26 декабря 2012 года на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялся сольный концерт Марии Гулегиной. В концерте участвовали оркестр и мужская группа хора театра, дирижер Алевтина Иоффе. Это уже второй концерт цикла «Королевы оперы», в рамках которого в течение более чем двух лет на московских сценических площадках по плану должны выступить десять примадонн мировой оперной сцены.
Предновогодние дни, когда у публики уже праздничное рождественское настроение, как никакое другое время одинаково идеальны и для концерта долгожданной звезды для квалифицированных ценителей оперной классики, и для концерта формата «гламур», нацеленного на сияющий бриллиантами партер. В пользу гламурной составляющей говорит и тот факт, что подготовка к концерту с баснословно дорогими билетами, включала не только, собственно, работу с музыкальным материалом, но и серьезную поддержку через масс-медиа, и появление в зале множества персоналий светской хроники.
Театральное пространство было оформлено роскошными цветочными композициями, из которых особенно впечатлили люстры из живых цветов и кристаллов на сцене - посреди русской зимы это выглядело живым воплощением волшебства по желанию королевы из сказки «Двенадцать месяцев».
Однако сам день 26 декабря оказался неудачным – накануне Москва пережила температурный скачок сразу на двадцать градусов от мороза к оттепели, плюс резкие перепады атмосферного давления и неприятный мокрый снег. Подобное испытание погодой – шок для голоса, особенно если певец большую часть карьеры проработал в теплых солнечных странах. Однако Мария Гулегина мужественно вышла на сцену и отработала восемь больших арий, точнее даже целых сцен из опер, а потом не менее стойко еще и бисовые номера, тоже весьма объемные и сложные.
Концерт, помимо прочего связанный по теме с 200-летием Верди, был назван «Вердиевские героини» - в нем звучали фрагменты опер «Набукко», «Сила судьбы» «Травиата», «Макбет», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Сицилийская вечерня». При выходе певицы на бис к ним, правда, добавился и Пуччини, в том числе коронная ария Тоски (именно в этой партии Гулегина выступала рекордное число раз – более четырёхсот – в разных странах мира).
В комментариях прессе перед московским концертом певица с сожалением отметила, что не может поставить в один концерт номера из девятнадцати опер Верди, в которых она пела на протяжении карьеры в разных театрах и странах. В числе выбранных номеров преобладали «оперные шлягеры», что логично, учитывая любовь партера к знакомому материалу, однако во всем идти на поводу у него не стоило. В частности, было необоснованным появление в программе арии Виолетты «E strano… Sempre libero» из оперы «Травиата», явно находящейся далеко за пределами сценической специализации Гулегиной – драматического сопрано, безусловно, и сегодня очень мощного и яркого, но заточенного под вполне определенный репертуар.
Наиболее масштабно в программе была представлена «Сила судьбы» - была исполнена и знаменитая «Pace, pace, mio dio», и ария Леоноры с хором монахов, и потом еще один фрагмент сцены с хором в качестве бисового номера. Учитывая, что в регулярном репертуаре театра Станиславского «Сила судьбы» присутствует, это хотя и не лишенная ряда купюр, но все же серьезная, продуманная постановка хорошего уровня, поневоле захотелось пофантазировать, а что могло бы быть, если бы певица вышла в партии Леоноры в этом спектакле. Но вероятно, пока артистов такого ранга мы можем наблюдать только в концертах.
О начале карьеры Гулегиной нам напомнил фрагмент «Бала-маскарада» - именно партия Амелии в этой опере стала первой зарубежной удачей певицы на сцене миланского «Ла Скала», и с этого момента начался отсчет ее серьезных успехов на международном уровне.
Но наиболее органичной из всех вердиевских героинь для Гулегиной все же показалась Абигайль из «Набукко» - певица исполнила арию «Ben io t'invenni… Anch'io dischiuso un giorno» и кабалетту с хором. Партия знаковая – тут нужен не только вихрь звука, особый тембр и вокальная выучка, тут и личная энергетика артистки необходима соответствующая. И по большому счету, по-настоящему эта партия мало кому удается, а вот Гулегина под образ роковой, воинственной и властной дочери царя Навуходоносора подходит идеально – и голосом, и темпераментом.
Что же касается отдельных номеров, то наилучшим в данный вечер (если не считать, конечно, бисовой пуччиниевской Тоски, после которой зал встал и долго-долго восторженно аплодировал) мне показалась ария Леди Макбет «Nel di della vittoria… Vieni t'affretta» из оперы «Макбет». Может, в целом, для российского непрофессионального слушателя она не столь «хитовая», но сделан был номер певицей в высшей степени мастерски.
Болеро Елены «Mercè, dilette amichei» из оперы «Сицилийская вечерня», завершавшее официальную часть программы, показало, что артистка умеет быть разной и петь не только грузные драматические партии «темным» звуком, а при необходимости и включать легкий подвижный режим пения.
Конечно, нельзя не отметить, что в голосе певицы сегодня присутствует заметное напряжение и определенно наметились проблемы, появления которых, учитывая напряженный график и многолетнюю голосовую нагрузку, избежать совсем было невозможно. Есть сложности с пением на пиано, на широких скачках вверх чуть добавляются вспомогательные переходные звуки, грубовато выстреливают отдельные нижние ноты, бывает слишком выражена разница между регистрами. Но в целом, несмотря ни на что, статус мировой звезды для этой певицы неоспорим.
У больших артистов всегда есть риск попасть под обстрел критиков, которые будут сравнивать певца с лучшими за время долгой карьеры его же выступлениями. В спорте это называется «синдром второго года чемпиона» - сравнение с самим же собой в момент достижения максимального результата часто оказывается слишком контрастным и невыигрышным, при том, что по сравнению с массой участников забега он все равно непревзойденный лидер. Однако если сосредоточиться на общем впечатлении от музыки, звучащей здесь и сейчас, не пытаться каждую отдельную ноту препарировать на предмет сравнения с тем, как она же звучала в каком-то там году, а слушать произведение как единое целое, то общее ощущение окажется все-таки позитивным.
Несмотря на то, что Мария Гулегина безраздельно властвовала на сцене весь вечер, нельзя не отметить и работу оркестра и дирижера Алевтины Иоффе, благодаря которым оркестровые номера не стали просто «перебивками» между выходами примадонны, но имели и самостоятельную ценность. Из них выделим опять же фрагмент «Набукко» - знаменитая увертюра была проведена продуманно, уравновешенно и уверенно.
Как мы уже сказали, данный концерт был лишь вторым из задуманного устроителями цикла, поэтому ждем в российской столице следующих его участниц. И финалом в 2014 году должен стать совместный гала-концерт выдающихся солисток мировой оперы, в котором, надеемся, Мария Гулегина снова выйдет на московскую сцену.
Фото: Александр Райко / izvestia.ru
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Театры и фестивали
Персоналии