В Люцерне во второй половине марта проходил очередной Пасхальный фестиваль. В знаменитом форуме участвовали выдающиеся музыканты и коллективы, среди них Клаудио Аббадо, со своим Моцартовским оркестром, Джон Элиот Гардинер с «Монтеверди хором» и ансамблем «Английские солисты барокко», Марис Янсонс с Хором и оркестром Баварского радио, Густаво Дудамель и Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Марта Аргерих и др.
В обширную и фестивальную программу входили фортепианные концерты Моцарта, увертюры и симфонии Бетховена, симфонические опусы Шостаковича и Дебюсси, музыка к балету «Жар-птица» Стравинского, сочинения вокально-инструментального жанра – «Страсти по Иоанну» И.С.Баха, сценическая версия оперы-оратории Джона Адамса «Евангелие от Другой Марии», «Военный реквием» Бенджамина Бриттена, «Стабат Матер» Пуленка, Te Deum Бизе и др.
На ряде концертов в Люцерне побывал наш постоянный автор Ян Коваленский. Сегодня он делится своими впечатлениями от искусства Джона Элиота Гардинера.
Одним из выдающихся событий Люцернского фестиваля стал приезд выдающегося английского дирижёра Джона Элиота Гардинера и исполнение его «Английским барочным оркестром» и «Монтеверди хором» «Страстей по Иоанну» И.С.Баха. Гардинер – один из крупнейших в мире исполнителей музыки 17-19 веков, особенно Монтеверди, Генделя, Баха и Бетховена. Он глубоко проникает в суть партитуры, и почти всегда выступает со своим оркестром и хором. Их совместное музицирование и многочисленные записи поражают высоким стилем и проникновенностью. Свой оркестр, который называется «Английские барочные солисты», Гардинер основал в 1978 году и объездил с ним весь мир. А «Монтеверди хор» существует с 1964 года и исполняет не только барочную музыку, но и различные романтические оперы. Не случайно в названии оркестра есть слово «солисты», так как, по существу, каждый из них является высококлассным музыкантом и часто выступает как солист. Такая же ситуация и в хоре – все певцы, поющие в нём, могут, если необходимо, исполнить сольные партии. Таковы принципы работы Гардинера со своими коллективами.
Исполнение баховских Пассионов было монументальным и возвышенным. Но с другой стороны это было очень личное прочтение музыки, тёплое и гармоничное. Слушатели испытывали необыкновенную радость и высшее блаженство от музыки Баха. Оркестр играл так выразительно и точно, что захватывало дух. Одна из солисток оркестра Рейко Ичизе, игравшая на виоле де гамба, своей изысканной игрой вызвала овации зала, хотя аплодисментов во время исполнения всей музыки не было, в отличие от нашей публики, которая аплодирует не только между частями произведениями, но и после небольших пауз. Культура поведения публики на концертах в Швейцарии – образцовая.
Высочайший класс продемонстрировали солисты-вокалисты. Сопрано – молодая шотландка Ханна Моррисон – училась в Маастрихтской академии музыки, а затем совершенствовалась у Барбары Шлик в Кёльне. Она выступает также с У.Кристи, А.Шперингом, на Оксфордском фестивале и др. У неё небольшой, но приятный голос. Её основное достоинство – умение выразительно и точно петь. Свои арии певица исполнила весьма виртуозно и красиво. Американка Мэг Брэгл, обладательница красивого контральто, училась вокалу и игре на скрипке у себя в Университете Мичигана, и поёт в различных барочных операх. С Гардинером сотрудничает давно, и её пение впечатляет – ровный голос, обволакивающие низы и верхние ноты звучат наполнено. Евангелиста пел английский тенор Николас Малрой. У него была очень трудная роль – исполнить все речитативы, и донести весь смысл Страстей. Певец учился в Королевской академии музыки в Лондоне, и уже прославился исполнением роли Евангелиста с Минковским, Мак-Гришем, и часто выступает с Гардинером. Малрой получил премию «Граммофон» за запись «Мессии» Генделя. Какой чудесный голос, с роскошной артикуляцией и тембром! А теноровые арии исполнял другой английский певец Эндрю Тортис. Он молод и красив. Учился в Тринити колледже в Кэмбридже, и уже имеет интернациональную репутацию превосходного Евангелиста, выступал на Зальцбургском фестивале в «Митридате» Моцарта. На концерте в Люцерне его небольшой, но свежий голос звучал очень выразительно. Роль Пилата исполнял английский баритон Питер Харви. Он учился в Лондоне и уже давно сотрудничает с Гардинером. Ещё в 2000 году он вместе с ним гастролировал по Европе и исполнял кантаты Баха. Крупный голос, богатый тембр и большое вокальное мастерство. И, наконец, в роли Христа выступил немецкий бас Дитрих Хеншель, который уже около 20 лет выступает во всём мире и поёт барочный репертуар. Он ученик Фишера-Дискау и давно выступает с Гардинером. Его пение было выразительным, ясным и точным, хотя некоторая сухость в голосе иногда проскальзывала.
Все солисты располагались в хоре, и свои сольные выступления, как правило, исполняли, не выходя на авансцену. Исключение было сделано для женщин, видимо, чтобы публика могла полюбоваться красотой молодых солисток.
Гардинер, как правило, исполняет последние и утверждённые автором варианты сочинений. Также было и в этот раз – прозвучала последняя четвёртая редакция «Страстей» 1749 года. Об нынешнем концерте в целом трудно, а, подчас, и невозможно говорить без волнения – это было само совершенство. Автор не раз слышал великолепное исполнение «Страстей по Иоанну», есть несколько записей высокого качества, но такое блистательное музицирование – впервые. Как это можно описать словами!
Карьера Гардинера, как дирижера и руководителя нескольких оркестров, является примером подлинного и бескорыстного служения Музыке. Он записал сотни дисков и каждый из них – событие в культурном наследия человечества, Число наград различных стран даже нет возможности перечислить. С 1998 года он рыцарь Соединённого королевства, у него медаль города Лейпцига, он почётный Командор нескольких орденов Франции и т.д. Очень пресыщенная и всё знающая швейцарская публика, тем не менее, реагировала восторженно, аплодисменты были бурными и продолжительными. Гардинер всех потряс и достиг очень редкого – мы пережили катарсис. Честь ему и хвала!