Неожиданно убедительный Биейто

«Кармен» в Английской национальной опере

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Английская национальная опера завоевывает молодежную аудиторию. Все ее постановки сезона 2012-2013 года – современные, включая классические, всемирно известные оперные «хиты», такие как «Юлий Цезарь», «Дон Жуан», «Травиата», премьера которой состоится уже в новом году и, наконец, «Кармен», постановка которой идет сейчас на сцене АНО.

Каталонский режиссер Каликсто Биейто, известными своими радикальными, провокаторскими интерпретациями классических оперных партитур, несмотря на неутихающие вокруг его творчества споры, остается одним из самых востребованных оперных режиссеров Европы. Эту версию «Кармен» впервые увидели в Барселоне в 2010 году, и теперь, на наше счастье или нашу беду, она представлена лондонскому зрителю: достаточно убедительная, динамичная, передающая шедевр Бизе с поразительной утонченностью, нов то же время – чем-то отталкивающая , и об этом будет сказано позже.

1/3

Основной посыл, которые пытается донести до зрителя режиссер, проистекает из понимания Биейто настойчивой, необузданной, грубой природы мужской сексуальнос ти.

События происходят в последние годы франкистской Испании. Тенор Адам Дигель в роли красавца Хозе, на сцене – просто ангел в сравнении с его диким взводом солдат, переполненных тестостероном, безжалостно преследующих девушек. Атмосфера густого мужского шовинизма пропитывает все действие. Но если поначалу это вполне выглядело правдоподобно и объяснимо: в любом мужском коллективе есть нечто подобное, и заострить внимание на этом один раз или два, вполне достаточно, но Биейто явно переусердствовал, сделав акцент на грубом, я бы сказала – таящем опасность - мужском насилии.

Непонятной, трудно объяснимой логике, и явным контрастом, прозвучала одна из сцен, когда, скрывшийся от всех, снявший мундир, спокойный и голый, танцевал в лунном свете одинокий солдат. Этот персонаж появился на сцене дважды. В начале спектакля, он, полуголый, в трусах, но с оружием наперевес – полагаю, он был наказан - кругами бегал по сцене, до изнеможения, пока остальной взвод маршировал во время парада. Именно в эту минуту мне захотелось напомнить режиссеру, что название этой оперы – «Кармен»! И это женское имя.

Румынское меццо-сопрано Руксандра Донозе в роли Кармен дебютировала на сцене Английской национальной оперы, и дебют состоялся! Ей удалось создать образ – целостный и независимый. Ее первая встреча с Хозе, когда она, переполненная желанием, бросает ему цветок, тем не менее, проходит под жестким самоконтролем. Но запутанный, патологический характер этих отношений практически изначально указывает нам на то, что впереди – трагедия! Последний акт, когда Хозе и Кармен остались одни на сцене, оба артиста исполнили чудесно. Финальная сцена оказалась страшной в своей правдивости и жестокости, тем не менее, вызывала сострадание публики к запутавшимся в своих страстях бывшим любовникам.

Интересный образ Микаэлы создала чернокожая сопрано Элизабет Ллевелин, довольно часто выступающая на сцене лондонского Колизея. Уже в этом сезоне она пела первую даму в «Волшебной флейте». Она создала образ женщины, желающей заполучить своего любимого мужчину любыми, пусть даже несколько аморальными средствами, что не вполне вяжется с традиционными представлениями об этой «голубой» героине.

Пение было в целом прекрасным, но женское – намного выразительнее, чем мужское.

Мужественность Хозе-Дигеля и его актерство, однако, не всегда сопровождалось соответствующим масштабом его вокала. Эскамильо в исполнении Ли Mелрозе, в отличие от Хосе, напротив, согласно либретто совсем немного находился на сцене, но полностью сразил зрителя своим достойным вокалом.

Дирижер Райан Виглсворт, один из интереснейших молодых композиторов и дирижёров, смог великолепно показать музыку Бизе, где чуть ли не каждый музыкальный эпизод – известен и любим. Из оркестровой ямы, так же как и от дирижера, исходила энергия, взволнованность, чувственность, страсть, томление.

При явном «тестероновом» переборе и некоторой неровности исполнения, эта работа Каликсто Биейто, пожалуй, может быть сочтена удачей режиссёра – по сравнению по крайней мере с его прежними работами, вызывавшими нередко оторопь и негодование. Ее стоит посмотреть, хотя реакция зрителя и критиков – предсказуемо неоднозначна.

Фото: Alastair Muir

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Кармен

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ