Нечастая гостья

«Дева озера» посетила Лондон

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Говорят, ее появление приходится лишь один раз на поколение, но сейчас в «Ковент-Гардене» – ее триумф. Не удивительно, что она, как «мимолетное виденье», появляется и исчезает снова как минимум на четверть века. Эта дама своенравна, с характером, и требует уникальных вокальных данных, в том числе виртуозного колоратурного меццо-сопрано, предпочтительно – с широчайшим диапазоном. И такое меццо-сопрано нашлось.

Эта дева-исполнительница вызвала настоящий ажиотаж в Лондоне. И билеты на все представления разошлись в течение нескольких минут. Чуть ли не вся Европа съехалась в Лондон, чтобы послушать американскую диву Джойс ДиДонато, знаменитую певицу, известную на весь мир своими блестящими интерпретациями Россини.

1/3

И есть еще один момент, явно приведший зрителя в особое расположение духа. Либретто (Андреа Леоне Тоттола) написано по мотивам известной одноименной поэмы Вальтера Скотта, а действие происходит в Шотландии, на берегу озера, окруженного достойного пера живописца выразительными, всегда впечатляющими красотами шотландского пейзажа, и декорации вполне представили нам этот идиллический уголок Хайлэнд – Высоких гор.

Как поэма, так и опера – оба произведения драматически насыщенны и полны лирической красоты. Уже первая, открывающая действие ария Елены – одна из самых притягательных мелодий – настраивает зрителя скорее на лирический, нежели драматический лад, однако, здесь присутствуют не только романтика, но и политика, и национализм, и конфликт между любовью и долгом, впрочем, на мой взгляд, на каком невзаправдашнем уровне.

Король Шотландии пытается подчинить повстанцев. Елена, дочь лидера восставших горцев Дугласа, была обещана ее отцом пламенному лидеру повстанцев Родриго. Но любит она другого – Малкольма. Что выберет молодая женщина – любовь или долг? К счастью, все закачивается счастливо, король благословляет союз влюбленных, и прощает восставших повстанцев.

Несмотря на то, что первые спектакли в неаполитанском театре Сан-Карло в 1819 были встречены с необычайным восторгом, а затем опера триумфально прошествовала по всей Европе, после 1850 года она исчезает на столетие и больше.

Затем, в «Ковент-Гарден» она вернулась лишь в 1985 году, в Ла Скала ее заметили в последние десятилетия дважды – в 1992 и 2011 годах, в Парижской опере она объявилась в 2010 году.

В этот раз «Дева озера» предстала заключенная в прозрачную музейную витрину (сценография Дика Бёрда).

Итак, опера началась. Эффектно подсвеченная, с развивающимися длинными светлыми волосами, с элегантной грацией медленно поднимающихся и опускающихся рук, Елена завораживает, «плавая» в своем стеклянном заточении, как в космосе: чрезвычайно красивая, загадочная и непонятная! В белом свадебном платье, символизирующим ее зависимость и угнетенность – волей отца, чувством долга. В это же заточение она добровольно возвращается и в финале.

А окружает этот стеклянный, высотой с человеческий рост прямоугольник, группа мужчин в костюмах и цилиндрах, присутствующих на сцене практически на протяжении всей оперы – в качестве зрителей?

Постановщик Джон Фулджеймс видимо делает попытку привязать происходящее к первоисточнику – поэме Вальтера Скотта, которого мы и узнаем в одном из этих выхолощенных джентльменов викторианской эпохи. Не знаю, насколько оправданно их появление, хотя меня лично они ни в коей мере не раздражали, но, надо сказать, слегка отвлекали. Во всяком случае, вышедшего на поклон Фулджеймса слегка освистали и даже, можно сказать, «обтопали». Возможно, и не за витрину или викторианцев, а за совершенно несоответствующие основной канве романтичности, главной идее представления, да и самой музыке сцены жестокого массового насилия и довольно натуралистического эпизода разделки туши какого-то животного. Даже при том, что сюжетно этот момент был как бы оправдан – повстанцы должны были «вкусить» крови пред большой битвой, которой, однако, не дано было случиться.

Зато все певцы – О! – певцы были встречены овациями, благодарными и нескончаемыми аплодисментами. «Дева озера» – это музыка и пение. И все! Но какая музыка! И какое пение! Настоящая белькантовая сказка, сыгранная на самом бесподобном из имеющихся на этом свете инструменте!

Не зря поклонники Джойс ДиДонато ехали в Лондон, потому что передать словами, как пела это блондинка из Канзаса, мне не удастся. Что она вытворяла с колоратурой – сердце замирало от этого чуда и красоты.

Два высочайшего класса бельканиста, Джойс и Хуан Диего Флорес (Король Шотландии), чьи голоса словно созданы друг для друга, прекрасно слились в этот вечер в нечто единое, и просто покорили зал – раз и навсегда – в первые же мгновения представления.

Даниэла Барчеллона, исполнившая роль Малкольма, возлюбленного Елены, развертывает пред нами свой великолепный голос, какой нечасто можно услышать. Кстати, актрисе и певице удалось отлично справиться с этой ролью и воплотить образ дерзкого и нежного, но мужественного шотландца, чему отчасти поспособствовала ее крупная фигура и густые черные кудрявые волосы.

Харизматически привлекательный американский тенор Майкл Спайрес – Родриго – великолепно излучал чудесное «баритональное» тепло, но был также хорош и в высоком диапазоне.

Микеле Мариотти, молодой дирижер, тоже специализирующий на музыке Россини, провел колоссальную работу, ведя за собой музыкантов Королевского Оркестра – живо, восхитительно, потрясающе…

Автор фото — Bill Cooper / ROH

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Дева озера

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ