Восхитительно со всех точек зрения!

«Безумный на острове Сан-Доминго» в рамках Bergamo Musica Festival

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

В день, когда автору этих строк привелось... нет, посчастливилось в очередной раз отправиться в очень красивый и совершенно особый город Бергамо, перед театром Доницетти раскинули свои палатки сотни продавцов всякой всячины со всего мира. Конечно, в основном, торговали съестным, хотя хватало и сувениров. Не желая никого обидеть, скажу, что соблазнительные запахи привлекали гуляющую публику куда больше, чем то, что происходило в красивом зале театра Доницетти. Но именно «гастрономическая» тема того воскресенья подсказала автору эпитет, как нельзя лучше подходящий к спектаклю. Восхитительный! Воистину восхитительная опера Доницетти, к сожалению, известная в основном только знатокам творчества великого уроженца Бергамо, восхитительное либретто Якопо Ферретти (автора россиниевской «Золушки»), восхитительный спектакль и восхитительные певцы. Словом, нечто похожее на поднос с пирожными, выставленными в витрине дорогой кондитерской, которую посещает состоятельная и рафинированная публика.

1/6

«Безумный на острове Сан-Доминго» — сочинение 1833 года, впервые увидевшее свет рампы в римском театре Валле. Ферретти почерпнул идею из «Дон Кихота» Сервантеса. В первом томе знаменитого романа рассказывается история Карденио и Люсинды, от которой и ведут свое происхождение анонимная пьеса «Безумный на острове Сан-Доминго» (1820) и одноименная опера Доницетти. Само собой разумеется, что история совершенно невероятна, как само собой разумеется и то, что мелодраме здравый смысл часто и вовсе противопоказан. Опера Доницетти принадлежит к жанру semi seria, полусерьезному, весьма своебразному явлению музыкального театра первой половины девятнадцатого века (из той же «оперы» «Сорока-воровка» Россини и «Линда де Шамуни» Доницетти), в котором объединяются патетические и комические элементы.

Испанский дворянин Карденио, потерявший разум из-за измены любимой жены Элеоноры, небритый и неряшливо одетый, бродит по острову Сан-Доминго, наводя немалый страх на колонов, среди которых Бартоломео и его дочь Марчелла. Особенно попадает от безумца чернокожему слуге Кайдаме: он на своей шкуре не раз попробовал силу тумаков Карденио. Добрая Марчелла испытывает сострадание к Карденио и наполняет для него корзину съестными припасами. Корабль, на котором находится раскаявшаяся супруга Карденио, Элеонора, терпит крушение вблизи Сан-Доминго. К острову причаливает и корабль с Фернандо, младшим братом Карденио, разыскивающим брата. Элеонора пугается при виде негра Кайдамы, но успокаивается, когда Бартоломео и Марчелла дают ей приют в своей хижине.

Карденио рассказывает Бартоломео свою историю. Сын богатого испанского купца, он влюбился в богатую португальскую девушку. Семья девушки потеряла все, что имела, вследствие кораблекрушения. Отец Карденио не дал согласие на их брак, и молодые люди поженились тайно. Отец Карденио проклял сына и вскоре умер. Карденио же застал молодую жену с любовником. Чувство вины перед отцом было так сильно, что разум изменил ему, и он нашел убежище на острове Сан-Доминго.

При рассказе Карденио присутствуют, невидимые, Элеонора и Марчелла. Появляется и Фернандо. Он обнимает брата и надеется на его выздоровление. Карденио, кажется, возвращается в нормальное состояние, но когда вышедшая из своего укрытия Элеонора просит у него прощения, он снова впадает в безумие и скрывается. Элеонора падает в обморок.

Карденио вновь блуждает по острову. Он даже пытается убить Элеонору. К счастью, именно в этот момент прибывает Фернандо. Карденио бросается со скалы в море. Но попытка самоубийства приводит Карденио к прояснению сознания. Эту счастливую весть приносит Фернандо. Тем временем Бартоломео вручает Кайдаме два пистолета для передачи надсмотрщику рабов.

Карденио появляется хорошо одетый и выбритый и ведет себя в соответствии с принятыми правилами. Он все еще любит Элеонору. Но, видя Кайдаму, в руках у которого два пистолета, что дал ему Бартоломео, задумывает план двойного самоубийства. Фернандо хочет, чтобы Карденио простил Элеонору, но измена жены вызывает у того слишком острое страдание. Карденио предлагает Элеоноре добровольную смерть. Раскаявшаяся супруга соглашается, и оба уже готовы нажать на курок, когда появляются Фернандо с Бартоломео, а также моряки и колоны.

У Карденио отбирают пистолет, но у Элеоноры отобрать его не удается: она хочет умереть и таким образом заслужить прощение мужа. Наконец-то Карденио убеждается в искренности ее раскаяния и от всего сердца прощает жену.

Чтобы вернуть на сцену «Безумного на острове Сан-Доминго» (которого в Бергамо не видели с 1998 года), заключили между собой союз аж шесть театров. Помимо театра Доницетти в Бергамо, это театры Савоны, Пьяченцы, Модены, Ровиго и Равенны. Спектакль родился из неосуществленного при жизни проекта Эмануэле (Леле) Луццати, знаменитого сценографа и иллюстратора из Лигурии, которому в Генуе посвящен музей. Рождение спектакля – почти сказка. Некогда сделанный набросок – тогда руки не дошли – затерялся где-то «на чердаке»... тем временем Луццати покинул этот мир. И вот его ассистент Микеле Ольчезе воплощает в жизнь идею Мастера. На сцене бергамасского театра предстает чудо. Самый фантастический и зеленый, самый таинственный и гостеприимный остров. Самое заманчивое и сулящее счастье, самое голубое море. Разодетые в самые разноцветные и радостные одежды персонажи: автор костюмов многолетняя сотрудница Луццати Сантуцца Кали.

Франческо Эспозито ставит спектакль блестящий и динамичный, подчеркивая комический элемент оперы Доницетти, но не пренебрегая трогательностью и возвышенностью. Его театр зримый и чуть наивный, в нем чувствуется родственная связь в театром барокко. Когда на сцене необходимо показать дождь, из-под колосников услужливо спускаются лейки. Обезумевший от любви и печали Карденио проводит время, пуская разноцветные стрелы в многочисленные портреты Элеоноры. Карденио и Кайдамà то дерутся, то милуются, а кончается все тем, что сын испанского купца с любовью держит слугу-негра на коленках, а тот не перестаает дрожать от страха! Появление Элеоноры обставлено наподобие шикарного выхода примадонны.

Кристиан Сенн - Карденио, чилийский баритон, ныне проживающий в Италии, похоже, ничем не уступил гораздо более именитому Симоне Альбергини, выступавшему в первом составе. Роль Карденио, в свое время написанная для молодого Джорджо Ронкони, которому через девять лет после премьеры «Безумного» предстояло стать первым Набукко, представляет широкие возможности для баритона. Сенн отличается приятной и благородной наружностью и пленяет несомненным актерским даром. К прочим его достоинствам относится чувство меры: изображая потерявшего рассудок Карденио, Сенн нигде не «пережимает», держа публику в неослабном внимании и вызывая искреннюю симпатию к своему персонажу. У чилийского певца звучный баритон красивого тембра и крепкая вокальная техника.

Паола Чинья с честью справляется с нелегкой партией неверной жены Карденио Элеоноры. Ее приятное сопрано не отличается большим объемом, зато певица может похвалиться высокой вокальной культурой. Ложкой дегтя в бочке меда оказывается только сверхвысокая нота в финале.

В любимцы публики попадает молодой китайский тенор Лу Юань, симпатичнейший обладатель светлого, звонкого и превосходно летящего в зал tenore di grazia. У кого-то артист, почти мальчишка, вызовет улыбку: стиль belcanto ему покоряется, но кто знает, сколько еще придется работать над дикцией! Вместо «с» из его рта вылетает нечто весьма близкое к «ф», совсем как у героини популярной в Италии оперетты «У «Белой лошадки», в чьих устах название города Сассари превращается в «Фаффари». Публика немало потешается, но воздает должное красоте голоса, вокальному мастерству и симпатичности молодого певца.

Чудесным Кайдамой предстает Федерико Лонги. На итальянской сцене, слава Богу, много превосходных представителей амплуа basso buffo, и Лонги один из них. Это превосходный артист, этакий живчик, любящий потешиться на сцене и потешить публику, как не восхищаться им? И голос его превосходен, звучный и прозрачный. И превосходны подача слова и дикция.

Марианна Винчи - Марчелла и Леонардо Галеацци - Бартоломео со вкусом играют свои роли и демонстрируют безупречное владение доницеттиевским стилем.

Партитура «Безумного» принадлежит к лучшим созданиям Доницетти и изобилует красивейшими и блестящими страницами. Джованни Ди Стефано с достоинством справляется с нелегкой задачей, подставляя надежное плечо певцам и находя должное равновесие между возвышенным пафосом и блестящим комизмом.

По выходе из театра остается только повторить слово «восхитительно» и позавидовать меломанам Савоны, Пьяченцы, Модены, Ровиго и Равенны, у которых наслаждение доницеттиевскими красотами еще впереди.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Гаэтано Доницетти

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ