Записки из Экс-ан-Прованса. Часть 1: «Электра»

Записки из Экс-ан-Прованса. Часть 1: «Электра»
Оперный обозреватель

Музыкальный фестиваль Aix-en-Provence – знаковое событие для меломанов. Месяц музыки, артисты высшей категории, мифические дирижёры и режиссёры-постановщики, гармоничная и богатая подборка произведений, таковы характеристики фестиваля. Ну и, конечно, старенький южный Экс с его улочками, фонтанами и площадями дополняет картину. Два главных культурных летних фестиваля Франции – театральный Авиньонский и музыкальный в Эксе проходят одновременно (с 5.07 по 26.07 - Авиньон и с 4.07 по 24.07 - Экс), но совершенно непередаваем контраст между ними. Буйный, такой южный и молодой по атмосфере, часто даже провокационный Авиньонский, где театральное искусство выплёскивается на улицы и бурлит бешенным водоворотом, где одновременно играются сотни спектаклей, где вообще сложно понять что происходит и в семидесяти километрах от него величавый и гордый фестиваль Экса, с немного таинственными и элитарными спектаклями, почти возведёнными в ранг святынь, и в любом случае служащими эталоном хорошего вкуса.

Здешние улицы удивительно пусты после Авиньона, не пестрят афишами и лишь тёмно-синие официальные перетяжки и панно строго напоминают о главном музыкальном событии лета.

Программа фестиваля Экс-ан-Прованса насыщенна, но, включая в себя концерты и мастер-классы, всё-таки ориентирована на оперу. В этом году их пять - «Риголетто» Дж. Верди, в честь двусотлетия композитора (постановка - Роберт Карсен, дирижёр – Джанандреа Нозена), «Дон Жуан» - редкий фестиваль Экса обходится без В. А. Моцарта (постановка - Дмитрий Черняков, дирижёр - Марк Минковский), «Захваченный дом», премьера 2013, заказанная специально для фестиваля испанскому композитору Васко Мендосе по одноимённому рассказу Хулио Кортасара (Кэти Митчел, Этьен Зибенс), «Елена» Ф. Кавалли, забытое произведение венецианского композитора, ученика К. Монтеверди, не исполнявшееся с 17 века, ни записей, ни тем более видеозаписей которого не существует (Жан-Ив Руф, Леонардо Гарсия-Аларкон) и «Электра» Р. Штрауса (Патрис Шеро, Эса-Пекка Салонен). Помимо опер слушателем предлагаются также концерты, конференции, мастерклассы и т. д. Как видно из перечисленного, в фестивале принимают участия настоящие живые мэтры оперного мира, а программа включает в себя разнообразные стили музыки, от барокко, через классицизм и экспрессионизм к современной музыке. Исполняются произведения в разных залах в целях достижения наилучшего звучания. Так, «Электра» Р. Штрауса, вершина немецкого экспрессионизма, представлена в главном театре города – Большом театре Прованса.

Для создания новой сценической версии оперы приглашены Эса-Пекка Салонен и Патрис Шеро, работавшие уже в ансамбле при создании оперы «Из мёртвого дома» Л. Яначека для нью-йоркской «Метрополитен-оперы».

Сложно понять в какую эпоху, какое время и даже в какую страну помещена постановка Шеро, но точно не в классическую Элладу (греки в тогах и хитонах по сцене не бродят). Костюмы и манеры артистов нейтрально-старинны и, не указывая на определённый стиль, они просто отделяют происходящее от современности, не раздражая глаз преувеличенными стилизациями, отправляют в абстрактное прошлое.

Декор оставляет ассоциации с югом, один раз открывшаяся перед зрителем картина уже больше не меняется, всё происходит в едином пространстве, времени и объединяется единым действием, в соответствии с канонами классической трагедии. Да и саму постановку можно назвать неоклассической. Относительно скромная, она оставляет главенствующую роль музыке. Квадрат сцены представляет собой тоже квадратный внутренний двор некоего здания, с полуаркой по центру, прямоугольниками строений по бокам, всё нейтрально-бежевых тонов. Объёмами зданий, их строгими линями постановщик сжимается пространство и акцентирует, почти притягивает всё внимание к переднему плану и рампе, которые словно выдаются вперёд.

Методом отсекания лишнего, вот чем можно назвать принцип, использованный Шеро. Он сквозит и в трактовке персонажей. В пьесе и либретто Гуго фон Гофмансталя действие перенесено в психологическую сферу, по сравнению с трагедией Софокла, в трактовке же Шеро остаётся лишь три главных женских персонажа (остальные, хоть и присутствуют, но почти не важны). Точными и скупыми мазками постановщик очерчивает персонажей: безумную одержимость Электры, по своим движениям и повадкам напоминающую больше дикого зверя, чем человека, полную энергией разрушения и ненависти и при этом аутически погружённая в прошлое. Противоположная ей, немного истеричная, но не менее цельная, жаждущая свободы и жизни человечная Хризотемида – воплощённая реальность, транслирующая здоровую земную энергию жизни. И, наконец, над или между ними, замкнувшаяся на своих страхах и фобиях Клитемнестра, энергия пустоты, вампиризирующего ничто, жадно пытающегося найти немного жизни в других. Так очерчены главные персонажи у Шеро. Оба танца Электры – чудовищная пародия на танец, исполняемая безумной, и в конце оперы она не умирает, а просто остаётся сидеть в то время как гасится свет. В этом оцепенении больше потерянности и ужаса, чем в смерти, предписанной либретто.

Постановка чрезвычайно хороша, при минимуме эффектов достигается эмоциональный максимум. Особенно блестяща последняя сцена: месть совершена, Хризотемида зовёт Электру, но та её уже почти не слышит; Электра пытается танцевать, но видно, что она пуста, что в ней нет сил; она садится, обездвиженная, на камень впереди сцены и сзади неё Орест, не отвечая на слова и жесты Хризотемиды, молчаливо пересекает сцену и покидает двор (сцену). Так энергия и жизнь уходят вместе с ним.

Вокальная составляющая тоже на высоте. Известно, что «Электра» - сложнейшая опера, и что за счёт гигантского оркестра, она требует крупных, очень крупных голосов, а главная роль Электры - одна из самых сложных вокальных партий в музыкальной литературе, требует, помимо широчайшего диапазона (соль малой октавы - до третей), небывалую, больше чем вагнерианскую мощь. Эвелин Херлициус, реализующая Электру этой новой постановки, сопрано, весьма востребованная вагнеровская певица и одна из лучших Электр современного оперного театра, так вот Эвелин Херлициус справляется с задачей блестяще, её голос – огромная волна, ощущаемая физически, без проблем перекрывающая гигантский оркестр. Рядом с ней Хризотемида Адрианы Печонки и Клитемнестра Вальтрауд Майер особенно не примечательны. Очень красив бархатный и сочный бас-баритон Ореста – Михаила Петренко, а оркестр под управлением Э.-П. Салонена и вовсе неподражаем.

Автор фото — Pascal Victor

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Электра

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ