Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: 90-летие Каллас. Кончина Оралии Домингес. Неожиданный демарш Синайского. Театр Сац замахнулся на Вагнера. Итоги «Санкт-Петербурга». «Аида» на стадионе. Казанский Гоголь. Ла Скала и Черняков.

90-летие Каллас

2 декабря исполнилось 90 лет со дня рождения Марии Каллас – величайшей оперной певицы прошлого века. А может быть 3-го или 4-го – точной даты рождения легенды мира музыки никто не знает: данные об это разнятся. Но как бы там ни было – большой юбилей в начале декабря.

Даже главную страницу крупнейшей поисковой системы мира Google украшал в эти дни очередной праздничный логотип: статичное изображение знаменитой гречанки. Что означает, что единственной из оперных певиц Каллас довелось стать персоной масскульта, узнаваемым образом планетарного масштаба.

35 лет как Каллас покинула этот мир, и почти полвека прошло с тех пор, как окончилась ее оперная карьера, но ее притягательность для новых поколений музыкантов и меломанов ничуть не уменьшается. Более того, армия поклонников таланта Каллас постоянно растет и пополняется, а ведь почти на сто процентов она сегодня состоит из людей, никогда не видевших Каллас на сцене и не слышавших ее вживую. Любое сопрано, берущееся исполнять репертуар бельканто, Верди или веризма неизбежно сравнивается с Каллас — и, как правило, не выдерживает этого сравнения. Много лет прошло с памятного вечера в «Ковент-Гарденe», когда она спела свой последний спектакль. Но свет давно погасшей звезды ярок сегодня почти также, как в дни ее прижизненной славы.

Кончина Оралии Домингес

В Милане на 88 году жизни скончалась мексиканская оперная певица Оралия Домингес. Мексиканское министерство культуры назвало меццо-сопрано «одним из влиятельнейших голосов 20 столетия». За время своей активной тридцатилетней карьеры Домингес стояла на сцене вместе с Марией Каллас и Джузеппе ди Стефано в таких оперных театрах, как «Ла Скала», «Ковент-Гарден» и «Колон».

Оралия Домингес родилась 25 октября 1925 года в мексиканском городе Сан-Луис-Потоси. Через год после своего дебюта в оперном театре Мехико в 1950 году она уже участвовала вместе с Каллас, Дель Монако и Таддеи в постановке оперы Верди «Аида» в «Palacio de Bellas Artes». Запись этой постановки до сих пор считается одной из самых значительных.

Европейский дебют Домингес состоялся в 1953 году в лондонском зале Вигмор-Холл, в этом же году меццо-сопрано успела выступить на сцене «Ла Скала» и приняла участие в Фестивале в Люцерне. В последующие годы певица выступала уже по всей Европе, сотрудничая с такими дирижёрами, как Туллио Серафин, Игорь Маркевич и Герберт фон Караян. Большой успех имели её выступления в «Ковент-Гардене» и на фестивале в Глайндборне. Последнее выступление певицы состоялось в 1982 году: она исполнила партию меццо в «Реквиеме» Верди в зале «Palacio de Bellas Artes».

Неожиданный демарш Синайского

Главный дирижер Большого театра России Василий Синайский скоропалительно ушёл в отставку. Свое решение Синайский принял, несмотря на премьеру оперы «Дон Карлос», в которой он являлся музыкальным руководителем и дирижером. Премьерный показ оперы запланирован на 17 декабря. «Мое решение никак не связано с «Доном Карлосом», тем более что до премьеры еще две недели», - отметил дирижер. Синайский, по его словам, покидает Большой театр с сожалением, однако считает, что его «творческая жизнь только оживилась» и он «наконец, свободен». Дирижеру регулярно приходят различные концертные предложения, и теперь у него появилась возможность ограничиваться выступлениями с лучшими оркестрами, которые ему действительно интересны.

Синайский подал заявление об уходе из Большого театра 2 декабря и уже с 3 декабря был официально уволен. Должность главного дирижера ГАБТа он занимал с 2010 года.

Театр Сац замахнулся на Вагнера

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац – единственный в мире оперный театр для детей – в рамках цикла «Детская филармония», в котором знаменитые сказки в исполнении известных актёров театра и кино сопровождаются музыкальными иллюстрациями, впервые знакомит самых юных слушателей с оперным наследием Рихарда Вагнера.

6 декабря на основной сцене театра опера «Золото Рейна» была исполнена в концертной инсценировке специально для юных слушателей. Такая адаптация Вагнера для самой широкой аудитории предпринимается впервые в России, а интерпретация именно этой оперы в расчёте на восприятие самыми юными, - впервые в мире. Первая часть тетралогии «Кольцо нибелунга», в которой происходит завязка циклической драмы, позволит самой широкой аудитории познакомиться с необычным образным миром и музыкальным своеобразием оперного наследия Р. Вагнера.

Сохранив основные повороты сюжета, поэтический текст Алевтины Иоффе позволяет прикоснуться к величественному миру вагнеровской мифологии. Авторские ремарки композитора, касающиеся развития сюжета и характеристик персонажей, предоставлены чтецу, в роли которого выступит народный артист России Георгий Тараторкин. В постановке участвуют солисты и симфонический оркестр Театра имени Наталии Сац. Дирижер и автор инсценировки – Алевтина Иоффе. Сценическое действие будет дополнено яркими визуальными эффектами: видеопроекциями, световой и компьютерной графикой.

Итоги «Санкт-Петербурга»

Победным для россиян стал Шестой международный конкурс оперных певцов "Санкт-Петербург", завершившийся в северной столице гала-концертом лауреатов. Торжественная церемония награждения прошла на сцене Капеллы Санкт-Петербурга.

Первой премии среди женщин удостоена недавняя выпускница Петербургской консерватории Анастасия Кикоть. Ранее она добивалась успеха на конкурсе "Три века классического романса" в Петербурге и Международном конкурсе имени Галины Вишневской в Москве. Многое дала певице стажировка в Молодежной оперной программе Большого театра России.

Среди мужчин первую премию разделили солист Екатеринбургского академического оперного театра Олег Бударацкий и солист театра "Санктъ-Петербургъ Опера", выпускник прошлого года Петербургской консерватории Юрий Власов. В нынешнем году он был вторым на Международном конкурсе Елены Образцовой.

Лауреатами второй премии названы студентка Ереванской консерватории Мане Галоян (Армения) и певец из Бельгии Иван Тирион, учившийся в Брюссельской консерватории. Третье место заняли представительница Белоруссии Мария Галкина, принятая в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра, и певец из КНДР Цой Чер Чур, который учится в Московской консерватории. Несмотря на молодость, он является уже лауреатом I премии Международного конкурса «Bella voce» (Москва, 2011) и Международного конкурса имени Максима Михайлова (Калуга, 2013).

В этом году участие в конкурсе "Санкт-Петербург" приняли 140 вокалистов более чем из 20 стран. Жюри возглавляла почетный гражданин Санкт-Петербурга, народная артистка СССР Ирина Богачева. Вместе с ней лучших выбирали звезды мировой оперной сцены и ведущие театральные менеджеры из Великобритании, Германии, России и США.

«Аида» на стадионе

В Санкт-Петербурге решили поставить оперу Джузеппе Верди "Аида" на стадионе "Петровский". Cоответствующее соглашение подписали в городском комитете по культуре с мэрией Вероны (Италия), Фондом социально-культурных инициатив, который возглавляет Светлана Медведева, и Фондом "Арена ди Верона". Документ подписан в рамках Санкт-Петербургского Международного культурного форума.

Оперный фестиваль в 270-тысячной Вероне существует уже сто лет и собирает до полумиллиона зрителей - оперы звучат на хорошо сохранившейся древнеримской арене, отсюда и название фестиваля. Первой постановкой в 1913 году была "Аида".

Санкт-Петербург, который с городом Ромео и Джульетты связывают побратимские отношения, решил привезти "Арену ди Верона" к себе. Идея гигантской оперной постановки принадлежит, как рассказал глава комитета по культуре Василий Панкратов, вице-губернатору Василию Кичеджи. Напомним, последний уже был автором идеи выступления гигантского хора у Исаакиевского собора в День города.

Теперь дошла очередь до оперы. Дирижировать оркестром из Вероны - это 120-130 музыкантов - и хором в 160 человек будет художественный руководитель петербургского Мюзик-Холла Фабио Мастранджело, который пять лет работал в Вероне. Пока не разглашается, кто будет петь, но дирижер уверяет, что участие в постановке примут звезды мировой оперы.

Фабио Мастранджело вспомнил, что в Риме в 1990 году на стадионе во время одного из чемпионатов мира по футболу пел Лучано Паваротти, и пошутил, что болельщиков "Зенита" вполне можно привлечь в качестве хора. Кстати, как сообщил Панкратов, первоначально вообще была идея устроить оперное действо на недострое – стадионе "Зенит-Арена", но от столь экстремальной идеи отказались.

"Аида" должна мощно прозвучать на стадионе "Петровский" 12 сентября 2014-го - в День святого благоверного князя Александра Невского, пояснил глава комитета по культуре. В этом году в городе 12 сентября состоялся первый крестный ход по Невскому проспекту, на следующий - крестный ход предполагается также, зато потом можно будет отправиться на стадион слушать оперу. Иной связи между церковным праздником и сюжетом оперы, где повествуется о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды - дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне, просто нет.

Бюджет действа пока не определен. Как сообщил Василий Панкратов, "это не дешевое мероприятие", часть расходов возьмет на себя город и еще будут спонсорские средства. Обещают билеты по доступной цене, а также, что "Арена ди Верона" в Санкт-Петербурге может стать традицией.

Казанский Гоголь

19 декабря в Казанском концертном зале им. Сайдашева пройдет премьера одноактной оперы-колядки «Ночь перед Рождеством» композитора Елены Анисимовой. Она же выступила автором либретто. Это вторая работа молодого композитора, созданная по мотивам произведений Н. В. Гоголя. Первой оперой Елены Анисимовой стала дипломная работа - опера «Вий», написанная в 2005 году.

Спектакль - яркое сценическое действо с этническим колоритом. В нем примут участие оркестр «Tatarica» под управлением заслуженного деятеля искусств Рината Халитова, фольклорный ансамбль консерватории под руководством Лилии Сарваровой. Солисты – участники Оперной студии Казанской консерватории под руководством заслуженного деятеля искусств Альфии Заппаровой. Режиссер - Рустем Фаткуллин.

Елена Анисимова - член Союза композиторов России и Татарстана, кандидат искусствоведения, лауреат международных и всероссийских конкурсов, старший преподаватель кафедры теории музыки и композиции Казанской консерватории, руководитель Поволжского представительства МолОт Союза композиторов РФ. Среди сочинений Е. Анисимовой одноактная опера «Вий» по повести Н. В. Гоголя, оркестровые, камерные и вокальные сочинения. Симфоническая фантазия на удмуртский фольклор «Шудон гур», исполненная Государственным симфоническим оркестром Татарии под управлением Александра Сладковского, вошла в Антологию симфонической музыки композиторов республики (студия звукозаписи RCA red SEAL совместно с фирмой «Sony music»).

Ла Скала и Черняков

"Ла Скала" 7 декабря откроет новый театральный сезон оперой "Травиата" Джузеппе Верди. Как сообщил художественный директор "Ла Скала" Стефан Лисснер, сразу несколько телекомпаний, включая российский канал "Культура", будут вести прямую трансляцию из самого известного театра Италии.

Выбор оперы Верди не случаен – в этом году музыкальный мир отмечает 200-летие со дня рождения прославленного композитора. Режиссером-постановщиком "Травиаты" стал Дмитрий Черняков, дебютирующий в миланском театре, причём сразу в инаугурационном спектакле. Следующими же в афише нового сезона "Ла Скалы" станут вечера российского хореографа, бывшего руководителя балета Большого театра Алексея Ратманского. В хореографических постановках участвуют Светлана Захарова и итальянский танцовщик Роберто Болле.

Верди вернется на сцену "Ла Скала" и в будущем году, здесь будут показаны оперы "Трубадур" и "Симон Бокканегра". Кроме того, миланский театр в течение сезона представит оперы Николая Римского-Корсакова "Царская невеста" (вновь в постановке Чернякова – копродукция с Немецкой государственной оперой в Берлине), Гектора Берлиоза "Троянцы", Рихарда Штрауса "Электра", Вольфганга Амадея Моцарта "Так поступают все", Джоаккино Россини "Граф Ори".

Балетная программа в этом сезоне имеет ярко выраженный "русский акцент". Светлана Захарова исполнит главные партии в балетах "Лебединое озеро" и "Дон Кихота" в постановке Рудольфа Нуреева. В качестве приглашенной звезды премьер Михайловского театра Иван Васильев станцует в восстановленной постановке балета "Драгоценности" знаменитого хореографа, выходца из России Джорджа Баланчина.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ