Александр Цымбалюк в Большом театре

Александр Цымбалюк в Большом театре
Оперный обозреватель

Наконец случилось то, что давно должно было быть! Выдающийся бас Александр Цымбалюк спел на сцене Большого партию Бориса. Я давно ждал этого события. Да, это, конечно, событие. В наши дни, когда по всему миру ощущается недостаток настоящих басов (именно их, а не баритонов, которые выдают себя за басов), появление замечательного певца-баса из Одессы особенно важно.

Цымбалюк уже несколько лет поёт в Гамбургской и Мюнхенской операх, в «Ла Скала» и других оперных столицах. И вот, 2-го октября он спел на сцене Большого театра коронную басовую партию в опере Мусоргского «Борис Годунов».

У певца красивый тембр голоса, изумительное легато и очень хорошая и отчётливая артикуляция. Всё это сочетается с прекрасной сценической игрой, пониманием замысла композитора и умением его воплотить.

Первая же сцена – выход царя Бориса к народу (после многодневных его уговоров боярами на царство): и мы чувствуем, что это еще не тот Борис, который явится нам позже. Он как бы нерешительный… Цимбалюк превосходно передает настроение героя. Поёт очень компактным звуком который просто льётся, все слова пропеваются, неспетых нот нет. Это вообще характерно для певцов с хорошо поставленным голосом. За последние годы, как правило, слушать басов и не понимать о чём поёт главный герой – стало обычным делом. Но когда на сцене Цымбалюк, все слова ясны и доступны широкой публике, это очень важно для понимания действия и создания образа.

Певец очень искусно менял интонации своего бархатного голоса, и когда он пропел (обычно говорят скороговоркой), обращаясь к сыну: «Фёдор, повинуйся!», это звучало именно так, как должен сказать царь. Публика даже вздрогнула. Вся сцена с детьми была пропета мягко и по-отечески заботливо, но при появлении бояр, и особенно Шуйского, всё меняется – более жесткий звук, движения решительны, а жесты прямолинейнее. Модуляции голоса меняются в зависимости от музыки. Певец не только слышит музыку, он её слушает, находясь как бы внутри оркестра. Он – часть этого исполнения. Дирижёр В. Синайский мягко и органично ведёт партитуру, у него оркестр «дышит», и также «дышит» певец.

Два основных эпизода в роли Бориса Годунова: сцены галлюцинаций и смерти. Обе певец провел впечатляюще. В сцене галлюцинаций Цымбалюк мастерски подготовил зрителей к финалу этой картины: в начале, спокойный и рассудительный, он постепенно нагнетал атмосферу, но очень медленно и даже вёл себя немного заторможено (маленькое рубато). Но в тот самый момент, когда ему «видится лик убиенного мальчика», галлюцинации достигают какого-то невероятного накала. «Чур» - это вопль больного человека. А слова «Мальчики кровавые», ставшие уже каким-то стандартом, Цымбалюк произнес как бы немного заикаясь – чуть-чуть, а производит страшное и ошеломляющее впечатление. Артистически всё было сделано филигранно. А как он упал! Очень точно, в момент завершения музыкальной фразы! Впечатляет, как Цымбалюк всегда отталкивается от музыки и следует за ней. Хотелось воскликнуть: «Верю!»

Очень хорошо проработана концепция всего образа Бориса. В Сцене смерти существуют вековые традиционные наслоения, которые как путы закрывают исполнителям их личные возможности. Но у Цымбалюка своё видение. Я следил за его поведением и поступками, когда старец пел про чудеса – с одной стороны спокойный рассказ, а с другой волнение и страх царя, которого стали душить фобии, и он стал метаться на небольшом пятачке около трона. Всё было сделано и сыграно артистом безупречно, и в конце концов, этот страх и ужас привели его к смерти. И нависла пауза в оркестре и на сцене – большая заслуга дирижёра.

Подводя итог, скажу - Цымбалюк выступил выше всяких похвал. Быть может одно пожелание - чуть теплее сделать образ, человечнее. Но это субъективно. Наконец на сцене Большого театра был подлинный Борис Годунов. Большинство других исполнителей спектакля оказались на уровне: В. Таращенко (Шуйский), Е. Новак (Федор), Е. Манистина (Марина Мнишек), П. Мигунов (Пимен).

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Большой театр

Театры и фестивали

Василий Синайский

Персоналии

Борис Годунов

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ