Другая Анна

Анна Нетребко на Зальцбургском фестивале

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

В центре внимания нынешнего Зальцбургского фестиваля предсказуемо оказалась знаменитая Анна Нетребко. Читайте об этом в сегодняшнем репортаже нашего корреспондента Александра Курмачёва.

1. Новый альбом оперной дивы

«Мне многие говорили: «Перестань петь лёгкий репертуар!» — и вот я перестала…» — вот лейтмотив презентации нового альбома Анны Нетребко «Verdi», состоявшейся в Зальцбурге.

Поскольку эта презентация и празднование 10-летия сотрудничества Анны Нетребко с звукозаписывающим лейблом «Дойче Граммофон» состоялись на следующий день после триумфального дебюта певицы в партии Жанны Д'Арк в концертном исполнении одноименной оперы Верди, настроение у виновницы торжества было приподнятое: она шутила, уточняла, что налито в стакан, поставленный для неё на время пресс-конференции, игриво требовала выдать обещанный торт, - словом, вела себя непосредственно. Отвечая на вопросы журналистов о причинах смены репертуара и о планах на будущее, примадонна ответила, что в связи изменением голоса многие говорили ей о том, что нужно прекращать петь колоратурный репертуар и что в ближайших планах главные партии в операх «Трубадур», «Макбет», «Фауст», «Манон Леско» Пуччини. При этом партии Тоски, Нормы или Аиды в эти планы однозначно не входят. Певица ещё раз подтвердила, что готовится к полноценному дебюту в вагнеровском «Лоэнгрине», и в пространных комментариях призналась в любви к городу Зальцбургу, с которого началась триумфальная европейская карьера певицы, и к «Дойче Граммофону», который своей профессиональной поддержкой сделал этот карьерный взлёт ещё более стремительным.

Говоря о любимых ариях, вошедших в альбом «Verdi», Нетребко отметила основные сложности своей работы с новым репертуаром, главной из которых является особое требование вердиевских тесситур, предъявляемое к эластичности вокала, то есть к способности голоса точно и аккуратно «перескакивать» через октавы. Певица искренне и самокритично призналась, что над многими вещами, вошедшим в альбом, еще предстоит серьёзная работа, а партия Елизаветы из «Дона Карлоса» до сих пор кажется ей неподъёмной для сценического исполнения. К любимым была отнесена партия леди Макбет, в которой Нетребко дебютирует в Мюнхене в будущем сезоне. На вопрос о своём участии в новой постановке «Трубадура» на Зальцбургском фестивале 2014 года певица отвечать отказалась, сославшись на конфиденциальность договоренностей с интендантом фестиваля Александром Перейрой.

Кроме вопросов об искусстве, примадонне пришлось отвечать и на провокационные вопросы о личной жизни, которые певица весьма легко парировала. После официальной части мероприятия во время фуршета, на котором Нетребко появилась на несколько минут, чтобы сфотографироваться с гостями и ответить на вопросы, оставшиеся за рамками модерируемой пресс-конференции, мне удалось расспросить певицу о том, о чём она никогда не говорит в своих интервью.

— Анна Юрьевна, Вы представляете русскую культуру за рубежом, и для многих слушателей и зрителей, для многих Ваших коллег Вы - воплощение этой культуры, - что накладывает определенную ответственность за то, что происходит сегодня в России. Вам часто задают вопросы о политической ситуации в нашей стране?

— Никогда не задают.

— А у Вас есть личное мнение на этот счёт?

— Я сама стараюсь быть подальше от политики, потому что политика – это палка о двух концах. Ты никогда не можешь быть точно уверенным в том, как отразится на тебе и на твоих планах то или иное твоё высказывание. Как россиянка я хочу, чтобы в нашей стране всё было хорошо.

— По-вашему, ситуация в России сегодня улучшается или ухудшается? Какие Ваши ощущения?

— Не знаю. Я недостаточно хорошо владею информацией на эту тему, чтобы давать общие оценки. Я музыкант и должна делать для своей страны то, что я умею делать лучше всего. Думаю, если я буду хорошо делать своё дело, то и моей стране от этого будет лучше.

— Мы когда-нибудь сможем услышать Вас в Большом театре?

— После того, что там произошло, думаю, вряд ли.

— Но переговоры или хотя бы разговоры о такой перспективе ведутся?

— Нет. Во всяком случае, я не в курсе.

— Большое спасибо.

— Угощайтесь тортом!..

Торт действительно оказался вкусным, лёгким и нежным, но даже он не смог приглушить моё стремление к «вредной» объективности, когда я приступил к прослушиванию нового альбома.

Справедливости ради, замечу, что после того как тремя днями позже мне удалось послушать Нетребко живьём в «Жанне Д'Арк», мой критический настрой намного поугас: несмотря на шаткие верха и неровные фиоритуры экспрессия артистической самоотдачи, с которой певица прожила эту большую горлодёрную партию, поставила выступление Нетребко за рамки чисто технического разбора (хотя огрехи звуковедения в пассажах, требующих шелковистой подвижности голоса, местами были весьма существенными). И даже при том, что к стилистике исполнения также остались вопросы, тот эмоциональный драйв, тот художественный надрыв, который прозвучал во время концертного представления, оправдал и с лихвой «окупил» все вокальные помарки. И вот именно этого драйва, к сожалению, нет в новом альбоме. Возможно, Анна Нетребко – та звезда, которая воспламеняется только от соприкосновения с живой энергией живой аудитории, и даже более чистые в техническом плане студийные записи не могут передать этого волшебного взаимодействия певицы с залом. Как бы то ни было, но уже в первый день релиза альбом «Verdi» занял первое место по количеству продаж в российском iTunes, и этот факт намного красноречивее любых критических разборов и замечаний.

2. Нетребко д’Арк

В Зальцбурге состоялся очередной вердиевский дебют Анны Нетребко.

«Жанна д'Арк» Верди – опера фееричная. Несмотря на трагический сюжет, зажигательные «ритмы» пронизывают самые драматические страницы этой партитуры, а лирические и психоделические эпизоды напоминают жутчайшие сцены сумасшествий из опер Доницетти. Однако, главное, на мой взгляд, её достоинство, перекрывающее драматургические «ляпы» либретто с его навязчивой идеей таланта как проклятия и отказа от счастья как искупления, – она безумно интересна, с точки зрения вокала: петь здесь нужно много и по-всякому. От бронебойных спинтовых «наскоков» до пианиссимо паутиновой хрупкости. Словом, настоящий Верди. Не такой гениальный, как в «Травиате» и «Риголетто», но всё же ошеломляющий и вызывающий непроизвольный восторг. По этой ли причине интендант Зальцбургского фестиваля включил это малоизвестное произведение в программу, неизвестно, но состав исполнителей был подобран безупречный.

Как отметила Анна Нетребко, дебютировавшая в заглавной партии, она сначала согласилась, а потом уже начала думать, как это всё спеть: партия Жанны (Джованны) изобилует динамическими извержениями, сочетающимися с изысканной красоты лирическими пиано, фиоритурными кучерявостями и заоблачными верхними нотами, с которыми у Нетребко всегда были свои, особенные, отношения. После озвученных на публике фрагментов из «Макбета» было понятно, что с резкими форте певица справится, но то, что она сделает это настолько блестяще, боюсь, мало кто ожидал. Нетребко сделала партию Жанны не просто мощно, с большим запасом, но и с какой-то агрессивной яркостью, с вызовом, с безоглядной самоотдачей. Это подкупало настолько, что несколько пережатые неровные верха и другие упомянутые выше недостатки, а также один ощутимый съезд с тона в последнем дуэте уже не играли существенной роли, к тому же фиоритурные переходы финальной сцены, в которой умирающая Жанна устремляется к солнцу, отличались исключительным изяществом.

Своего рода открытием для меня стал в этот раз тенор Франческо Мели, исполнивший партию Карла и буквально утопивший немаленький зал Фельзенрайтшуле в своём необъятном голосе. Чуть жестковатое звуковедение и металлический отлив тембра немного мешали эстетической безупречности исполнения, но если уж совсем откровенно придираться, то лишь к тому, что подача звука была слишком размашистой, слишком щедрой, слишком «на вынос». Драматически же образ был сделан превосходно, несмотря на концертный формат мероприятия.

Впрочем, с Пласидо Доминго в драматическом насыщении оперной партии тягаться сложно до сих пор. Если в исполнении первой арии Джакомо слышится возрастная потёртость, то в «Ecco il luogo…» из II акта интонационные акценты, темпераментная фразировка в сочетании с высочайшей культурой звуковедения заставили зал взорваться продолжительной овацией.

Основному ансамблю солистов полностью соответствовал хор Венской филармонии, виртуозно справившийся не только с технически заковыристыми аллегро и вычурным буйством темповой мозаики, но и с галлюциногенными вкраплениями в молитве Жанны и в сцене коронации.

Совершенно восхитил меня оркестр Мюнхенского радио под управлением Паоло Кариньяни: обилие динамических перепадов в этой партитуре Верди зашкаливает, а справиться со всеми темповыми головоломками, не растеряв певцов, - задача весьма нетривиальная, но баварцы справляются с ней превосходно. Остаётся только надеяться, что в самое ближайшее время будет выпущена запись одного из трёх представлений этой оперы, прошедшей в Зальцбурге в концертном исполнении.

Фото: © 2013 Getty Images

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Зальцбургский фестиваль

Театры и фестивали

Анна Нетребко

Персоналии

Жанна д’Арк

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ