Найти свою партитуру

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Прогулка по зарубежному оперному каталогу издательства «П. Юргенсон»

Композиторы пишут оперы. Музыкальные издательства выпускают их клавиры и партитуры. Оперные театры, вооружившись нотными первоисточниками, ставят оперы на своих сценах. Так было всегда – так будет и впредь. Эти три звена в мировом оперном производстве обойти никак нельзя. На страницах нашего интернет-журнала мы обычно ведем разговор о первом («что?) и третьем («как?») звеньях одной цепи. Оно и понятно, ведь клавиры и партитуры – это та не лежащая на поверхности музыкально-оперной жизни субстанция, которая представляет практический интерес именно для театров, дирижеров и певцов. И сегодня крупнейшим отечественным игроком на поле нотного издательства, который потенциально может удовлетворить этот интерес, является издательство «П. Юргенсон». В его названии возрожден старейший российский музыкальный бренд, который в последнее время окончательно превратился в бренд международного уровня.

Именно издательство «Музыка», став в советское время преемником знаменитой фирмы «П. Юргенсонъ» и пережив тяжелые в экономическом отношении 90-е годы, явилось инициатором этого возрождения. Потеряв твердый знак в конце своего современного написания, сегодня издательство «П. Юргенсон», возникшее в 2004 году, превратилось в одно из подразделений Издательского дома «“Музыка” – “П. Юргенсон” – “Гамма-пресс”». В издательстве «П. Юргенсон» сохраняется непреложная традиция уделять особое внимание изданию русской музыки – произведениям Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, других композиторов, но кроме этого «П. Юргенсон» – еще и крупная книготорговая фирма, являющаяся эксклюзивным поставщиком на отечественный рынок продукции известных немецких издательств «Schott Music», «C.F. Peters», «M.P. Belaieff», итальянского издательства «Casa Ricordi» и венгерского издательства «Editio Musica Budapest». Кроме этого «П. Юргенсон» предлагает в нашей стране продукцию немецкого издательства «Bärenreiter» и некоторых других.

В год 200-летия Вагнера и Верди, который близится к своему завершению, оперное предложение издательства «П. Юргенсон», ориентированное на российского потребителя с привлечением богатейших возможностей сложившегося международного холдинга, предстает особенно впечатляющим, и понятно, что отечественный ассортиментный каталог вовсе не ограничен именами этих двух композиторов. Речь идет о перечне нотных изданий, доступных для приобретения в России и готовых к отправке заказчику уже сейчас. При этом поистине неисчерпаемые возможности поиска нужной партитуры открываются при обращении к каталогам названных выше зарубежных издательств, с которыми у российского издательства «П. Юргенсон» давно налажены тесные партнерские отношения. Иными словами, через издательство «П. Юргенсон» по каталогу одного из перечисленных зарубежных издательств клавиры и партитуры можно заказать непосредственно в России.

Российский перечень зарубежных оперных нотных изданий, предложенный мне для ознакомления коммерческим отделом издательства «П. Юргенсон», поражает, прежде всего обилием клавиров опер – порядка 90 наименований. Перечень же партитур не так обширен: в него вошли избранные опусы Верди («Аида», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Трубадур», «Фальстаф», «Реквием»), Доницетти («Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур»), Моцарта («Дон Жуан», «Волшебная флейта»), а также «Норма» Беллини, «Севильский цирюльник» Россини и «Турандот» Пуччини. Конечно же, этот список весьма избирателен, но следует помнить, что в данном случае он выполняет важную представительскую функцию. В то же время широта спектра оперных клавиров, анонсированных к приобретению покупателями, служит хорошим стимулом для поиска соответствующих партитур в каталогах соответствующих зарубежных музыкальных издательств.

Итальянская опера в категории «клавиры» представлена, прежде всего, продукцией издательства «Casa Ricordi». Из 26-ти (не считая редакций) опер Верди в этом списке я не обнаружил лишь «Битву при Леньяно» и «Силу судьбы», партитура которой, впрочем, присутствует в соответствующей категории. Однако если бы в год Верди вам позарез понадобились эти клавиры, специалисты коммерческого отдела издательства «П. Юргенсон» проконсультировали бы вас как по этому, так и по многим другим вопросам, в том числе, и относительно потенциально разыскиваемых, но не представленных в данный момент оперных партитур других зарубежных композиторов.

В настоящий момент в этом каталоге клавирный Беллини (яркий мелодист, оставивший не столь большое, но такое восхитительное наследие) насчитывает 5 опер (в том числе, такие раритеты, как «Пират» и «Чужестранка»), а поистине необъятный и также неиссякаемый на мелодии Доницетти – 13 (в том числе, такие для отечественной оперной сцены диковинки, как «Дон Себастьян», «Линда ди Шамуни», «Анна Болейн» и «Полиевкт»). 8 клавиров представляют менее плодовитого, но всё же весьма обширного «упоительного» Россини (среди них – такие не менее «экзотические» для нас оперы, как «Вильгельм Телль», «Гермиона», «Осада Коринфа» и «Танкред»). 8 клавиров представляют и малоплодовитого, но всегда точно попадающего в цель Пуччини (среди них – и всё еще не достаточно широко распространенные у нас «Манон Леско», «Девушка с Запада» и «Сестра Анджелика»).

В «джентльменском» оперном наборе клавиров есть также «Джоконда» Понкьелли, «Кармен» Бизе и «Диалоги кармелиток» Пуленка, а «для ассортимента» припасено по опусу Монтеверди, Пёрселла, Глюка, Генделя, Гайдна, Рамо, Монтемецци и Орфа. Наряду с этим клавирный ряд дополняют избранные оперы Моцарта, Чимарозы и Лортцинга. А к 200-летнему юбилею Вагнера издательство «П. Юргенсон» обнародовало и специальное предложение по клавирам и партитурам опер Вагнера в виде уртекстов (эти издания вышли в издательстве «Schott Music»). Если тетралогию «Кольцо нибелунга» считать за четыре самостоятельные оперы, то в комплекте этого предложения – 10 опер так называемого «байройтского канона» (начиная с «Летучего голландца», представленного двумя редакциями, и заканчивая духовным завещанием композитора – «Парсифалем»).

Приобретение качественно изданной, содержательно достоверной и критически выверенной в сравнении с оригиналом оперной партитуры для постановки на сцене того или иного российского театра – всего лишь первый, хотя и важный этап. Сегодня совершенно очевидно, что для цивилизованного выпуска новой оперной постановки в любом музыкальном театре сразу же встает вопрос об авторском праве, который, если прецедент для этого имеется, в каждом конкретном случае театру необходимо решать с правообладателями. Именно по такому цивилизованному пути давно уже идут ведущие оперные театры в России. И если театр начинается с вешалки, то цивилизованный подход к новой постановке какой-нибудь раритетной для России итальянской, французской или немецкой оперы неизбежно начинается с приобретения на официальных основаниях партитуры и прав на ее исполнение.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ