27 ноября 2012 г. в Большом зале Московской государственной консерватории стартовал фестиваль «Под покровом музыки», который длится весь декабрь и завершится через месяц концертом Юлии Лежневой, которая споёт с БСО и маэстро Владимиром Федосеевым весьма изысканную программу. На открытии же фестиваля было дано концертное исполнение оперы-оратории Игоря Стравинского «Царь Эдип» силами московских и петербургских солистов, мужских групп мининского и свешниковского хоров, и, конечно же, хозяина фестиваля – Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского под управлением его худрука.
Организаторы концерта подготовили прекрасный буклет, посвященный фестивалю, первый концерт которого одновременно завершал абонемент «Власть и судьба», который начался в прошлом сезоне незабываемым исполнением избранных сцен из оперы Мусоргского «Борис Годунов».
В буклет был вложен перевод полного текста оратории с латинского языка, за что следует особо поблагодарить организаторов, так как сегодняшние слушатели вряд ли владеют мёртвым наречием, тогда как смысл произносимых слов весьма важен для понимания сути данного произведения Стравинского. Благодаря замечательному буклету с такой ценной вкладкой можно было тщательно следить за развитием действия, а не только наслаждаться музыкой. Чтец тоже помогал следить за действием, чему способствовал как уникальный тембр артиста, так и его выразительная интонация и замечательное владение искусством сценической речи – эту роль исполнял Николай Мартон из петербургского Александринского театра.
Оратория захватила с первого такта: эта музыка оказывает какое-то гипнотическое воздействие. Под энергичный ритм ударных тревожно и захватывающе прозвучали начальные хоровые сцены, отлично звучал хор – стройно и слаженно, будто один человек. Всё это сразу погружало в музыку Стравинского – такую, на первый взгляд, странную, необычную, но удивительную и прекрасную. А когда из оркестра грациозным лебедем выплыл удивительный голос исполнителя главной партии – Максима Пастера, гипноз ещё больше усилился. На первый взгляд, голос у Пастера небольшой, да и тембр весьма специфический, характерный. Но этот светлый звук удивительной консистенции содержит в себе такое количество тёплых вибраций, что иногда кажется квинтэссенцией тенора как такового. И при этом голос Пастера обладает совершенно исключительной полётностью, в одних эпизодах он может быть лёгким и прозрачным, а в других – плотным и масляно-тягучим. Звукоизвлечение осуществляется певцом без малейшего напряжения, для него характерно огромное количество обертонов. Вообще, Максима Пастера всегда очень интересно слушать не только из-за музыкальности певца и качества его вокала, но благодаря богатому арсеналу выразительных средств. И при исполнении "Царя Эдипа" он это очень наглядно продемонстрировал: выразительная фразировка, мастерская смена тембров и использование богатой звуковой палитры, разнообразные приёмы звуковой атаки. Впрочем, при прослушивании оратории не приходило в голову думать о каких-либо вокальных технических средствах и приёмах: можно было только лишь внимательно следить за судьбой несчастного Эдипа, потому что никаких технических затруднений исполнитель не испытывал. В одном месте Пастер перешёл на очень выразительную мелодекламацию: вдобавок к вышеперечисленным достоинствам у него отличная дикция.
Порадовала исполнительница партии Иокасты петербурженка Олеся Петрова. Её имя вспоминается ещё по московскому конкурсу им. Чайковского 2007 года, но с тех пор она, конечно, сделала большой шаг вперёд в своей профессии. Её большой и красивый голос обогатился новыми красками, стал более ровным и плотным. Особенно улучшился нижний регистр: она запросто пробивала своим вокалом весьма плотную фактуру оркестра и хора на тутти. Труднейшая партия замечательно легла на голос певицы, которая продемонстрировала очень надёжный и красивый верх, плотную середину и тёмные низы – во всех регистрах наблюдался полноценный звук. Одно лишь можно поставить ей в упрёк – партия прозвучала всё-таки немного холодновато и по тембру, и в эмоциональном отношении, но вокал был просто роскошный.
Партию Креонта (а затем и Вестника) исполнил Михаил Гужов, выступивший весьма достойно. Пожалуй, на фоне Пастера его вокал казался не столь безупречным и, главное, разнообразным по части тембров и приёмов: голос звучал, прямо скажем, плосковато. Но, наверное, сама вокальная партия не столь эффектна, зато трудна и неудобна, с большим количеством сложных мелких нот. Иногда в голосе слышалась небольшая хрипотца в середине диапазона ближе к низам. В сравнении с Пастером Гужову не хватало интонационной внятности, да и дикция тоже была не столь отчётлива, но к моменту появления Вестника он как раз распелся.
Вадим Лынковский спел совсем небольшую партию Тересия, которую исполнил достаточно солидно. Показалось, однако, что тембр его был чуть "ватным", недостаточно хорошо сфокусированным, а звук – немного «угловатым».
И, наконец, небольшую, но очень важную (одну из ключевых в этой детективной древнегреческой истории) партию Пастуха – главного «свидетеля по делу» - исполнил Алексей Татаринцев, которого давно уже нет необходимости как-то специально представлять московской публике. В этот раз голос Татаринцева казался даже более красивым, чем голос Пастера: качество звучания в последнее время заметно прогрессировало, в том числе и в нижнем регистре. Вокал Татаринцева развивается и становится сильнее, объём голоса как такового тоже увеличивается, и тембр стал богаче, сочнее, голос хорошо летит в зал. Отлично были слышны даже те фразы, которые исполнялись вместе с Вестником на фоне всего хора и оркестра.
Резюмируя сказанное, можно с уверенностью подчеркнуть, что федосеевский "кастинг певцов" опять удался, солисты были хороши, оркестр и хор были на высоте. И, как следствие, высокий художественный результат налицо. Остаётся поблагодарить всех исполнителей за прекрасный вечер.
Большой зал Московской консерватории
Театры и фестивали
Персоналии
Коллективы
Произведения