Второе явление Кобурн в Москве

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

В последнем концерте в этом сезоне абонемента «Звёзды мировой оперы в Москве» выступила американская певица Сара Кобурн в сопровождении Академического симфонического оркестра Московской филармонии (главный дирижер – Юрий Симонов). Это её второй визит в российскую столицу: первый состоялся полтора года назад, когда певица выступила в дуэте со своим соотечественником Лоуренсом Браунли. За дирижерский пульт встал маэстро Стивен Уайт.

Как настоящая звезда Кобурн обладает пульсирующей харизмой, жизнерадостным обаянием и изысканной естественностью, удивительным образом преломляемых в её вокальных возможностях. Обладающая роскошным цветастым тембром (голос настолько живописен, что создаётся иллюзия его диапазонной необъятности) певица представила москвичам весьма пёструю программу, включающую произведения Россини, Моцарта, Гайдна, Доницетти, Беллини, Делиба, Массне и даже Стравинского. В каких-то номерах Кобурн была убедительна, в каких-то не очень, но это всё зона сугубо субъективного. А вот из относительно объективного мне бросилось в уши следующее.

В «Una voce poco fa» Розины из “Севильского цирюльника» певице явно не хватало дыхания: принимая во внимание изящество хрупкой фигуры Кобурн, справедливо было бы заметить, что голосу просто не на что опереться. Следствием этого стали существенный упрощения фиоритурных пассажей не только в «Ah, non giunge…» из «Сомнамбулы», но и в гавоте Манон, в котором многие традиционно ожидаемые ноты просто не прозвучали. При этом голос Кобурн сложно упрекнуть в неподвижности, но очевидная слабость среднего регистра, в котором певицу почти не слышно, какое-то конвульсивное звуковедение, отличавшееся чрезмерно аффектированной подачей верхних форте, нехватка кантилены и устойчивости звучания серьёзно редуцировали эстетическое удовольствие от тембра певицы. И, пожалуй, лишь речитатив Амины «L'anello, l'anello mio» не вызывал никаких замечаний.

Оркестр Московской филармонии под управлением Стивена Уайта тоже отличился весьма специфическим звучанием. Если оставить за скобками сверхзвуковые темпы, в которых были исполнены увертюры к операм «Свадьба Фигаро» и «Севильский цирюльник», то лично мне показалось непривычным пронзительное доминирование скрипок с альтами. Возможно, этот эффект был связан со специфической рассадкой музыкантов («низы» справа, «верха» слева), но в некоторых местах эта истеричность была совсем неуместна. Но эта особенность никак не влияла на исключительную собранность оркестрантов. Отдельно хотелось бы отметить удивительное сочетание трепетности и достоинства в исполнении Дмитрием Шороховым партии скрипки в «Размышлении» из «Таис» Массне.

В общем и целом, несмотря на аномальную московскую жару, сопровождаемую в наших слабовентилируемых концертных залах бабочкообразным мельтешение программок, выполняющих функцию вееров и навевающих головокружительную полудрёму, концерт оказался живым и познавательным.

Фото: sarahcoburn.com

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ