Моцарт на природе

Моцарт на природе
Оперный обозреватель

Найти того, кому первому пришла в голову идея исполнять оперу на открытом воздухе и создать проект ежелетней оперы-бродяги, путешествующей по Франции, не просто. Не просто, да и бессмысленно. Так или иначе, «Opéra en pleine aire» существует и празднует свой десятилетний юбилей. Каждый год для неё выбирают что-нибудь популярное и общелюбимое: «Аида» в прошлом году, «Дон-Жуан» в следующем и «Волшебная флейта», совместная продукция режиссёров-постановщиков Франсиса Хюстера и Стива Сюисса, в этом. Очевидно, создатель проекта был поклонником или стремился стать соперником оперного фестиваля в Оранже, во время которого спектакли также исполняются на открытом воздухе, на сцене старого римского театра. Однако, между Оранжем и «Opéra en pleine aire» существует ряд различий. Самое существенное заключается в том, что если в первом акустика натуральная, то в последнем вынуждена выкручиваться с помощью подзвучивающей техники, что не красит исполнение и вызывает приступы ненависти у меломанов – кому приятно смотреть живую картинку и слушать запись (особенно если состояние динамиков столь отвратительно, каким оно было в прошлом году при исполнении «Аиды»). А ещё хуже, если сидишь близко и слышишь смесь живого и транслируемого звучания.

По сути, идея, лежащая в основе оперы на открытом воздухе, хороша: организаторы стремились «продвинуть искусство в народ», популяризировать оперу и именно с этой целью она путешествовала туристическим местам – Мон Сан-Мишель, Каркассон, парк Фонтенбло, Винсенский замок и т. д. Необходимым всегда оставалось наличие «красивой картинки» (замка, дворца) на заднике для «декорации» и традиционной вечерней иллюминации. Послушать оперу в парке, после заката солнца, с голосами птиц и шелестом листвы, вплетающимися в музыкальную ткань – это красиво и романтично. Артистическая дирекция, также ориентированная на молодёжь, набирала в солисты молодых певцов; для многих это был первый опыт и дорога на большую сцену, недостатка в певцах нет, несмотря на то, что оплата их работы была весьма не высока. Всё перечисленное было в основе проекта, и большая часть этого сохраняется до сих пор – молодость артистов, публичность спектакля и раскованность публики (чипсы и напитки во время оперы – это нормально). А вот цены, увы, изменились и явно не соответствуют либеральному духу спектаклей. Если не сказать больше: когда стартовая цена 42 евро, а финальная - около 300, это куда как серьёзно (для сравнения, во Дворец Гарнье можно попасть за 10 евро).

Но вернусь к спектаклю, к «Волшебной флейте». Как обычно турне начинается с парка Со южного пригорода Парижа и как обычно к концу представления хочется одеть шубу или пальто (что многие и делают). Холод, это ещё одно печальное отличие от Оранжа. Когда с девяти вечера и до полуночи неподвижно сидишь в парке парижской окраине, ближе к финалу зубы начинают выстукивать партию солиста вне зависимости от количества одетых свитеров.

Сама очередная продукция «Флейты» воспринимается двойственно: традиционно кошмарная постановка, которой славится турне, и традиционно хорошая музыкальная часть друг друга уравновешивают. Среди солистов первого дубля (обычно опера исполняется подряд два дня, затем переезжает; на каждый день свой состав солистов, единые хор и оркестр) особенно выделяется чудесная Оливия Дорей, показавшая прямо-таки блестящую Памину. Тамино – Ксин Ван несколько зажатый, зато Папагено – великолепный комический актёр и очень и очень неплохой певец Филипп-Николя Мартин. Томас Дир (Зарастро) – недостаточно глубокий бас, но возможно слишком молодой для такой роли, зато Хира Бей (Царица Ночи) по красоте голоса может поспорить со знаменитыми царицами Натали Дессей и Дианы Дамрау (жаль, в день спектакля у неё был несколько уставший голос, на генеральной она была неподражаема!).

Но вот постановка… Разумеется, это непросто – создать приличную постановку для передвижной оперы с временным демонтируемым помостом сцены и постоянно меняющимся «задником», но сложность – не повод представлять что-то настолько бессмысленной и хаотичное, как эта новая «Флейта». То, что диалоги переписаны на современный манер и произносятся на французском – случай нередкий и вполне логичный, но вот нелепо подкорректированное либретто – это уже хуже. Папагено из птицелова трансформировался в помесь поэта и почтальона, его птицы – письма. Тамино в начале оперы не спасается от змея, но умирает от пистолетной пули, а вместо флейты получает от Царицы ночи устрашающую неоновую лампу, которую гордо носит наподобие меча («Звёздные войны»?)… Исполнители то размахивают пистолетами (хор), то кинжалами (Царица Ночи, Памина), то идиллическими рыжими лампами-шариками (снова хор). Смесь времён в костюмах (современный пиждачные хористы на фоне париков и платьев Царицы и трёх Дам, опять-таки пиджачный Тамино и комичный опереточный злодей-пират Моностатос, нейтрально белые подростковые платьица Памины и Папагены).

Декор стремится к лаконичности – прозрачный аквариум оркестра на сцене, пространство над и перед ним и лестница сбоку, предназначены для певцов-героев и не оформлены ничем, кроме металлических, не отличающихся хорошим вкусом палок-ламп, торчащих по бокам и начинающих светиться, когда становится темнее. Исполнители и сами, похоже, не особенно понимают, что означает постановка, а это уже случай почти клинический.

И всё-таки проект «Opéra en plein air» прогрессирует в сценическом смысле, «Волшебная флейта» этого года поставлена уже лучше, чем откровенно пошлая, «фальшиво-позолоченная» в самом что ни на есть мещанском вкусе «Аида» прошлого сезона. Несмотря на бестолковость и бессмысленность постановки, итоговое впечатление скорее положительно, спасённое удачным исполнением. Ну и, конечно необычность привлекает: воздух, природа, птицы и бесплатный кофе в антракте – романтика!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Волшебная флейта

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ