Забытый театр в сердце Азии

Забытый театр в сердце Азии
Оперный обозреватель

К бриллиантовому юбилею Фарах Пехлеви

Сегодня мы решили отметить необычную юбилейную дату. Героями наших юбилейных репортажей обычно являются музыканты – певцы и дирижёры, чуть реже – режиссёры, работавшие в опере, и лишь иногда прочие знаменитые деятели музыкального театра – импресарио, интенданты и пр. Но сегодня мы хотим вспомнить о персоне, не являвшейся ни первым, ни вторым, ни третьим, но сделавшей немало для развития оперного театра в своей стране. И хотя вследствие кардинальных политических изменений плоды этих усилий уже давно канули в лету, сегодня у нас есть повод вспомнить об интересной и необычной страничке в истории мировой оперы.

Этой осенью исполнилось 75 лет бывшей императрице (шахбану – на языке фарси) Ирана, супруге последнего повелителя 2500-летней персидской монархии Фарах Пехлеви.

Без малого 35 лет августейшая особа живёт за пределами своей родины в изгнании (сначала в Африке и Латинской Америке, а с 1981 года – в США), и давно уже не является героиней светской хроники и объектом пристального внимания журналистов. Но было время – в конце 60-х–70-х гг. – когда шахиня Фарах была весьма популярна, её образ высокообразованной светской красавицы был растиражирован СМИ в глобальном масштабе и хорошо узнаваем.

Азербайджанка из Тебриза Фарах Диба происходила из знатной и культурной семьи, её дед состоял на дипломатической службе при дворе последних Романовых. Девушка получила хорошее образование в Тегеране и Париже, приобретя специальность архитектора. В 1959 году на приёме в иранском посольстве во Франции она была представлена шаху Мохаммеду Реза Пехлеви, к тому времени уже дважды разведённому вследствие того, что его прежние супруги (первая – дочь египетского короля, вторая – немка по происхождению) ни осчастливили монарха рождением наследника. Фарах была на двадцать лет младше будущего мужа и сумела успешно оправдать возлагавшиеся на неё надежды – родила последнему Пехлеви четырёх детей (в том числе двух сыновей), и своей красотой и элегантностью в течение двадцати лет достойно представляла новый образ иранской монархии как внутри страны, так и за рубежом.

Долгое, почти сорокалетнее правление ее супруга весьма противоречиво оценивалось современниками, да и сегодня исследователи далеки от единства во взглядах на эпоху последнего персидского повелителя, закончившуюся крахом древней иранской монархии и установлением исламского теократического режима. Противники Пехлеви немало претензий высказывали и к самой Фарах, считая её символом неуёмной вестернизации страны, образчиком гламура и насаждения западного стиля и образа жизни. Немалая доля справедливости, конечно, есть в этих упреках.

Но в то же время нельзя и не признать выдающуюся роль Фарах в деле культурного просвещения Ирана: императрица принимала активное участие в развитии культуры и искусства своей родины. Благодаря её покровительству было создано множество организаций, способствующих дальнейшему развитию как традиционного, так и современного иранского искусства и в стране, и за её пределами. Фарах убедила шаха в выделении огромных ассигнований для скупки иранских древностей, ранее вывезенных антикварами за границу, что значительно пополнило музеи страны экспонатами национального искусства. Не меньшее внимание императрица уделяла и современному искусству: при её содействии Тегеранский музей современного искусства превратился в крупнейшее собрание Азии.

Велика роль Фарах и в покровительстве исполнительским искусствам. Одним из её любимейших детищ стал оперный театр «Рудаки» - своеобразный символ культурной политики шахской администрации. Опера, балет и симфоническая музыка занимали существенное место в культурно-просветительской деятельности Фарах и её супруга – в Тегеране был создан значительный оазис европейской музыкальной традиции в Азии, качество спектаклей театра «Рудаки» оценивалось мировой критикой весьма высоко, оно достигалось благодаря привлечению высококлассных исполнительских сил со всего мира, чему способствовало в значительной степени щедрое финансирование театра из шахской казны.

Предоставим слово очевидцу тех событий, польской арфистке Лилиане Оссес Адамс, поделившейся своими воспоминаниями на страницах изданной в 1991 году в Вашингтоне книги «Развитие оперного искусства в Иране и деятельность тегеранского театра “Рудаки”».

* * *

Сегодня как следствие исламского политического режима, установившегося в Иране после революции 1978 – 1979 годов, и недоступности для исследований тегеранских архивов, многие фонды которых, связанные с неисламским искусством, возможно, утрачены вовсе, само существование оперного театра в Тегеране кажется совершенно фантастическим и забытым, и почти, если не абсолютно неизвестным внешнему миру и общественности в самом Иране. Между тем, были времена, и сравнительно не так давно, когда этот театр по-настоящему процветал…

В течение шести лет моего пребывания в оркестре Императорского театра оперы и балета в Тегеране я пережила множество незабываемых вечеров – оперный театр «Рудаки» в бытность своего существования давал к этому многочисленные поводы. Я приступила к своим обязанностям в театре «Рудаки» 10 сентября 1972 года. Мой контракт на место первой арфистки был заключён между польским артистическим агентством «Пагарт» и генеральным директором Тегеранской оперы господином Энаятом Резаи и был завершён 18 июня 1978 года. Вскоре, в 1979 году, в Иране произошла исламская революция и Императорская Опера в качестве некоммерческой организации, финансируемой Министерством культуры и искусств, прекратила своё существование, а зал Оперы, известный как «Рудаки-холл» был переименован в «Зал единства» и используется ныне в основном для политических и религиозных собраний.

…26 октября 1967 года в день коронации императрицы Фарах, её супруг шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви преподнёс ей необыкновенный подарок – новый театральный зал «Рудаки», которому на двенадцать лет суждено было стать резиденцией оперной и балетной трупп, а также симфонического оркестра. Императорская Опера получила имя в честь средневекового персидского поэта Абу Абдаллаха Джафара Рудаки – иранско-таджикского Шекспира. Это было первое современное театральное здание, построенное в центре города (позже по инициативе шахини в иранской столице были построены и другие театры). На гала-представлении по случаю открытия театра «Рудаки» были даны две национальные оперы, сюжеты которых были основаны на древних персидских легендах: «Заал и Рудабех» композитора Самира Багчабана в постановке Монира Вакили и «Яшне Дахган» композитора Ахмада Педжмана в постановке Энаята Резаи.

В последующие годы блистательный беломраморный дворец Императорской Оперы «Рудаки», окружённый прекрасным садом с журчащими фонтанами, активно использовался для оперного и балетного искусства, а также для симфонических концертов (постоянным резидентом был Тегеранский симфонический оркестр – и как самостоятельный коллектив, и как театральный оркестр), фольклорных спектаклей, сольных концертов европейских и американский артистов и множества прочих культурных событий, призванных активно внедрять западный стиль жизни в традиционное иранское общество, что вносило немалый вклад в бурное развитие Тегерана как одного из самых привлекательных мегаполисов Азии. Здесь гастролировали со своими сольными концертами Иегуди Менухин и Элизабет Шварцкопф, Лос-Анджелесский филармонический и Московский симфонический оркестры, Большой классический балет Франции, балет Кировского театра из Ленинграда и многие другие.

Под покровительством шахской семьи и, в особенности, при активном попечении и даже можно сказать руководстве императрицы Фарах театр «Рудаки» привлекал огромное количество всемирно знаменитых артистов для участия в спектаклях и концертах на его сцене. Обычно участвующие в постановках знаменитые гастролёры приезжали в Тегеран за две-три недели до премьерных спектаклей для всесторонней подготовки новой продукции. Длинный список выдающихся певцов, за двенадцать лет появлявшихся на сцене Тегеранской Оперы, включает такие имена как Тито Гобби, Джорджо Тоцци, Чезаре Сьепи, Ренато Капекки, Роберт Кернс, Ги Шове, Феличе Скьяви, Микеле Молезе, Лино Пульизи, Карло Бини, Виктор Браун, Георгиос Паппас, Жан Дюпуи, Пьер-Миранда Ферраро, Карло дель Боско, Джанлуиджи Кольмагро, Джанкарло Луккарди, Ноэль-Жан Тиль, Роландо Панераи, Уго Бенелли, Джеф Вермеерш, Марио д’Анна, Николай Гюзелев, Николае Херля, Рудольф Холтенау, Василе Молдовяну, Николас ди Виргилио, Герд Бреннейс, Роберт Кристесен, Лео Гёке, Делме Брин-Джонс, Морис Маевский, Леонард Мроз, Эдмунд Коссовский, Дебриа Браун, Ацуко Азума, Джун Кард, Марчелла Реале, Розе Вагеманн, Мари Робинсон, Рита Лантьери, Эди Летиция Амедео, Мария Крисан, Урсула Шрёдер-Файнен, Альваро Мальта, Сильвия Гести и Сильвия Андерсон. Некоторые из них сегодня уже совершенно забыты, хотя их имена когда-то «гремели», другие – хорошо памятны любителям оперы во всём мире и поныне.

Одним из наиболее частых гастролёров в театре «Рудаки» в поздний период его функционирования, работавший здесь не один сезон (1975 – 1978 гг.) и не над одним названием, был выдающийся итальянский баритон Джузеппе Таддеи. Его коронными партиями на тегеранской сцене были Фальстаф, Риголетто, Джанни Скикки, Дон Маньифико и Дандини. Впервые выдающийся певец появился в Тегеране в сезоне 1974 – 75 гг. в своей, наверное, наиболее значимой роли – вердиевского Фальстафа. Спектакль был поставлен Лотфи Мансури (1929 – 2013) – иранским режиссёром, позже сделавшим большую международную карьеру, возглавлявшим последовательно в 1980-90-е годы Канадскую Оперу в Торонто и Оперу Сан-Франциско и сотрудничавшим с Мариинским театром – именно на его сцене он сделал знаменитую реконструкцию спектакля 1904 года по опере Глинки «Руслан и Людмила», а также поставил «Войну и мир», «Бориса Годунова», «Евгения Онегина». Дирижировал четырьмя представлениями, состоявшимися в феврале 1975-го и в которых пел Таддеи, Кеннет Монтгомери. В декабре 1977-го Таддеи повторил свой успех в этой партии на тегеранской сцене, спев три спектакля под управлением иранского маэстро Фаршада Санджари. Спектакль 17 декабря транслировался по иранскому радио и телевидению. Не менее значимым было выступление Таддеи в партии Риголетто, которую он исполнил в феврале 1976 года в ансамбле с юной Лючаной Серрой под управлением маэстро Рудольфа Крюгера и в режиссуре Джеймса Конрада. В роли Джанни Скикки Таддеи выступил в Тегеране четыре раза в октябре 1977 года – это была постановка Итало Тайо, а дирижировал Нино Верки. Необыкновенный комический дар Таддеи особо был оценен тегеранской аудиторией, которая с восторгом принимала этот образ. Также огромный энтузиазм вызывало участие Таддеи в «Золушке» Россини, в которой певец попеременно исполнял обе буффонные баритоновые партии (Маньифико и Дандини).

Среди дирижёров, выступавших в театре «Рудаки», необходимо упомянуть Альберто Эреде, Альфредо Горзанелли, Нино Бонаволонту, Маурицио Арену, Жана-Пьера Жакилата, Кеннета Монтгомери, Альберта Розена, Ли Шенен, Гектора Урбона, Джанлуиджи Джельметти, Вальтера Хорнштайнера, Кристофа Перика, Маттиаса Кунча, Тибора Пустаи и Алуна Фрэнсиса. Осенью 1975 года состоялся исторический визит в Тегеран Берлинского филармонического оркестра – прославленный коллектив под управлением великого Герберта фон Караяна выступал на сцене театра «Рудаки». Было дано три концерта – 8, 9 и 11 ноября, на которых были исполнены такие произведения как 35-я симфония Моцарта, 2-я симфония Брамса, 4-я и 5-я симфонии Бетховена и «Тиль Уленшпигель» Рихарда Штрауса. Концерт 9 ноября посетили Их Императорские Величества Шах и Шахиня Ирана.

В театре «Рудаки» ставили такие режиссёры как Итало Тайо, Лотфи Мансури, Джеймс Конрад, Вольфганг Вагнер, Бруно Сантини, Альфред Вопман, Федерик Мирдита, Вольф-Дитер Людвиг, Витторио Патане, Джон Фрейзер, Вольфрам и Амрей Скалицкие, Ян Бичицкий, а также Роберто Таддеи, сын знаменитого баритона, который поставил «Золушку» в феврале 1978 года, в которой его отец блистательно пел Дандини и Маньифико.

Каждый сезон, начиная с 1967 года и заканчивая 1978-м, Императорская Опера организовывала Национальный фестиваль культуры и искусств, который был настоящей кузницей национальных талантов: множество иранских дирижёров, режиссёров, сценографов, танцоров, хореографов и певцов выдвинулись именно благодаря этим фестивалям. Вот лишь некоторые имена – Монир Вакили, Эвелин Багчебан, Факхерех Саба, Пари Зангане, Судабех Таджбахш, Хилла Гараханян, Аленуш Мелконян, Ингрид Резаи, Насрин Азарми, Судабех Сафайех, Леонор Хаджари, Соня Карапет, Хоссейн Саршар, Ахмад Парси, Даниэль Гуджвин, Алек Мелконян, Энаят Резаи (долгие годы директорствовал в театре «Рудаки»), Биджан Ассефьях (сменил Резаи на руководстве театром в 1976-м), Хешмат Санджари, Лорис Тьекнаворян, Али (Александр) Рабари, Фаршад Санджари, Биджан Сетайеш, Фархад Мешкат, Наджед Ахмадзаде, Аида Ахмадзаде, Биджан Калантари, Хайдех Чангизян, Марион Деланян, Али Пурхарух, Хома Партови, Абдолла Хаджи-Горбани, Медохт Никбакт, Пари Самар (одна из самых выдающихся исполнительниц партии Кармен).

Тегеранская Опера была своего рода стартовой площадкой для множества замечательных зарубежных исполнителей, впоследствии прославившихся на мировых сценах. Здесь можно назвать такие имена как Микеле Казато, Манрико де Тура, Хайнц Сосница, Карл Эрнст Акерман, Жан Поль Рихтер, Винченцо Джаннини, Хайнц Арнольд, Жорж Пьялога, Джерси Сыпек, Тео Лау, Хелен Энша, Таширо Огава, Кармен Озарио, Элиза Кьоряну, и, конечно же, – Лючану Серру, выдающуюся итальянскую лирико-колоратурную сопрано. Её связывал с Императорской Оперой долгосрочный контракт, и любители музыки могли слышать эту замечательную певицу в течение нескольких сезонов до 1977 года в таких партиях как Джильда («Риголетто»), Адина («Любовный напиток»), Серафина («Колокольчик» Доницетти), Розина («Севильский цирюльник»), Царица ночи («Волшебная флейта») и Лючия ди Ламмермур.

Тегеранская балетная компания начала свою историю в 1958 году, даже раньше, чем был основан театр «Рудаки»: по инициативе Дамы Нанетт де Валуа тогда в иранской столице был основан Ансамбль классического балета, имеющий, тем не менее, некоторые истоки и в иранском национальном танце, чья традиция в древней Персии имеет глубокие корни. С 1965 по 1976 годы Национальный балет Ирана, который был одним из трёх главных (наряду с оперой и оркестром) резидентов театра «Рудаки», возглавляли хореограф Роберт де Уоррен и его супруга и ассистент Жаклин. По их приглашению над балетным репертуаром в Тегеране трудились такие знаменитости как Морис Бежар, Рудольф Нуриев, Марго Фонтейн, Биргит Кульберг, Энн Хитон, Патрисия Нири, Дадли Дэйвис, Вахтанг Чабукиани и Николя Берёзофф. После Исламской революции, когда балет, как и прочие классические искусства, был удалён из жизни иранского общества, в Швеции иранский хореограф Нима Кианн основал Новый иранский национальный балет («Les Ballet Persan»), собрав вокруг себя всех оказавшихся в изгнании иранских танцовщиков и балетмейстеров.

Надо сказать, что на протяжении всех двенадцати лет существования, «Рудаки» дарил своим посетителям незабываемые мгновения гармонии как оперных, так и балетных спектаклей, поскольку как приглашённые, так и местные дирижёры старались добиться идеального слияния голосов и установления верного баланса между сценой и ямой, кроме того, менеджмент прилагал немало усилий для того, чтобы формировать ровные исполнительские составы, в которых бы большие звёзды сочетались бы с высокопрофессиональными исполнителями партий-ролей второго плана. В течение всех двенадцати сезонов в театре «Рудаки» оперы исполнялись только на языке оригинала – так, как в то время всё более и более становилось принятым в ведущих оперных домах мира. Шедевры мировой оперы звучали с тегеранской сцены на итальянском, французском, немецком, русском языках, а также на фарси – это воспринималось абсолютно естественно той космополитичной аудиторией, что до исламской революции наполняла иранскую столицу. Безусловно, немалая, если не основная заслуга в процветании Императорской Оперы в Тегеране принадлежала просвещённой августейшей патронессе Фарах Пехлеви, которая искренне любила классическое европейское искусство и старалась привить его на родной земле.

При подготовке статьи использованы воспоминания Л. Оссес Адамс

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

иранская музыка

Словарные статьи

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ