Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Умерла Ирина Масленникова. Шаляпинский юбилей. Скоро открытие Мариинки-2. Бенефис Александра Анисимова. «Ариадна», но не Штрауса: в Волгограде. «Пиковая» в Иркутске. Франко Дзеффирелли — 90.

Умерла Ирина Масленникова

11 февраля на 95-мгоду жизни скончалась старейшая оперная примадонна России, народная артистка РСФСР, в прошлом солистка Большого театра Ирина Ивановна Масленникова. Певица родилась в Киеве в 1918 году, здесь же получила высшее музыкальное образование и поступила солисткой в Киевскую оперу перед самым началом войны. С театром находилась в эвакуации в Уфе, а с 1943 по 1960 годы была ведущей солисткой Большого театра СССР.

За годы творческой карьеры спела множество партий лирико-колоратурного амплуа, многие из которых записаны на пластинки. В таких записях как «Снегурочка», «Майская ночь», «Богема», «Ромео и Джульетта» партнёром Масленниковой выступал её супруг Сергей Лемешев.

Закончив оперную карьеру необычайно рано, находясь в отличной вокальной форме, Масленникова сосредоточилась на преподавании и литературной деятельности. Она автор пятнадцати оперных либретто современных опер и множества переводов опер классических на русский язык. Ученицы Масленниковой поют на многих сценах мира – педагогической деятельности она была верна до самых последних дней жизни.

Вместе со своим вторым супругом Борисом Покровским Масленникова стояла у истоков создания Камерного музыкального театра – именно для этой сцены были предназначены многие её литературные работы. Здесь же с первых дней существования труппы трудилась и трудится дочь Ирины Ивановны и Сергея Лемешева народная артистка России Мария Лемешева.

Певицу похоронили 14 февраля на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Бориса Покровского.

Шаляпинский юбилей

13 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения великого Шаляпина. В этот день по традиции на Шаляпинском фестивале в Казани давали самую знаменитую оперу из репертуара певца – «Бориса Годунова». А через несколько дней на этой же сцене прозвучало другое знаковое произведение великого русского баса – «Дон Кихот» Жюля Массне. Этот спектакль привозил в Казань Мариинский театр Санкт-Петербурга.

Сказать что-то новое о Шаляпине невозможно: это та редкая фигура в русском искусстве, жизнь которой изучена досконально. Остаётся только повторить: Шаляпин – уникальное явление в оперном, театральном, музыкальном искусстве на все времена!

Скоро открытие Мариинки-2

Первой премьерой на новой сцене Мариинского театра станет опера "Левша", которую пишет специально для этой площадки композитор Родион Щедрин. Об этом объявил после завершения акустического теста в Мариинском-2 художественный руководитель-директор театра, народный артист России Валерий Гергиев.

"Родион Константинович уже завершает работу над оперой, которая может стать одним из главных произведений в его творчестве. И нам приятно, что наше содружество так успешно развивается", - сказал маэстро, назвавший Щедрина выдающимся современным русским композитором. Ранее здесь были поставлены его оперы "Мертвые души" и "Очарованный странник", балеты "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Конек-Горбунок", прозвучали в концертах многие его симфонические сочинения. Как неоднократно говорил и сам композитор, приезжавший на премьеры, ему по душе тесные творческие связи с Мариинкой, где по случаю юбилея композитора был организован «Щедрин-фестиваль».

Помимо новых спектаклей, Валерий Гергиев планирует в короткий срок перенести на новую сцену и значительную часть репертуара, идущего на исторических подмостках. В нынешнем году ХХ Международный фестиваль "Звезды белых ночей", крупнейшее культурное событие лета, впервые пройдет сразу на трех площадках, что значительно расширит зрительскую аудиторию. В будние дни, как полагает маэстро, число зрителей на разных событиях фестиваля достигнет 5 тысяч человек, а в выходные – 10 тысяч.

Бенефис Александра Анисимова

В Самарском театре оперы и балета состоится концерт-бенефис «Маэстро Александр Анисимов приглашает». В концерте прозвучат эпизоды из опер, которые в настоящее время не представлены в афише театра. Это сольные номера из опер Гречанинова, Рубинштейна, Прокофьева, популярные симфонические произведения и многое другое.

Артист на сцене должен быть красивым, энергичным, вдохновенным, - говорит маэстро Анисимов. Учит этому других, таким предстает перед зрителями сам уже много лет подряд. На свой собственный юбилей дирижер приготовил зрителям сюрприз. «Война и мир» Прокофьева, «Тоска» Пуччини, популярные симфонические произведения - программа, выбранная маэстро Анисимовым, разнообразна и разнопланова.

«Ариадна», но не Штрауса: в Волгограде

В конце мая в театре «Царицынская опера» состоится второй фестиваль искусств «Оперный альянс», на котором волгоградцы первыми в России увидят старинную барочную оперу Джованни Ристори «Ариадна».

Уникальность постановки оперы «Ариадна» в Волгограде заключается в том, что, в отличие от Санкт-Петербурга, где она была показана в концертном варианте, здесь публика увидит полноформатный оперный спектакль – с красивыми декорациями, реквизитом, костюмами.

Исполнять все роли в спектакле будут вокалисты двух театров: четыре вокалиста – из «Царицынской оперы» и четыре – из Мариинского, что подчеркивает название фестиваля – «Оперный альянс», то есть содружество. Камерный состав оркестра (порядка двадцати музыкантов) из «Царицынской оперы». За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель проекта – концертмейстер Мариинского театра Лариса Габитова.

Опера «Ариадна» будет исполняться на итальянском языке с диалогами между ариями на русском, поэтому содержание произведения будет понятно всем зрителям. После фестиваля «Ариадна» войдет в репертуар «Царицынской оперы».

В Волгограде оперу покажут дважды. Затем участники этого спектакля и другие солисты «Царицынской оперы» дадут гала-концерт, который станет достойным завершением фестиваля. Предполагается, что дуэты будут исполняться солистами двух театров.

«В прошлом году наш театр провел фестиваль "Оперный альянс", – рассказал художественный руководитель «Царицынской оперы» Михаил Романовский. – Его участниками стали наши ближайшие соседи – вокалисты и музыканты из Калмыкии и Астрахани. Проект оказался весьма успешным и получил хорошие отклики зрителей и прессы. И было решено сделать фестиваль традиционным. В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга прошла барочная опера "Ариадна", написанная 250 лет назад и никогда не исполнявшаяся в России. Мы провели переговоры с авторами проекта и достигли договоренности о постановке оперы "Ариадна" в Волгограде совместными усилиями артистов "Царицынской оперы" и Мариинского театра. Художественный руководитель и режиссер проекта постановки оперы "Ариадна" – солистка Мариинского театра Ирина Васильева, которая является и исполнительницей одной из ролей».

«Пиковая» в Иркутске

"Пиковая дама" в областной филармонии звучала 20 лет назад. Вот только хор тогда был не иркутский, а красноярский. И оркестром управлял другой маэстро. Нынешний дирижер Илмар Лапиньш собрал артистов пяти оперных театров - российских и зарубежных. На репетиции времени мало. Но именно сейчас, за три дня до премьеры, работа самая напряженная.

Это концертное исполнение, а потому никаких нарядных костюмов и декораций. Главную партию - Германа - исполнит солист Бурятского театра оперы и балета Баиржаб Дамбиев.

В Иркутске, где нет своего оперного театра, этот жанр публика любит. И, пожалуй, поэтому билетов в кассах осталось уже немного.

Франко Дзеффирелли — 90 лет

Франко Дзеффирелли — 90 лет. Выдающийся мастер в представлении не нуждается. Режиссер и сценограф с мировым именем, он не любит экспериментов, но именно о его прочтении классики, говорили – «она заиграла новыми красками». Дзеффирелли часто сам создавал эскизы декораций и костюмов к своим проектам. Все, кто с ним работал, отмечали дотошность мастера – мог проверить даже, как пришита пуговица. Режиссер ставил оперы на лучших сценах мира, многие снятые им киноленты – признанные шедевры.

«Невозможно красивые!» – это одновременно комплимент и упрек в адрес постановок Франко Дзеффирелли. Всегда роскошные, живописные, с невероятным количеством артистов на сцене. Декораций, как шутят критики, хватило бы на два с половиной спектакля. Режиссер на все отзывы – отрицательные, положительные – отвечал одно: «Да, я очень люблю красоту». А еще он очень любит оперу, считает ее важнейшим из искусств.

«Здесь и танец, и драма, и трагедия, поэзия, театр, декорации, здесь присутствуют все музы», – говорит Франко Дзеффирелли.

Дзеффирелли поставил множество оперных хитов. Работал с легендами. Пласидо Доминго почитал за идеал. Марию Каллас и Елену Образцову назвал главным потрясением в жизни.

«Травиата» – одна из любимых опер Дзеффирелли, он ставил ее 12 раз, в 82-м перенес на киноэкран. Танцевальную партию доверил нашим Владимиру Васильеву и Екатерине Максимовой.

Все, что трудно создать на сцене, Дзеффирелли воплощал в кино. Как и в театре – отправной точкой для него стал Шекспир. В «Укрощении строптивой» главные роли отдал звездам – Элизабет Тейлор и Ричарду Бартону. В «Ромео и Джульетте» ставку сделал на молодых и неизвестных. Режиссер не прогадал. Картину назвали лучшей в его карьере, примером абсолютной гармонии в кино.

А вот экранизацию «Гамлета» критики не полюбили. Картина «Молодой Тосканини» (вновь с Тейлор) провалилась в прокате. Фильм «Брат Солнце. Сестра Луна» – в нем Дзеффирелли сравнивает идеи Франциска Ассизского и движения хиппи – многие не поняли, но для «детей цветов» он стал культовым.

Предпоследняя лента Франко Дзеффирелли – «Чай с Муссолини» – во многом автобиографична. Режиссер – прообраз главного героя, итальянского мальчика, отец которого мечтает превратить его в эстета, английского джентльмена. Именно в этом фильме стоит искать подсказки, как возникла любовь к идеалам античности и средневековья, почему он вообще решил творить.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ