Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Золотой юбилей Образцовой. Вновь конкурс «Санкт-Петербург». Оперы в концертном исполнении в Перми. Самарский цирюльник. Итоги «Большой оперы». Кончина Ермека Серкебаева. 50-летие Баварской Оперы. Пожар в Опере Чили.

Золотой юбилей Образцовой

В декабре нынешнего года исполняется 50 лет творческой деятельности выдающейся русской певицы Елены Образцовой. В честь этого события в двух родных городах певицы – Санкт-Петербурге, где она родилась и училась, - и в Москве, с которой связаны главные вехи ее творческой биографии – пройдут торжественные Гала-концерты.

21 декабря в 17.00 чествование певицы состоится в зале Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина (бывшее здание Синода), 26 декабря в 19.00 – на исторической сцене Большого театра России. Именно здесь, на сцене Большого театра России 17 декабря 1963 года состоялся триумфальный дебют Елены Образцовой в партии Марины Мнишек («Борис Годунов»). В том же году она, будучи студенткой третьего курса Ленинградской консерватории, была зачислена в труппу Большого театра.

В торжественном Гала-концерте в Санкт-Петербурге великую русскую певицу поздравят знаменитые деятели искусства и культуры – виолончелист Борислав Струлев, известные итальянские певцы Вальтер Фраккаро и Карло Коломбара, прима-балерина Большого театра Евгения Образцова, солист Большого театра, заслуженный артист Украины, лауреат Международного конкурса имени П.И.Чайковского Александр Цымбалюк, солистка Мариинского театра Ольга Пудова, обладательница Национальной музыкальной премии «Овация» и титула «Лучший голос России» Ольга Кормухина, «золотая арфа России» Софья Кипрская, Мужской хор «Александр Невский» и Хор духовенства Санкт-Петербургской Митрополии. В концерте прозвучат музыкальные приветствия от Михайловского и Мариинского театров.

Среди участников гала-концерта – молодые исполнители, лауреаты премии Фонда Образцовой Дуся Малевская, Юрий Юшкевич, Анна Эль-Хашем, Евгения Ширинянц, Оксана Зубко, лауреаты Первых премий Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой Григорий Чернецов и Элеонор Лайонс (Австралия). Ведущий концерта – народный артист РФ Николай Буров, режиссер – народный артист РФ Роман Виктюк.

В Большом театре России чествовать Елену Образцову соберется целое созвездие оперных певцов разных поколений – Маквала Касрашвили, Бруно Пратико, Динара Алиева, Хибла Герзмава, Дмитрий Корчак, Вероника Джиоева, Максим Аксенов, Юлия Лежнева, Ольга Пудова, Роман Бурденко, Василий Ладюк, Максим Миронов, Элеонор Лайонс, Евгения Ширинянц.

Поздравление Елене Образцовой прозвучит от пианиста Дениса Мацуева, Московского камерного хора Владимира Минина, вокального ансамбля «Ковчег» (Углич). В концерте принимает участие Симфонический оркестр Большого театра России, дирижер – Павел Клиничев. Концерт ведет Святослав Бэлза. Режиссер программы – Дмитрий Бертман.

Вновь конкурс «Санкт-Петербург»

23 ноября 2013 года в Малом зале им. А. К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории состоялось торжественное открытие VI Международного конкурса оперных певцов "Санкт-Петербург".

На гала-концерте выступили лауреаты прошлых лет, члены жюри и президент конкурса, председатель жюри - почётный гражданин Санкт-Петербурга, народная артистка СССР, профессор Ирина Богачёва - выдающаяся певица, уже несколько десятилетий выступающая на крупнейших мировых сценах. В этот вечер на сцену вышли: Скот Вейр, Сергей Лейферкус, Екатерина Гончарова, Игорь Цуркан, Александр Стрюк, Станислав Леонтьев, Александра Максимова и другие.

Конкурс "Санкт-Петербург" - одно из самых значительных культурных событий в северной столице. Он проводится уже в шестой раз, и с каждым годом привлекает всё большее внимание среди молодых музыкантов, стремящихся выйти на большую сцену. В этом году ожидается участие 150 певцов из разных стран мира. Представительное интернациональное жюри, состоящее из признанных во всём мире мастеров вокала, даёт молодёжи возможность заявить о себе и быть впоследствии ангажированными в лучшие оперные театры мира. Учредителями конкурса являются Министерство культуры Российской Федерации, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд Ирины Богачёвой "Арт-Петербург". Творческая база конкурса - Санкт-Петербургская консерватория, старейший музыкальный вуз, с которого собственно и началась история профессионального музыкального образования в России.

Президент конкурса и председатель жюри - почётный гражданин Санкт-Петербурга, народная артистка СССР, профессор Ирина Богачёва. Именно она и стала инициатором проведения этого вокального марафона в городе на Неве. В жюри конкурса: Тито Капобьянко (США) - крупнейший оперный режиссёр, Сергей Лейферкус (Россия) - народный артист России, выдающийся певец, завоевавший все оперные сцены мира, Галина Писаренко - оперная и камерная певица, народная артистка России, профессор Московской государственной консерватории, Дайана Зола (США) - сопрано, директор молодёжной программы Гранд Оперы в Хьюстоне, Скот Вейр (Великобритания) - тенор, утончённый исполнитель оперной и камерной музыки, Кристина Шеппельман (США) - артистический директор Национальной оперы (Вашингтон).

Среди лауреатов конкурса, с успехом выступающих на лучших сценах мира, замечательные молодые певцы: Роман Бурденко, Екатерина Лехина, Альбина Шагимуратова, Надежда Кучер, Мария Литке и другие. Своеобразие конкурса заключено в его ориентированности на петербургскую музыкальную культуру. В первом туре обязательным является романс на стихи петербургского поэта, причём специальный приз будет присвоен за лучшее исполнение романса на стихи Пушкина. Во втором туре необходимо исполнить вокальную миниатюру петербургского композитора, а в финальном испытании - оперную арию композитора, творившего на берегах Невы. В рамках конкурсной программы состоятся открытые уроки и мастер-классы членов жюри конкурса. Конкурс даёт молодым певцам своеобразную путевку в жизнь, благодаря присутствию на нем менеджеров и директоров театров, как российских, так и зарубежных.

Оперы в концертном варианте в Перми

В декабре Пермский театр оперы и балета начинает новый проект — серию концертных исполнений известных опер, поставить которые на пермской сцене сложно в настоящих технических условиях. Благодаря проекту зрители услышат в живом исполнении лучшие образцы мирового оперного искусства. Первыми на сцене театра в концертном исполнении прозвучат опера «Летучий голландец» Рихарда Вагнера (17 декабря) и оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь» (29 декабря).

Год Вагнера в Перми завершат «Летучим голландцем». Партию Голландца исполнит солист оперной труппы Мариинского театра бас Вадим Кравец — эта роль является визитной карточкой исполнителя. В партии Даланда выступит бас Гарри Агаджанян, прошлогодний номинант на «Золотую Маску». Партию Сенты исполнит сопрано Лариса Келль. В партии Рулевого — тенор Борис Рудак. Дирижер — Томас Зандерлинг, сотрудничавший с такими оркестрами, как Венский филармонический, Королевский симфонический оркестр Стокгольма, Национальный оркестр США, симфонические оркестры Ванкувера, Хельсинки, Осло и Балтимора, Лондонский симфонический оркестр, оркестры Баварского и Берлинского радио и другие. С 2002 года является главным приглашенным дирижером Новосибирского академического симфонического оркестра.

Под Новый год на сцене театра будет исполнено одно из самых блестящих произведений Иоганна Штрауса — «Летучая мышь» — классический образец жанра венской оперетты. Премьера «Летучей мыши» состоялась в Вене 139 лет назад — и по сей день это произведение неизменно присутствует в репертуаре многих оперных театров мира, пользуясь популярностью самой широкой аудитории. Благодаря чарующей музыке «короля вальсов» на сцене Пермского театра будет воссоздана атмосфера венского новогоднего бала.

Главные партии исполнят Алексей Светов (Генрих фон Айзенштайн), Айсулу Хасанова (Розалинда), Надежда Павлова (Адель), Элени Стамеллу (Ида), Наталья Буклага (Князь Орловский), Артем Голубев (Альфред), Александр Егоров (Доктор Фальк), Павел Никитченко (Доктор Фальк), Данис Хузин (Доктор Блинд), Олег Иванов (Франк). Дирижер — Валентин Урюпин.

Самарский цирюльник

В Самарском театре оперы и балета вернулась на сцену опера Россини «Севильский цирюльник», не ставившаяся там с 1976 года. Премьерные показы состоялись 21 и 22 ноября. Поставил спектакль лауреат премии «Золотая Маска», главный режиссер Большого театра оперы и балета Белоруссии Михаил Панджавидзе. Дирижер-постановщик - главный дирижер и художественный руководитель Самарского театра Александр Анисимов. Над спектаклем работали художник-постановщик Александр Костюченко и художник по костюмам Элеонора Григорук из Минска, с которыми уже сотрудничал Панджавидзе.

Роль Фигаро исполнил солист театра «Геликон-опера» Константин Бржинский, роль графа Альмавивы - Дмитрий Трунов из «Новой Оперы», партию Розины - Надежда Бабинцева из Екатеринбургского театра оперы и балета, партию Базилио - солист Пермской оперы Владимир Тайсаев.

Итоги «Большой оперы»

В эфире канала «Россия-К» прошла заключительная программа телепроекта «Большая опера». Участники конкурса выдержали восемь туров. И путь этот был увенчан не только лаврами, но и шипами критики членов жюри. По сути, все вокалисты стали победителями этого уникального шоу. Однако по правилам – звание лучшего голоса «Большой оперы» может носить лишь один – самый достойный.

Жюри сделало свой выбор! Под золотым дождем с драгоценной статуэткой-арфой в руках – победитель проекта телеканала «Россия-К» – контртенор Владимир Магомадов. «В первую очередь, это очень приятно, – говорит Владимир Магомадов. – Это говорит о том, что не зря старался, не зря занимался».

Получить гран-при из рук оперной примы, председателя жюри – Тамары Синявской – дорого стоит. Но еще дороже – ее прощальное напутствие. «Что такое контртенор знают только музыканты, – отмечает Тамара Синявская. – И я благодарна телеканалу “Россия-К”, что просветил зрителей».

Специальным призом от спонсора «Большой оперы» – банка «Ренессанс Кредит» – за сногсшибательные перевоплощения в каждой программе была отмечена Дарья Терехова. «Мы рады, что телеканал «Россия-К» проводит проекты, подобные «Большой опере» и помогает открывать новые таланты в различных жанрах, – говорит вице-президент банка «Ренессанс Кредит» Елена Логинова. – Нам очень близка концепция мероприятия. Потому что такие проекты позволяют не только открыть новые таланты для зрителей, но и дают им возможность сделать первые шаги в своей карьере».

Еще одна победа – у Екатерины Арну. Рекордсменка смс-голосования – она трижды становилась зрительской фавориткой – вокалистка уверена: на этом шоу нет проигравших. «Многие воспринимают это, как данность, – говорит Екатерина Арну. – Я это воспринимаю, как провидение свыше – что мне дали такую возможность спеть в прайм-тайм на канале «Россия-К», так не каждому везет».

«Для меня это большой опыт, – признается участник проекта Павел Червинский. – Это работа с интересными людьми, с оркестром, интересно все на самом деле было. И поэтому я очень доволен этим проектом и считаю, что он для многих удался, да для всех. Потому что такой опыт – это многого стоит».

Шанс проявить себя и показать высший класс оперного мастерства был у каждого из них. Наши конкурсанты получили любовь телевизионной аудитории, советы и напутствия признанных метров.

«Конкурс замечательный, ребятишки замечательные, очень выросли», – отмечает член жюри проекта Елена Образцова. «Это наше будущее, музыкальное будущее, будущее страны», – считает член жюри проекта Фабио Мастранжело. «Браво! Успеха! Удачи!», – желается участникам проекта Людмила Максакова. «Дорогие коллеги! Спасибо вам!», – говорит член жюри проекта Дмитрий Вдовин. Теперь к судьбе участников «Большой оперы» будут прикованы тысячи глаз.

«Это уже проверено, что победа в «Большой опере» дает очень широкий резонанс, очень востребованность большую, – говорит ведущая проекта Алла Сигалова. – Я вижу, проезжая по Москве, имена тут и там наших победителей и участников «Большой оперы», так что не обязательно быть победителем, чтобы быть востребованным. Самое главное – чтобы тебя полюбили зрители, и конечно, продюсеры».

Кончина Ермека Серкебаева

Выдающийся оперный певец Казахстана Ермек Серкебаев ушел из жизни в возрасте 87 лет. Об этом сообщила племянница артиста Жамиля Серкебаева. По ее словам, Ермек Серкебаев умер после продолжительной болезни. Панихида по усопшему состоялась 18 ноября 2013 года в Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая.

Артист родился 4 июля 1926 года. Ермек Серкебаев получил звания народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, а также стал Лауреатом госпремии Казахской ССР. В 1941-1943 годах будущий оперный певец учился в Алма-Атинском музыкальном училище по классу скрипки, в 1951 году окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу пения. С 1947 года Ермек Серкебаев трудился солистом Казахского театра оперы и балета в Алматы. За время своей творческой деятельности он исполнил главные партии в классических русских и зарубежных, а также в советских операх, в том числе Абая в опере "Абай" Жубанова и Хамиди. Отличился Ермек Серкебаев и выступлением в роли Фигаро в опере "Севильский цирюльник" Россини.

50-летие Баварской Оперы

17 ноября, в Мюнхене отметили 50-летие со дня открытия восстановленного после Второй мировой войны здания Баварской государственной оперы. Гостям торжества представили постановку оперы Рихарда Штрауса "Женщина без тени".

Здание оперы было возведено в 1810-1818 годах в стиле классицизма. Во время бомбардировок Мюнхена авиацией союзников по антигитлеровской коалиции в ночь с 3 на 4 октября 1943 года оно было практически полностью разрушено.

В послевоенные годы в баварской столице планировали последовать примеру других крупных городов Германии вроде Кельна и Франкфурта-на-Майне, в которых было решено вместо реконструкции старых оперных театров построить новые здания по проектам в функциональном стиле. Однако в Мюнхене эти планы вызвали протесты со стороны общественности, помешавшей окончательному сносу оперных руин.

К восстановлению здания, занявшему около пяти лет, приступили в 1958 году. Этому предшествовали многочисленные акции по сбору средств, начатые Обществом друзей национального театра в 1952 году. Его члены отвергали идею возведения в городе современной "обувной коробки" для оперы, настаивая на восстановлении "настоящего" храма искусств. Обществу удалось собрать около 10 процентов от требовавшихся 67,7 миллиона марок.

Театр в Мюнхене принадлежит к числу старейших опер в немецкоязычных странах и входит в число важнейших оперных театров Европы. Он был основан в 1657 году и несколько раз менял свой адрес. Начиная с этого сезона, официально открывающегося 21 ноября, должность музыкального директора Баварской государственной оперы занимает российский дирижер Кирилл Петренко.

Пожар в Опере Чили

Пожар произошел в Муниципальном театре Сантьяго — главном чилийском театре оперы, балета и классической музыки, огонь уничтожил второй и третий этажи, где расположены мастерские и балетные классы, пострадавших нет, сообщили представители театра в эфире латиноамериканских телеканалов.

Пожар начался на втором и третьем этажах здания в понедельник 18 ноября. Сразу же после объявления пожарной тревоги была проведена эвакуация здания. В ликвидации пожара принимали участие 14 пожарных расчетов.

Через три часа пожар был ликвидирован. По предварительным данным, вся внутренняя структура на втором и третьем этаже уничтожена, при этом сцена, зрительный зал и прилегающие помещения не пострадали. Тем не менее, точные данные о материальном ущербе предстоит установить экспертам. Во время пожара прилегающие к театру улицы были перекрыты, что привело к большим заторам.

О возможных причинах возгорания пока не сообщаются, однако представители муниципалитета Сантьяго уже заявили, что система пожарной сигнализации в здании работала со сбоями. В Муниципальном театре Сантьяго на постоянной основе работают около 400 человек. Он был открыт в 1857 году и считается главным культурным центром страны.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ