Бойто и «Мария ди Роган» Доницетти. Один из спектаклей «Аиды» 6 февраля 1900 года на сцене Мариинки был дан в бенефис певицы. Гастроли проходили с огромным успехом и вошли в историю русского искусства.
В знак признания мировых заслуг Крушельницкой в области оперного искусства в музее театра «Ла Скала» несколько лет назад был установлен ее бюст – единственный женский скульптурный портрет в этом театре, даже Мария Каллас представлена здесь только живописным полотном. Идея, родившаяся у директора львовского театра Тадея Эдера, была поддержана директором миланского музея Ренато Гаравальей, который, признавая огромные заслуги Крушельницкой, принял решение выделить для скульптуры самое достойное место. Автор бюста – львовский скульптор Ярослав Скакун. Аналогичная работа Скакуна украшает и Зеркальный зал Львовского оперного театра…
Здание Львовской оперы впечатляет, стоит только войти в его величественное нижнее фойе с уходящими вверх широкими лестничными маршами. Действительно, это один и красивейших театров Европы. Возведенный в 1897-1900 гг. архитектором Зигмунтом Горголевским в стиле так называемого «венского псевдоренессанса», удачно сочетающего в себе ренессансные и барочные элементы, он восхищает соразмерностью пропорций, удивительной гармонией пышности и функциональности и, опять-таки, своей, если хотите… человечностью, ибо размеры его совершенно не угнетают гигантоманией и размахом. Уютный четырёхъярусный зрительный зал вмещает немногим более тысячи зрителей.
Градостроительная обстановка в городе была такова, что театр пришлось строить, практически, на реке Полтве, которая, благодаря бетонным сводам, стала подземной и протекает нынче под театром в своем каменном русле. Это обстоятельство послужило в дальнейшем основой печальной легенды, связанной со скоропостижной кончиной Горголевского в 1903 году. Дело в том, что вскоре после окончания строительных работ, несмотря на наличие двух тысяч дубовых свай, придающих прочность фундаменту, театр начал проседать, не выдержав напора реки, подтопившей его подвалы. И, хотя этот пагубный процесс затем приостановился, «в народе» стали циркулировать слухи о самоубийстве архитектора якобы из-за угрозы разрушения его детища. Полагаю, что родилась эта легенда в кругах недоброжелателей зодчего – противников постройки дорогостоящего театра в городе было немало. Любопытно, что нынче в театральном подземелье оборудовано уютное и очень романтичное кафе, сквозь стеклянный пол которого можно видеть струящиеся воды подземной реки.
Одной из главных достопримечательностей театра является его великолепный зеркальный зал, украшенный росписями и скульптурами. Расположенные напротив друг друга зеркала создают пространственную перспективу и вкупе с огромными окнами придают ощущение наполненности воздухом и светом.
Но, безусловно, уникальной художественной жемчужиной является сценический занавес работы выдающегося художника академического направления Генриха Семирадского, над которым он работал почти год.
Это величественное и монументальное панно художник назвал «Музы на Парнасе». Приведем фрагмент собственного толкования Семирадским идейного замысла произведения (см. левую часть полотна): «Двойственную сущность Оперы выражают изображенные рядом: Поэзия (с лирой в руке и лавровым венком на голове) и Музыка в виде классической Сирены – полуптицы, полуженщины. Такую Оперу дополняют Опера комическая (оперетта) - молодая, игриво улыбающаяся женщина, держащая лиру, прикрытую комической маской, и Танец».
Воистину, львовянам можно позавидовать – каким художественным сокровищем они обладают! Впрочем, оперная история Львова выходит далеко за пределы построенного сто с лишним лет назад Городского театра – именно так величали творение Горголевского вплоть до 1939 года, когда после присоединения западно-украинских земель к Советской Украине театр был переименован в Львовский государственный театр оперы и балета. Позднее театру было присвоено имя Ивана Франко (1956), а в 2000-м – имя Соломии Крушельницкой. Нынешнее официальное название театра – Львовский Национальный Академический театр оперы и балета имени Солимии Крушельницкой.
Взглянем на историю оперного искусства во Львове, которая уходит вглубь веков. Различные формы музицирования, как домашнего, так и публичного, народные празднества, выступления театральных трупп практиковались здесь издревле. Возникновение профессионального оперного искусства на систематической основе датируется последней четвертью 18 века, когда эти земли вошли в состав Австро-Венгрии (1772). Инициатором создания постоянного театра стал тогдашний губернатор Галиции граф Г.Ауэршперг, прибывший во Львов из Триеста. Он был большим поклонником итальянской оперы-буффа. И вот уже в 1776 году в город прибывает из Варшавы оперно-балетная труппа австрийских артистов, включающая солистов, небольшой оркестр и хор…
В нашу задачу не входит подробное описание более чем 200-летней истории развития оперного дела во Львове. Остановимся кратко лишь на одном его аспекте – репертуаре. Ведь именно по театральному репертуару во многом можно судить о степени интегрированности местной музыкально-театральной жизни в мировой оперный процесс.
Начнем с Моцарта. Вот хронология первых постановок некоторых его опер во Львове: «Похищение из сераля» (1789), «Дон Жуан» (1790), «Милосердие Тита» (1791), «Волшебная флейта» (1792). Как видим, здесь довольно быстро откликались на новые сочинения зальцбургского гения. А как обстоит дело с «упоительным Россини»? Пятнадцать его опер увидела львовская публика в первой трети 19 века, включая такие редкости, как «Армида», «Елизавета, королева Англии», «Зельмира», «Торвальдо и Дорлиска». Шесть лучших опер Беллини также были освоены в течение нескольких лет после их написания. В списке постановок - восемь опер Обера, десять Верди, пять Мейербера, восемь Вагнера. Основные шедевры Доницетти также не были забыты, как и «Жидовка» Галеви, «Джоконда» Понкьелли, оперы Тома, Сен-Санса и Массне. Если говорить о музыке конца 19 – начала 20 вв., то здешние афиши украшали не только шедевры Леонкавалло, Масканьи, Пуччини, но и сочинения Шарпантье, Д'Альбера, Корнгольда, Вольфа-Феррари. Естественно, во 2-й половине 20 века ставилось множество опер украинских и русских композиторов, включая современных.
Полагаю, что даже этого краткого перечня достаточно, чтобы получить представление о масштабах интенсивной оперной деятельности во Львове.
Пришла пора рассказать о главной цели моего львовского путешествия – фестивале имени Крушельницкой, проходившем с 14 по 18 ноября 2012 года.
В двенадцатый раз проводился Международный оперный фестиваль имени Крушельницкой. На этот раз он был приурочен к 140-летию со дня ее рождения. Так уж совпало, но именно на фестивальные дни пришлась и скорбная дата – ровно 60 лет назад 16 ноября 1952 года здесь во Львове она скончалась. Гости фестиваля в этот памятный день посетили ее могилу на Лычаковском кладбище.
Основан фестиваль был в уже далеком 1988 году. Тогда среди гостей форума были народные артисты СССР Дмитрий Гнатюк и Нина Суржина, народный артист России Константин Плужников, заслуженная артистка Украины и России Галина Черноба. Второй фестиваль собрал большее количество гостей. Во Львов приехали народные артисты СССР Мария Биешу, Гизела Ципола, Мария Стефюк, Карлис Зариньш, народные артисты России Юрий Григорьев, Евгений Гороховская, Лариса Шевченко, заслуженная артистка Украины Людмила Ширина, народный артист Армении Гегам Григорян.
С тех пор фестиваль приобрел статус международного и проводился в 1990, 1992-93, 1995-96, 2001-02, 2005 и 2007 гг. VIII фестиваль был приурочен к 100-летию со дня смерти Верди, в его программе были оперы композитора, входившие в репертуар Крушельницкой. Во время IX фестиваля, проводившегося в год 130-летия певицы, в Зеркальном зале Львовского оперного театра был установлен ее бюст. X фестиваль театр посвятил его основателю Народному артисту Украины дирижеру Игорю Лацаничу, скончавшемуся в 2003 году.
И вот, наконец, после пятилетнего перерыва во Львове собрались участники XII фестиваля. В его программу вошли три оперы из репертуара Крушельницкой «Мадам Баттерфляй», «Аида» и «Бал-маскарад», а также балет Мирослава Скорика «Возвращение Баттерфляй», в котором использована музыка Пуччини. Завершал форум торжественный гала-концерт солистов из разных стран – Украины, Молдавии, Узбекистана, США и Германии.
Подробнее об этих художественных событиях читайте в следующем выпуске журнала.
Окончание следует...
Львовский театр оперы и балета
Соломия Крушельницкая
Александр Мишуга
Юзеф Манн
Дом Крушельницкой во Львове
Интерьер музея Крушельницкой
Музей. Клавир «Манон Леско»
Афиша «Аиды». Петербург. 1900 г.
Бюст Крушельницкой в музее Ла Скала
Львовский оперный театр. Зеркальный зал
Занавес Г.Семирадского