Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Возрождение дягилевского «Петушка». «Ануш» возвращается в Ереван. Опера на российском Дальнем Востоке. Опера от Малевича. «Голландец» прилетел в Бурятию. Вспоминая Галину Вишневскую. «Аида» на Дону.

Возрождение дягилевского «Петушка»

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац 26 и 27 апреля представил премьеру спектакля «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова. Новая постановка – совместная работа художественного руководителя театра Георгия Исаакяна, народного артиста России Андриса Лиепы и балетмейстера Гали Абайдулова. Постановка театра имени Наталии Сац – это попытка воссоздать легендарный спектакль «Золотой петушок», поставленный в 1914 году для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в хореографии Михаила Фокина и в декорациях Наталии Гончаровой.

Эта «аутентичная» сторона грядущей премьеры достойна особого внимания профессионалов.

Опера-балет «Золотой петушок» была представлена в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в 1914 году, и спектакль стал одной из самых успешных постановок этого года. Повышенный интерес публики вызывали эффектное оформление спектакля, сделанное художницей-авангардисткой Натальей Гончаровой, и изысканная сценография Михаила Фокина, для которого «Золотой петушок» стал одной из последних совместных работ с Дягилевым. Этот спектакль наиболее ярко воплотил эстетику «Русских сезонов», одной из самых сильных сторон которой был синтез музыки, танца и художественного оформления. Из этих составляющих, каждая из которых была исполнена выдающимися композиторами, балетмейстерами и художниками того времени, рождались многие уникальные спектакли антрепризы Дягилева. И постановка «Золотого петушка» Римского-Корсакова стала авангардной и наделавшей не намного меньше шума, чем скандальная «Весна священная».

По замыслу Михаила Фокина в спектакле были заняты и балетные артисты и оперные. Танцовщики средствами пантомимы и хореографии разыгрывали действие на сцене, а оперные артисты сопровождали его пением, сидя или стоя у кулис, создавая подобие античного хора, комментирующего сюжет. Такая подчеркнутая театральность и яркая зрелищность казались необычными современникам Дягилева.

Аутентичность этого «Золотого петушка» в первую очередь – в художественном оформлении, декорациях и костюмах, информацию о которых постановщики собирали буквально по всему миру. Эскизы декораций имеются в музее лондонского «Ковент-Гардена». Костюмы восстанавливались по эскизам из Третьяковской галереи, музея «Метрополитен» в Нью-Йорке. Была внимательно изучена уникальная 10-минутная кинозапись танцев, поставленных Фокиным в 1938 году в Базеле.

Художественным оформлением занимался театральный художник Вячеслав Окунев, и его работа над сценическим оформлением – это уникальная возможность увидеть спектакль дягилевских «Русских сезонов» таким, какой он был 100 лет назад. Восстановить хореографию доподлинно невозможно, однако, в соответствии с сохранившимися описаниями сохранены её ключевые моменты. Учитывая эту танцевальную стилистику и особенности сценического пространства, созданного Гончаровой, постановщики создали новую версию оперы-балета «Золотой петушок».

«Золотой петушок», как и другие постановки дягилевских «Русских сезонов» на современной сцене по-прежнему большая редкость. Андрис Лиепа давно занимается восстановлением легендарных постановок «Русских сезонов» и называет работу над реконструкцией дягилевских спектаклей своей миссионерской деятельностью. А совместная работа хореографа-постановщика с художественным руководителем Театра имени Наталии Сац Георгием Исаакяном позволит открыть и для детской аудитории великолепие золотого века русского балета и красоту одной из самых удивительных оперных партитур Римского-Корсакова.

«Ануш» возвращается в Ереван

Новая постановка оперы «Ануш» станет уникальной интерпретацией одноименной поэмы великого армянского поэта Ованнеса Туманяна, сказал постановщик оперы и автор адаптированного либретто, известный французский режиссер, актер, продюсер и сценарист Серж Аведикян.

Совместная армяно-французская постановка на основе оперы «Ануш» известного армянского композитора Армена Тиграняна состоялась на сцене Государственного академического театра имени Сундукяна в Ереване 26 и 27 апреля, а также 3 и 4 мая. Оформление сцены, костюмов и хореографию осуществил Николя Мюзен. Автор музыкальной переработки – Анаит Симонян, дирижер – Ваан Мартиросян.

«Идея совместной постановки появилась еще пять лет назад. Это своеобразная интерпретация известной оперы с адаптированным либретто, которое содержит некоторые отрывки из поэмы, не включенные в оперу «Ануш»,- сказал Аведикян на пресс-конференции. По словам постановщика, его работа дает свободу восприятия истории «Ануш» и не является «завершенным произведениям с закрытыми скобками». 

Аведикян отметил, что постановка проходит на театральной сцене, поскольку не умещается в оперный формат – в новой поставке использованы минималистские подходы, элементы танца, речитативы. Он пояснил, что подобной интерпретации способствует само произведение Туманяна, которое лишено символизма и отличается тонкостью и сдержанностью. «Хореография этой работы выстроена в формате непрерывной музыки и действия», - сказал постановщик.

Опера на российском Дальнем Востоке

Начиная с 2005 года объединение «ВладОпера» развивает на Дальнем Востоке России культурный обмен между немецкими и российскими деятелями искусства. Оперные проекты «Волшебная флейта во Владивостоке» и «Фигаро на Дальнем Востоке» стали кульминационными точками этой совместной работы. Регулярные концерты, выставки и мастер-классы дополняют успешное сотрудничество, в центре которого всегда стояла активная совместная работа между деятелями искусства различных стран. В октябре 2013 года запланирована премьера международного оперного проекта «Дон Жуан на Тихом океане», которая завершит трилогию опер Моцарта во Владивостоке.

В контексте проекта «Дон Жуан на Тихом океане» объединение «ВладОпера» представит в мае 2013 года в рамках года Германии в России 2012/2013 гг. три мероприятия. 18 мая в Приморском краевом театре молодежи состоится постановка оперы Моцарта «Дон Жуан» в сокращенном варианте. Студенты Академии искусств выступят под руководством немецкого дирижера Робина Энгелена, который уже дирижировал постановками «Волшебной флейты» и «Свадьбы Фигаро».

7 мая в Приморской краевой филармонии состоится концерт «Возвращение оперных див»: Хелене Шнайдерман и Катриона Смит – две ведущие солистки Государственной Штутгартской оперы (Германия) – снова возвращаются спустя восемь лет на сцену Владивостока, чтобы очаровать публику программой из известных оперных арий и песен.

Опера от Малевича

К 100-летию "Черного квадрата" Казимира Малевича будет реконструирована опера "Победа над солнцем" Михаила Матюшина на тексты поэта Алексея Крученых. Так Русский музей отметит 100-летие создания знаменитой картины Малевича и 135-летний юбилей художника. К знаменательным датам приурочена и выставка "Малевич. До и после квадрата".

Сейчас Русский музей с помощью московских театров восстанавливает оперу "Победа над солнцем", в которой "черный квадрат" впервые взошел над русским искусством. Мы собрали всю партитуру, все тексты — Крученых, Матюшина, а студенты Мухинского училища восстановили 29 костюмов по эскизам Малевича", — рассказал директр ГРМ Владимир Гусев.

Премьера авангардной оперы "Победа над солнцем" состоялась в театре "Луна-парк" в декабре 1913 года. Декорации и костюмы для нее разработал Малевич. Солнце в опере изображалось не в виде традиционного круга, а как черный квадрат. В этом году Русский музей отмечает свое 115-летие. А завтра, а 25 апреля, исполнилось 118 лет с момента подписания указа о создании музея.

«Голландец» прилетел в Бурятию

Впервые в Улан-Удэ 19 и 20 апреля состоялась постановка оперы Рихарда Вагнера. Величина события подчеркивается тем обстоятельством, что даже канал «Культура» посвятил проекту свой сюжет. Спектакль «Летучий голландец» — совместный проект двух творческих коллективов: Бурятского академического театра оперы и балета и губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии под управлением маэстро Ильмара Лапиньша — объединил лучших представителей оперной школы.

Колоритную изюминку проекту добавили приглашенные исполнители из Германии Кирстен Бланк (сопрано) и Дирка Алешуса (бас), и они в те дни были далеко не единственными немцами в нашем городе.

Постановочную группу возглавил генеральный директор международного Брукнеровского фестиваля Ханс-Йоахим Фрай. В качестве почетных гостей присутствовали генеральный консул ФРГ в Новосибирске г-н Хёфер-Виссинг, делегация из федеральной земли Саксония, а также представители Института Гёте, поскольку проект вошел в официальную программу празднования перекрестного года «Германия и Россия: вместе строим будущее». Плюс театр посетили 20 бизнесменов из Германии, участники технологического форума "Инновационные технологии производства", который проходит в эти дни в Улан-Удэ.

Как и полагается шедевру мирового оперного искусства, «Голландца» исполняли на языке оригинала с синхронным переводом в виде «бегущей строки» над сценой. Если бы не новая деталь в либретто, когда главный герой посещает не только заморские берега, но и озеро Байкал, а также азиатские исполнители главных героев, спектакль ничем бы не отличался от того, что имеют возможность лицезреть европейские любители оперы. Приятной неожиданностью для всех стало прибытие в Улан-Удэ сразу трех экспертов престижнейшей российской национальной театральной премии «Золотая маска». Согласно правилам, они предварительно посмотрели видеозапись спектакля, а затем прибыли оценить спектакль воочию.

Вспоминая Галину Вишневскую

Звезды мировой оперы выступят на сцене столичного Концертного зала имени Чайковского 21 июня в гала-концерте "Приношение Галине Вишневской", рассказали РИА Новости в Центре оперного пения Вишневской.

"В этом году Центр выступил организатором целого цикла музыкальных приношений великой русской певице, - рассказала представительница пресс-службы. - Начиная с января, концерты проходили в лучших залах Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга и в других городах - как в России, так и за рубежом".

По ее словам, участниками июньского гала станут звезды мировой оперной сцены: Юлия Герцева, Людмила Монастырская, Паата Бурчуладзе, Витторио Виттели, Бадри Майсурадзе. "Программу концерта составили лучшие фрагменты оперной классики. Это арии и сцены из опер, в которых пела Галина Вишневская в разные годы своей карьеры", - отметила собеседница агентства.

В вечере также примет участие Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова и Госоркестр имени Светланова. За дирижерский пульт встанет американский маэстро Юджин Кон.

«Аида» на Дону

Ростовская государственная консерватория приглашает на постановку одной из самых популярных опер великого итальянского композитора Джузеппе Верди "Аида". Мероприятие приурочено к празднованию 200-летнего юбилея композитора. Проект концертно-сценической постановки оперы Джузеппе Верди «Аида» осуществлен силами студентов Ростовской консерватории: симфоническим оркестром, солистами и хором. 

Работа студентов РГК над «Аидой» является продолжением традиции ежегодных постановок оперных спектаклей, ведущей начало с 1992 года. За это время публике были представлены две мировые премьеры: неоконченная опера Сергея Рахманинова «Монна Ванна» и первая версия оперы Сергея Прокофьева «Война и мир», поставленная на оперных сценах Эдинбурга, Глазго и Ростова-на-Дону. В последние годы в рамках международного проекта «Европейская молодежная опера», на сценах этих трех городов были также представлены с участием студентов Ростовской консерватории оперы «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса, «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Евгений Онегин» Петра Чайковского.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ