Темы: Умерла Ирина Масленникова. Шаляпинский юбилей. Скоро открытие Мариинки-2. Бенефис Александра Анисимова. «Ариадна», но не Штрауса: в Волгограде. «Пиковая» в Иркутске. Франко Дзеффирелли — 90.
11 февраля на 95-мгоду жизни скончалась старейшая оперная примадонна России, народная артистка РСФСР, в прошлом солистка Большого театра Ирина Ивановна Масленникова. Певица родилась в Киеве в 1918 году, здесь же получила высшее музыкальное образование и поступила солисткой в Киевскую оперу перед самым началом войны. С театром находилась в эвакуации в Уфе, а с 1943 по 1960 годы была ведущей солисткой Большого театра СССР.
За годы творческой карьеры спела множество партий лирико-колоратурного амплуа, многие из которых записаны на пластинки. В таких записях как «Снегурочка», «Майская ночь», «Богема», «Ромео и Джульетта» партнёром Масленниковой выступал её супруг Сергей Лемешев.
Закончив оперную карьеру необычайно рано, находясь в отличной вокальной форме, Масленникова сосредоточилась на преподавании и литературной деятельности. Она автор пятнадцати оперных либретто современных опер и множества переводов опер классических на русский язык. Ученицы Масленниковой поют на многих сценах мира – педагогической деятельности она была верна до самых последних дней жизни.
Вместе со своим вторым супругом Борисом Покровским Масленникова стояла у истоков создания Камерного музыкального театра – именно для этой сцены были предназначены многие её литературные работы. Здесь же с первых дней существования труппы трудилась и трудится дочь Ирины Ивановны и Сергея Лемешева народная артистка России Мария Лемешева.
Певицу похоронили 14 февраля на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Бориса Покровского.
13 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения великого Шаляпина. В этот день по традиции на Шаляпинском фестивале в Казани давали самую знаменитую оперу из репертуара певца – «Бориса Годунова». А через несколько дней на этой же сцене прозвучало другое знаковое произведение великого русского баса – «Дон Кихот» Жюля Массне. Этот спектакль привозил в Казань Мариинский театр Санкт-Петербурга.
Сказать что-то новое о Шаляпине невозможно: это та редкая фигура в русском искусстве, жизнь которой изучена досконально. Остаётся только повторить: Шаляпин – уникальное явление в оперном, театральном, музыкальном искусстве на все времена!
Первой премьерой на новой сцене Мариинского театра станет опера "Левша", которую пишет специально для этой площадки композитор Родион Щедрин. Об этом объявил после завершения акустического теста в Мариинском-2 художественный руководитель-директор театра, народный артист России Валерий Гергиев.
"Родион Константинович уже завершает работу над оперой, которая может стать одним из главных произведений в его творчестве. И нам приятно, что наше содружество так успешно развивается", - сказал маэстро, назвавший Щедрина выдающимся современным русским композитором. Ранее здесь были поставлены его оперы "Мертвые души" и "Очарованный странник", балеты "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Конек-Горбунок", прозвучали в концертах многие его симфонические сочинения. Как неоднократно говорил и сам композитор, приезжавший на премьеры, ему по душе тесные творческие связи с Мариинкой, где по случаю юбилея композитора был организован «Щедрин-фестиваль».
Помимо новых спектаклей, Валерий Гергиев планирует в короткий срок перенести на новую сцену и значительную часть репертуара, идущего на исторических подмостках. В нынешнем году ХХ Международный фестиваль "Звезды белых ночей", крупнейшее культурное событие лета, впервые пройдет сразу на трех площадках, что значительно расширит зрительскую аудиторию. В будние дни, как полагает маэстро, число зрителей на разных событиях фестиваля достигнет 5 тысяч человек, а в выходные – 10 тысяч.
В Самарском театре оперы и балета состоится концерт-бенефис «Маэстро Александр Анисимов приглашает». В концерте прозвучат эпизоды из опер, которые в настоящее время не представлены в афише театра. Это сольные номера из опер Гречанинова, Рубинштейна, Прокофьева, популярные симфонические произведения и многое другое.
Артист на сцене должен быть красивым, энергичным, вдохновенным, - говорит маэстро Анисимов. Учит этому других, таким предстает перед зрителями сам уже много лет подряд. На свой собственный юбилей дирижер приготовил зрителям сюрприз. «Война и мир» Прокофьева, «Тоска» Пуччини, популярные симфонические произведения - программа, выбранная маэстро Анисимовым, разнообразна и разнопланова.
В конце мая в театре «Царицынская опера» состоится второй фестиваль искусств «Оперный альянс», на котором волгоградцы первыми в России увидят старинную барочную оперу Джованни Ристори «Ариадна».
Уникальность постановки оперы «Ариадна» в Волгограде заключается в том, что, в отличие от Санкт-Петербурга, где она была показана в концертном варианте, здесь публика увидит полноформатный оперный спектакль – с красивыми декорациями, реквизитом, костюмами.
Исполнять все роли в спектакле будут вокалисты двух театров: четыре вокалиста – из «Царицынской оперы» и четыре – из Мариинского, что подчеркивает название фестиваля – «Оперный альянс», то есть содружество. Камерный состав оркестра (порядка двадцати музыкантов) из «Царицынской оперы». За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель проекта – концертмейстер Мариинского театра Лариса Габитова.
Опера «Ариадна» будет исполняться на итальянском языке с диалогами между ариями на русском, поэтому содержание произведения будет понятно всем зрителям. После фестиваля «Ариадна» войдет в репертуар «Царицынской оперы».
В Волгограде оперу покажут дважды. Затем участники этого спектакля и другие солисты «Царицынской оперы» дадут гала-концерт, который станет достойным завершением фестиваля. Предполагается, что дуэты будут исполняться солистами двух театров.
«В прошлом году наш театр провел фестиваль "Оперный альянс", – рассказал художественный руководитель «Царицынской оперы» Михаил Романовский. – Его участниками стали наши ближайшие соседи – вокалисты и музыканты из Калмыкии и Астрахани. Проект оказался весьма успешным и получил хорошие отклики зрителей и прессы. И было решено сделать фестиваль традиционным. В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга прошла барочная опера "Ариадна", написанная 250 лет назад и никогда не исполнявшаяся в России. Мы провели переговоры с авторами проекта и достигли договоренности о постановке оперы "Ариадна" в Волгограде совместными усилиями артистов "Царицынской оперы" и Мариинского театра. Художественный руководитель и режиссер проекта постановки оперы "Ариадна" – солистка Мариинского театра Ирина Васильева, которая является и исполнительницей одной из ролей».
"Пиковая дама" в областной филармонии звучала 20 лет назад. Вот только хор тогда был не иркутский, а красноярский. И оркестром управлял другой маэстро. Нынешний дирижер Илмар Лапиньш собрал артистов пяти оперных театров - российских и зарубежных. На репетиции времени мало. Но именно сейчас, за три дня до премьеры, работа самая напряженная.
Это концертное исполнение, а потому никаких нарядных костюмов и декораций. Главную партию - Германа - исполнит солист Бурятского театра оперы и балета Баиржаб Дамбиев.
В Иркутске, где нет своего оперного театра, этот жанр публика любит. И, пожалуй, поэтому билетов в кассах осталось уже немного.
Франко Дзеффирелли — 90 лет. Выдающийся мастер в представлении не нуждается. Режиссер и сценограф с мировым именем, он не любит экспериментов, но именно о его прочтении классики, говорили – «она заиграла новыми красками». Дзеффирелли часто сам создавал эскизы декораций и костюмов к своим проектам. Все, кто с ним работал, отмечали дотошность мастера – мог проверить даже, как пришита пуговица. Режиссер ставил оперы на лучших сценах мира, многие снятые им киноленты – признанные шедевры.
«Невозможно красивые!» – это одновременно комплимент и упрек в адрес постановок Франко Дзеффирелли. Всегда роскошные, живописные, с невероятным количеством артистов на сцене. Декораций, как шутят критики, хватило бы на два с половиной спектакля. Режиссер на все отзывы – отрицательные, положительные – отвечал одно: «Да, я очень люблю красоту». А еще он очень любит оперу, считает ее важнейшим из искусств.
«Здесь и танец, и драма, и трагедия, поэзия, театр, декорации, здесь присутствуют все музы», – говорит Франко Дзеффирелли.
Дзеффирелли поставил множество оперных хитов. Работал с легендами. Пласидо Доминго почитал за идеал. Марию Каллас и Елену Образцову назвал главным потрясением в жизни.
«Травиата» – одна из любимых опер Дзеффирелли, он ставил ее 12 раз, в 82-м перенес на киноэкран. Танцевальную партию доверил нашим Владимиру Васильеву и Екатерине Максимовой.
Все, что трудно создать на сцене, Дзеффирелли воплощал в кино. Как и в театре – отправной точкой для него стал Шекспир. В «Укрощении строптивой» главные роли отдал звездам – Элизабет Тейлор и Ричарду Бартону. В «Ромео и Джульетте» ставку сделал на молодых и неизвестных. Режиссер не прогадал. Картину назвали лучшей в его карьере, примером абсолютной гармонии в кино.
А вот экранизацию «Гамлета» критики не полюбили. Картина «Молодой Тосканини» (вновь с Тейлор) провалилась в прокате. Фильм «Брат Солнце. Сестра Луна» – в нем Дзеффирелли сравнивает идеи Франциска Ассизского и движения хиппи – многие не поняли, но для «детей цветов» он стал культовым.
Предпоследняя лента Франко Дзеффирелли – «Чай с Муссолини» – во многом автобиографична. Режиссер – прообраз главного героя, итальянского мальчика, отец которого мечтает превратить его в эстета, английского джентльмена. Именно в этом фильме стоит искать подсказки, как возникла любовь к идеалам античности и средневековья, почему он вообще решил творить.
Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров